Роль снов в романе Преступление и наказание Достоевского

Сочинение

Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.

Поскольку роман «Преступление и наказание» — философско-психологическое произведение, Достоевский использует сны в качестве инструмента, раскрывающего внутреннее состояние Раскольникова, изменения в его мышлении и эмоциональном состоянии. Всего таких снов в произведении пять, два из которых являются крайне яркими моментами в произведении, поскольку это кошмары, мучающие главного героя.

Первый сон, Второй сон, Третий сон, Четвертый сон

Пятый сон

Подробнее

Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.

В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.

Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.

Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.

Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.

Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.

2 стр., 625 слов

«Качество образования — качество жизни» материал ( класс)

... в университете, помогут мне стать профессионалом своего дела. Подводя итог размышлений о качестве образования и качестве жизни, хочется сказать, что качественное образование – это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию на ...

Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.

Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.

Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.

Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.

В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.

Сны в произведении

Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность мира человека в романе эпопее «Война и мир">внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.

«Мое добро!» — эта фраза несколько раз звучит из уст мужика Миколки во сне, увиденном Родионом Раскольниковым незадолго до убийства. Герою снится как он гуляет с отцом по городу, и в это время около кабака начинается разворачиваться ужасная сцена: пьяный мужик заскакивает в свою повозку, запряженную хилой старой клячей, и зазывет своих спутников, таких же пьяных до безобразия ехать с ним. В итоге набивается полная повозка народу, становится понятно, что савраска «не выдюжит» такой тяжелой ноши. Хозяин начинает хлестать лошадь под улюлюканье толпы, в это время в повозке люди хохочут, спорят сдвинется ли с места кляча. Лошадь едва жива, она силится идти, но не может. Миколка продолжает сечь лошадь. Несколько людей из толпы кнутами тоже секут бедную лошадь по бокам. Потом он берет оглоблю и яростно ударяет ей клячу один, другой, третий раз. Она шатается, оседает, но все еще держится. Остервеневший хозяин, не помня себя, выхватывает лом и бьёт наотмашь. После чего лошадь падает и умирает.

Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи!..». Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно. В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…

3 стр., 1317 слов

«Сон об убийстве лошади» (анализ эпизода из главы 5, части 1 ...

... исступлении бросается своими кулачонками на Миколку». Герою этот сон, напомнивший о чудовищном эпизоде из своего детства, словно послан свыше. Он предостерегает Раскольникова от ошибки, поскольку становится очевидно: ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание":

Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

17 стр., 8141 слов

Раскольников есть истинно русский человек

... испытать «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с окружающим миром, и если ... на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который ... Соню Мармеладову. Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На картине Кожина Сем ...

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание

Сны в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

  • Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины.

  • Рассказ Максима Горького Мой спутник основан на реальном путешествии автора из Одессы в Тифлис.

  • Для большинства мужчин, в том числе и для меня футбол не просто игра. Это особый стиль жизнь, дико живая атмосфера. От него я получаю невероятно много незабываемых и ярких эмоций

  • Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.

  • Исаак Ильич Левитана известнейший русский художник, который работал в жанре пейзаж. Левитан обладал уникальным талантом — он умел передать всю красоту природы на холст