Преступление и наказание полифонический роман

Сочинение

Анализ романа «Преступление и наказание» с точки зрения полифонизма М. М. Бахтина

Тянь П. Анализ романа «Преступление и наказание» с точки зрения полифонизма М. М. Бахтина // Молодой ученый. — 2020. — №24. — С. 499-501. — URL https://moluch.ru/archive/262/60501/ (дата обращения: 09.03.2020).

М. М. Бахтин — один из великих ученых и мыслителей ХХ века, он известен «полифонизмом». В данной статье дополнительно анализируется уникальный художественный приём романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с точки зрения полифонизма Бахтина.

Ключевые слова:, Введение:

Из уникальности времени Ф. М. Достоевский смотрел на мир с разнообразной точки зрения и нарушал творческий уклад традиционных романов.

Поэтому мы видим, что его работы всегда обсуждаются, а персонажи всегда думают, всегда высказывают разные голоса. Своим проницательным пониманием М. М.

Бахтин обнаружил уникальность романа «Преступление и наказание» в художественной форме. Художественные особенности ярко проявляются в романе «Преступление и наказание».

1. Диалогизм в романе «Преступление инаказание»

Диалогизм позволяет автору учитывать субъективную инициативу персонажа и окружающую среду персонажа.

Поэтому эта теория диалога имеет важное значение как в области литературы и искусства, так и в реальной жизни.

В «Преступление и наказании» Достоевского есть три формы диалога: духовный диалог главного героя, диалог между главным героем и другим героем и диалог между главным героем и автором.

1.1Духовный диалог главного героя

Главный герой Достоевского — свободный человек, который наравне с автором, имеет независимую личность, собственную душу и независимое самосознание.

Герой Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» обладает сильным самосознанием, а его сердце пребывает в состоянии запутанности, раздражительности и беспомощности.

Например, после того как он получил письмо от своей матери и узнал, что его мать и сестра Дуня прожили тяжелую жизнь, он долго размышлял.

Стоит отметить, что в это время еще один виртуальный персонаж вошел в сердце Раскольникова и имел ожесточенный спор с ним, мучая его, и его сердце было в противоречии. Он хотел прекратить брак своей сестры Дунии, но на самом деле он чувствовал, что ничего не может сделать, чтобы нести ответственность за будущее своей матери и сестры.

2 стр., 853 слов

Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф.М. Достоевского ...

... это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание": ... человеком не была эта старуха, Раскольников не имел права её убивать. Ведь этим поступком он ничего хорошего ... искать ответы убивая. Возможно с другой стороны Раскольникова можно и понять. Ведь в романе автор ... Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: ...

Достоевский использует творческий метод разговора с самим собой, который может в полной мере отобразить субъективные чувства главного героя, может подчеркнуть самосознание главного героя и, наконец, заставить главного героя как можно больше избавиться от контроля автора, смело раскрывать свои мысли.

1.2 Диалог между главным героем идругим героем

Формирование диалога между различными главными героями в романе фактически отражает характеристики разнообразия, сложности и противоречия в эпоху.

В романе «Преступление и наказание» Раскольников находился под сильным влиянием «супермена» мышления. Раскольников и начальник следствия провели несколько психологических войн.

Во многих психологических войнах Раскольников осторожно играл свою роль, и следователь также намеренно соблазнил Раскольникова выявить недостатки. Ритм двух главных героев очень быстрый, создающий напряженную атмосферу.

Достоевский предоставил обоим главным героям полное личное пространство, не сознательно контролировал мысли героя, не судил две мысли, но позволил героям встать на свои позиции для свободного диалога и поддерживать позицию своих мыслей.

1.3 Диалог между главным героем иавтором

С одной стороны, полифонизм дает главному герою большую свободу, но не абсолютную свободу. То есть концепция независимости и свободы главного героя основана на намерении автора. С другой стороны, литературные произведения задуманы автором, и персонажи и сюжеты построены с помощью субъективного сознания автора.

В романе «Преступление и наказание» Соня в какой-то степени является представителем мысли Достоевского. Соня взяла на себя миссию «искупления», это согласуется с мыслью Достоевского, то есть добро относиться к людям и нести миссию спасения Европы и даже мира.

Поэтому герой Соня вела духовный диалог с автором Достоевским.

Достоевский сделал уникальные инновации в своем творчестве: он не только дает персонажам свободу и делает характер персонажа отличительным перед публикой, но также дает читателям свободу и помогает читателю нарушить традиционное мышление.

  1. Синхронность романа «Преступление инаказание»

Достоевский считает, что все во множественном мире сосуществует и взаимодействует одновременно. Поэтому в романе «Преступление и наказание» он держит время истории в определенном диапазоне и бесконечно расширяет пространство, все из которых сосуществуют, взаимодействуют и взаимодействуют.

Вся история длится всего десять дней, но в сознании героя появляется много персонажей, времени, места и событий. Различные эмоции главного героя Раскольникова могут сосуществовать в одно и то же время: добро и зло, радость и печаль, беспокойство и равнодушие, высокомерие и спокойствие.

Разные персонажи собираются в одном и том же месте в одно и то же время, и все происходит одновременно. Все они отражают синхронную природу полифонических романов.

Достоевский никогда не давал читателям почувствовать логическую связь между прошлым и будущим, всегда позволял читателям оставаться в одном и том же временном интервале, ставить читателей в напряженную атмосферу и позволять читателям видеть больше за ограниченное время.

12 стр., 5640 слов

О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. ...

... героев романа и стали темой данной работы. Базовыми источниками для раскрытия темы реферата стали критические статьи Н.Н.Страхова «Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание», М.М.Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», В.В.Розанова «О Достоевском», ... за жизнь» писал: « нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную ...

  1. Незавершенность романа «Преступление инаказание»

Бахтин считает, что персонажи, созданные Достоевским, обладают незавершенностью. По мнению Бахтина: значение человеческой жизни заключается в том, что он еще не высказал свои окончательные мнения и идеи. Главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников отражает незавершенность.

С одной стороны, от начала и до конца Раскольников искал внутренний мир, искал рецепт спасения, до конца истории он не нашел ни одного. Конец романа предвещает начало другой новой истории.

С другой стороны, Раскольников продолжал беседовать с другими главными героями, но они не сделали точного заключения, но не согласились друг с другом.

Заключение

Исследования поэтики Бахтина принесли нам большую пользу: теория, которую он извлек из творчества Достоевского, помогает нам по-новому взглянуть на творчество писателя и продвигает метод литературных исследований. В то же время он обогащает художественное мышление людей, открывает новые писательские направления для писателей и способствует разнообразному развитию литературного мира.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie-polifonicheskiy-roman/

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского, 2-е изд. М.: Советский писатель, 1963. 346 с.
  2. Достоевский Ф. М. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб: Типография А. С. Суворина. 332 с.
  3. Достоевский Ф. М. Письма: В 4-х т. М.: Гослитиздат, 1959.Достоевский Ф. М. Повести и рассказы: В 2 т. М.: Художественная литература, 1979.
  4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972.
  5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Наука. Сер. «Литературные памятники», 1970. 808 с.

Основные термины

: главный герой, Преступление, герой, духовный диалог, наказание, роман, наказание Раскольников, напряженная атмосфера, автор, время.

Раскольников и его оппоненты. «Преступление и наказание» как полифонический роман

Несмотря на одиночество, столь остро им ощущаемое, Раскольников все время окружен людьми, которые помогают ему понять себя и мир.

Самопознание личности происходит в романе через диалог, через спор — с самим собою, со своими прежними мыслями и с другими героями. «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. <�…> В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев. <�…> не только действительность самого героя, но и окружающий его внешний мир и быт вовлекаются в процесс самопознания, переводятся из авторского кругозора в кругозор героя… Рядом с самосознанием героя, вобравшим в себя весь предметный мир, в той же плоскости может быть лишь другое сознание, рядом с его кругозором — другой кругозор, рядом с его точкой зрения на мир — другая точка зрения на мир. Всепоглощающему сознанию героя автор может противопоставить лишь один объективный мир — мир других равноправных с ним сознаний» (М.М. Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: «Алконост», 1994).

11 стр., 5500 слов

Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского ...

... в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» — с другой.Здесь искали: правда раскольникова и правда сони правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание правда сони и правда раскольникова Рубрика: Сочинения Несколько интересных сочинений Сочинение Ромео и Джульетта любовь и трагедия любви ...

Человек у Достоевского не статичен ни в одной точке своего бытия. Он — в постоянном развитии, суете, вопросах-ответах, рефлексии. Окружающие для Раскольникова — и прежде всего Наполеон, Соня, Свидригайлов — суть позиции, отношения с миром, в которых он также пытается разобраться, чтобы самому себе ответить на вопрос, главный вопрос: кто я и что я.

Каждый из вышеупомянутых персонажей создает еще одну «систему координат», в которой можно рассматривать героя. Причем эти «системы» противоречиво сталкиваются друг с другом, и перед нами предстает Раскольников разный, освобожденный от власти настоящего времени, и в каждый последующий момент своего романного бытия отвергающий собственный предыдущий опыт. Это стало одним из важнейших художественных открытий Достоевского — изображение человека таким быстро меняющимся, подвижным, как ртуть, открывающим читателю мельчайшие подробности своей внутренней жизни. Замечательно определил это русский литератор серебряного века Вячеслав Иванов: «бормотание человеческой души». Безудержный, непривычный и пока еще странно пугающий «поток сознания» открывает новый стиль, который в двадцатом веке даст иной уровень описания человека, проникновения в тайное тайных его души.

Как же действует в романе принцип диалога?

«Да, страшна была ему Соня…» Соня Мармеладова — главный оппонент Раскольникова в романе. Она — всей своей судьбою, характером, выбором, образом мыслей, самоощущением противостоит его жестокой и страшной жизненной схеме. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия существования, еще более, чем он, униженная, Соня — другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся в жертву себя, отдав свое тело на поругание, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает «преступивший» нравственный закон и терзаемый кровью, пролитой во имя идеи, Раскольников.

«Ненасытимое», подвижническое страдание Сони лежит, как это ни странно, в основании ее душевной гармонии. В страдании Сони — искупление греха, без которого не существует мир и творящий его человек, заблудившийся и потерявший дорогу к храму.

В образе Сони писатель «пробует» свою излюбленную идею «Божьего человека», не утратившего столь необходимой, по Достоевскому, связи с Господом, страстного стремления к «жизни во Христе». В каждом романе писателя есть герой, который напоминает другим персонажам о грехах мирской жизни, о необходимости покаяния. В этих образах Достоевский воплощает свое представление о глубинах подсознательной жизни русской души. Страданием очищается душа, «в страдании яснеет истина» (Ф.М. Достоевский), через него приходит к себе, познает свое высокое предназначение Соня.

15 стр., 7081 слов

Двойники раскольникова

... Лужин смотрит с презрением и отвращением. Он считает себя выше других людей, и что «всё на свете на личном интересе основано». Однако, если Раскольников больше размышляет о гуманистических ... жизней, но под «занавес» он пытается исправиться: помогает Соне и другим детям погибшего Мармеладова… Любовь к Дуне пробуждает в нем настоящего человека. Но тот период, когда Свидригайлов, подобно Раскольникову, ...

В страшном мире романа Соня — тот нравственный абсолют, светлый полюс, который притягивает всех.

Итак, все герои романа ведут друг с другом и прежде всего с главным героем своеобразный диалог позиций и мировоззрений. Сонина смиренная жертвенность никогда не станет позицией Раскольникова — но в этом противостоянии заложена любимая идея самого автора, его фундаментальная этическая и эстетическая концепция происходящего. Многоголосие (полифонизм) — противоречивое и противоборствующее — есть неотъемлемое свойство мира.

Теперь обратимся к герою, о котором ничего еще не было сказано. Это Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик, домогающийся Авдотьи Раскольниковой, сестры героя. Каков Раскольников в этой системе отсчета?

«Свидригайлов очень интересно представлен в повествовании. Его не разместить ни у положительного, ни у отрицательного «полюсов» Раскольникова. Если отношения Сони и Порфирия с Раскольниковым — открытая борьба, то, в отличие от них, Аркадий Иванович все время провоцирующе, снисходительно одобряет его, иронически соглашается с ним, хвалит его. Но, как будто бы все время одобряя героя, своим согласием с ним он тоже приводит Раскольникова к отречению от себя — такого, каким он нравится Свидригайлову» (Жук Л.Л. Русская проза второй половины XIX века. М.: «Просвещение», 1981).

О Свидригайлове ходят странные слухи — мы так никогда и не узнаем, правда ли то, что о нем говорят, или обычные провинциальные бредни. Говорят, он отравил собственную жену, довел слугу до самоубийства, растлил ребенка… Этот душегуб, впервые встречаясь с героем, заявляет ему буквально с порога: «Мы с Вами одного поля ягоды», — чем приводит Раскольникова в трепет — ведь тот уверяет себя, что содеянное им самим «не преступление». Нет, убеждает его Свидригайлов. Ты такой же, как и я. Свидригайлов ни во что не верит. Жизнь больше не представляет для него ни интереса, ни смысла. В ней не осталось ничего запретного, ничего непознанного: в ней не осталось тайны.

А ведь Свидригайлов — бонвиван, человек, живущий страстно и со вкусом, игрок и почитатель женской красоты. И вот этот игрок и шулер, получающий удовольствие просто от самого процесса своей безбедной жизни, встретил Дуню Раскольникову — и чем-то она потрясла его воображение: красотой, гордостью, но было еще что-то, от чего он «сошел с ума», потерял голову, захотел бросить мир к ее ногам, переделать жизнь. А в результате всего этого получилась довольно грязная интрига, о которой мы узнаем из письма Пульхерии Александровны Раскольниковой. К слову сказать, Свидригайлов был женат, и все деньги принадлежали Марфе Петровне, его жене. А он был — любимый и балуемый, ни в чем не знающий отказа, но — приживал. Значит, надо искать какие-то выходы из создавшейся ситуации.

Читателю неизвестно, как это все произошло, но в один ненастный день Марфа Петровна умирает. Таким образом Свидригайлов оказывается единственным законным наследником солидного состояния. Путь к Дуне открыт — и вновь девушка отказывает ему! Свидригайлов уже не может отступить — теперь Дуня для него сверхцель, та вершина, для покорения которой он может пожертвовать всем. Весь азарт игрока, невероятные способности вести интригу — все брошено на то, чтобы добиться благосклонности Дунечки. Но она непреклонна, и последняя надежда рассеивается как дым, когда Дуня, отчаявшись, стреляет в Свидригайлова, заманившего ее обманом на свидание. Он увидел в этот момент ее глаза и в них то, во что так невозможно было поверить: он понял — никогда. Но понял еще и другое отчетливо и ясно — в этой женщине была скрыта тайна его странной жизни, только она могла помочь, только такая дала бы руку и спасла — и руку он бы принял. Лишившись этой последней возможности что-то сделать со своей жизнью, Свидригайлов «уезжает». И его самоубийство — не просто самоприговор: я согрешил и поэтому грех свой смертный искупаю собственной жизнью. Он ведь, еще только появившись впервые у Раскольникова, говорил, что собирается в далекое путешествие. Не составляет труда догадаться, что имелось в виду. Самоубийство Свидригайлова — акт отчаяния человека, который убедился, что в нем нет Бога. Поэтому и вечность вызывает только тоску, поэтому так страстно влечет к Дуне. Свидригайлов страшен сам себе. Все, что он сделал, если сделал, было ему, осмелимся сказать, легко. Может быть, поэтому Достоевский и не говорит о его душегубствах прямо — что было, чего не было; наверное, и сам Свидригайлов так ощущал свою жизнь: смешение чудовищных фантазий и реальных поступков. Вот только тени умерших стали являться ему в последнее время — то Петрушка с чубуком, то Марфа Петровна напомнит, чтоб часы завел…

2 стр., 578 слов

«Жизнь и судьба» или «Человек— хозяин своей судьбы»

... И тут же причина создает следствие: бронхит. Я думаю, что человек – хозяин своей судьбы. Он не решает в жизни всего, например, не выбирает, где и у кого родиться. ... злой рок преследует даже целые народы. А другие люди говорят, что свою судьбу человек строит сам и сам определяет свою жизнь. Если в траву бросили окурок или зажженную спичку, ...

Свидригайлов не чувствует никаких моральных преград. И главной раскольниковской муки — совершил то, чего не должен был совершать, — для Свидригайлова не существует. Просто он вне морали. Он стремится в мир людей, ищет дорогу и, встретившись с Дуней, — наконец почувствовал, что вступает в новый мир, перед ним открывается дорога к новому благодатному знанию. Потому так бесповоротно определил его дальнейшую судьбу ее отказ.

Свидригайлов, поставленный рядом с Раскольниковым, открывает еще одну сторону философской проблематики романа. Нравственное чувство может угаснуть в человеке под влиянием определенных обстоятельств, может поколебаться под обаянием странных идей, но мораль, нравственный закон от этого не исчезнет, не прекратит своего существования, потому что он, как и звездное небо над нами, — одно из чудес мира, онтологическое свойство человека.

Разнообразные позиции, стремясь навстречу, тем не менее никогда не сольются. Они корректируют одна другую, регулируют самосознание и познание — и в этом их главная задача. Антитеза — нравственная и мировоззренческая — древнейшее свойство и духовной, и материальной жизни человечества. И автор не занят, в отличие, скажем, от своего современника Толстого, решением этой вечной проблемы. У него нет готовых рецептов, он не способен обольщаться. Его психологический метод давал возможность беспредельного проникновения в человека, в сокрытую даже от самого героя внутреннюю жизнь. И этот «человек заветный» не оставлял автору никаких иллюзий. Ощущая современную ему русскую жизнь как время глубочайшего национального духовного кризиса, Достоевский занят был не поисками пути: его задача — открыть и показать феноменологию человеческого духа, его муки и превраще

15 стр., 7457 слов

Технологии продления жизни среди людей пожилого возраста

... продления жизни древние египтяне употребляли в больших количествах чеснок. Мыслители и врачи разных эпох уделяли немало внимания вопросам лечения болезней старых людей и обобщали опыт продления жизни. Авиценна (980-1037 г.) обобщил достижения медицины ... основой долголетия и активной творческой жизни. Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых ...

Информация о работе «Раскольников и его оппоненты. «Преступление и наказание» как полифонический роман»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 10494 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0