Симфония № 5 (Шостакович)

Сочинение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Симфония № 5 ре минор, op.47,

История создания

После гонений 1936 года за оперу «» и балет « Светлый ручей » Шостакович находился под давлением. От него требовали упростить свою музыку и адаптировать её к модели социалистического реализма. Согласно официальной позиции, социалистический реализм в музыке предполагал монументальный подход и возвышенную оптимистическую риторику. Музыка Шостаковича была сочтена слишком сложной технически, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» поносили в «Правде» . На заседании Союза композиторов через неделю после этой статьи Лев Книппер , Борис Асафьев и Иван Дзержинский предложили помочь композитору встать на правильный путь. В такой обстановке у Шостаковича, как представляется, нет другого выбора, кроме как подчиниться.

Шостакович обратился к помощи маршала . Один из высших офицеров в Красной армии с 1925 года был покровителем композитора. Тем не менее, сам маршал стал жертвой, осужден по обвинению в измене и расстрелян. Многие из друзей и родственников Шостаковича были арестованы и исчезли, а на протяжении года композитор опасался, что то же случится и с ним.

Такова была ситуация, с которой Шостакович столкнулся в апреле . Но как исключительно точно, глубоко и правдиво воспринимающий действительность человек, он создал новое произведение с удивительной глубиной и многоплановостью, отражающее жизнь, ни на йоту не поддавшись давлению. И он достиг новой высоты в своем творчестве, оставив потомкам срез времени в классической музыкальной интерпретации.

Одна работа, написанная ранее, смогла добиться этого — . Малер начал свою Четвертую симфонию в режиме детской простоты, однако в дальнейшем стало очевидным, что первое впечатление было обманчивым. Шостакович использовал отрывок из Малера в своей симфонии.

Через четыре месяца после Четвёртой симфонии, Шостакович начал писать Пятую. Эта работа, как он надеялся, будет означать его политическую реабилитацию. Композитор даже дал симфонии подзаголовок «Ответ советского художника на справедливую критику». Этот «ответ» мог бы сойти за пример героического , который от него требовали. Шостакович расширил свой музыкальный стиль, при этом усилив содержательность и создав многомерность. Он нашел язык, при помощи которого мог говорить с властью все последующие годы.

10 стр., 4765 слов

Творчество Д.Д. Шостаковича

... и фортепиано (1940) стали крупнейшими событиями музыкальной жизни. Седьмая симфония (1941) стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне. Продолжением ее идей стала Восьмая симфония. В послевоенные годы все больше внимания Шостакович ... линии в творчестве Шостаковича. Четырнадцатая симфония соединила достижения камерно-вокального, камерно-инструментального и симфонического жанров. На ...

Музыка

Первая часть, Вторая часть, Третья часть

Финал (Allegro non troppo, — ре мажор , сонатная форма с эпизодом вместо разработки ) начинается пронзительной трелью, а затем — яркой, энергичной темой у медных духовых на фоне литавр[5] . Побочная партия, благородная и призывная, сначала звучит у солирующей трубы, а затем у струнных и деревянных духовых с сопровождением труб[6] . Не все трактовки этой части признают её внешнюю оптимистичность,

Состав оркестра

Симфония написана для оркестра в составе: 2 флейт и флейты-пикколо, 2 гобоев, 2 кларнетов и малого кларнета, 2 фаготов и контрафагота, 4 валторн, 3 труб, 3 тромбонов, тубы, литавр, малого барабана, треугольника, тарелок, большого барабана, гонга, колокольчиков, ксилофона, 2 арф (одна часть), фортепиано, челесты и струнных.

Приём

Пятая симфония Шостаковича стала беспрецедентным триумфом. Музыка встретила положительный отклик как официальных критиков, так и публики. Власти нашли всё, что искали в предыдущих сочинениях композитора. Общественность услышала её как выражение страдания. Симфония явилась его художественным изображением времени, в котором она возникла. Годы спустя автор так отозвался о случившемся: «Они… надели маски… Теперь все говорят: „Мы не знали, мы не понимали. Мы верили Сталину. Нас обманули, ах, как нас жестоко обманули!“… Я ни за что не поверю, что тот, кто ничего не понимал, мог прочувствовать Пятую симфонию» .

Примечания

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/simfoniya-shostakovich/

  • Лев Абрамович Мазель. Симфонии Д.Д. Шостаковича. Путеводитель.. — Советский композитор, 1960.

Ссылки

6 стр., 2889 слов

Музыкальные жанры. Симфония — МУЗЫКА — Ы — ...

... редкость одночастная симфония, пример — Симфония № 21 Н. Мясковского.) Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. Они так или иначе распределяются между частями, которые, в ... симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича 1. Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для любой эпохи — и ...

  • // cl.cam.ac.uk
  • // npr.org
  • // keepingscore.org