Рассуждение на лингвистическую тему — структура, план и примеры текстов

Сочинение

Суть задания , Возможные тематики для задания:

  1. Велик и могуч русский язык.
  2. Мое отношение к высказыванию (далее приводится цитата с автором — писателем-классиком или лингвистом).

  3. Зачем нужны знаки препинания (или какой-либо конкретный из них).

  4. Роль определенной синтаксической конструкции в речи (например, однородных членов, вводных слов, обращений).

  5. Мое понимание определенной фразы (здесь предполагается наличие какого-то высказывания, связанного с языком).

Темы представляются сначала сложными, однако если разобраться в том, как следует действовать, написание сочинения не только превратится в возможность получения хорошей оценки, но и подарит удовольствие.

Основные сложности

При работе над рассуждением в классе или дома ученики могут столкнуться с несколькими трудностями, которые увеличат время, затраченное на работу, а также заставят испытывать неприязнь к такому роду занятий. Прежде всего, школьник может попросту не знать, о чем писать. Если в литературных сочинениях все понятно — следует отталкиваться от текста произведения, то лингвистика порой ставит в тупик. Очень может быть, что своих мыслей по поводу того, для чего нужны вводные слова, у ученика попросту нет. А необходимость выражать мысли сжато, но емко нередко становится для них сложной задачей.

Кроме того, могут возникнуть такие трудности:

  1. Непонятен смысл высказывания, с которым нужно соглашаться или спорить.
  2. Содержание фрагмента ясно, но ответить на данный вопрос можно буквально в паре предложений. И не ясно, чем заполнять оставшиеся 2−3 страницы.
  3. Тематика может оказаться малоинтересной, не увлекающей. Отсюда стиль изложения неизбежно будет сухим, скучным.
  4. Малый словарный запас. Бывает и так, что школьник имеет свое видение вопроса, но не может аргументировать свою позицию из-за того, что не владеет специальной терминологией. Помочь в этом случае может только обращение к словарям.

Зачастую решить эти проблемы можно, если заранее спросить у учителя, какой именно смысл известный лингвист или писатель вкладывал в свое высказывание. А не садиться за выполнение домашнего задания за сутки до сдачи, когда что-либо уточнить уже становится невозможным.

Предварительная работа , Базовый вариант плана выглядит следующим образом:

  1. Введение. Небольшой абзац, в котором школьник кратко описывает сам тезис, с которым будет соглашаться или спорить в дальнейшем. Раскрывать здесь ничего не требуется, достаточно кратко обозначить основное положение.
  2. Основная часть. Это непосредственно рассуждение, в котором должны быть приведены аргументы. Их роль могут выполнять как самостоятельные мысли, так и идеи известных лингвистов, с которыми автор сочинения также должен соглашаться или оппонировать. Это наиболее важный элемент сочинения, поскольку именно здесь школьник учится доказывать свой тезис, делать это грамотно, логично и интересно. Только в том случае, если ученик владеет даром слова, ему удастся убедить читающего в своей правоте.
  3. Заключение. Представляет собой финальный этап работы, подведение итогов. Вполне вероятно, что работая над текстом ученик пришел к противоположным выводам, нежели те, что были заявлены во введении. Пугаться этого не стоит, однако в заключении следует признать свою неправоту. Это, напротив, придаст работе серьезность и осмысленность, учитель убедится в том, что ребенок действительно пропустил тему через себя, рассмотрел ее сквозь призму своих жизненных убеждений.

Все эти три части сочинения-рассуждения должны быть распределены в объеме текста в следующих пропорциях: 20% — 60% — 20%. Это не значит, что нужно проводить тщательные замеры, но к примерно такому соотношению частей следует стремиться.

29 стр., 14393 слов

Основные подходы к оцениванию сочинения-рассуждения (Задание 15)

... не следует хвастать будущими успехами. *Лев Давидович Ландау — выдающийся советский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. (По М. Бессараб) Задание 15.1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Таблица 3 № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на ...

Написание вводного фрагмента

Не стоит недооценивать значимость этого элемента рассуждения, поскольку именно от того, насколько грамотно и четко заявлен тезис, во многом зависит восприятие дальнейшего текста. В качестве эпиграфа к работе можно использовать данную в задании цитату или же подобрать свою, близкую по смыслу к основному содержанию.

В первом абзаце обязательно выдвигается тезис — то утверждение, которое будет доказано или опровергнуто в дальнейшем. Пример написания введения (сочинение-рассуждение по высказыванию писателя Максима Горького: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей»):

«Великий русский писатель Максим Горький славился тем, что умел мастерски использовать богатства родного языка. Он восхищался удивительным строем и многообразием речи, а свое отношение емко и выразительно высказал в цитате. Я полностью согласен (согласна) с данным высказыванием и считаю, что наш язык в полной мере заслуживает столь лестного отзыва».

Возможные варианты:

  1. Невозможно не согласиться со словами писателя-прозаика Максима Горького, который в краткой формулировке высказал свое отношение к родному языку.
  2. Горький высказал свое отношение к русскому языку, его богатству и многообразию, я поддерживаю его позицию.
  3. Высказывание Горького о русском языке я считаю абсолютно справедливым.

Чтобы избежать повторов и сделать свою работу более грамотной, следует активно использовать синонимы. Например, слово «писатель» в отдельных случаях заменять на «автор высказывания», «прозаик», «классик». Полезными для написания глаголами будут следующие: писал, рассуждал, утверждал, выразил. Слово «высказывание» можно заменить на суждение, мнение, изречение, мысль.

6 стр., 2672 слов

По русскому языку : Зачем нужны словари русского языка?

... нужны словари русского языка. В результате мы должны подтвердить гипотезу о том, что словари русского языка нужны для того, чтобы правильно использовать ... в древних книгах, особенно в сочинениях классической греческой и латинской литературы. ... справочник в русской лексикографии. Приведем примеры некоторых словарных статей: ... использовано слово в речи, следует прежде всего обращаться к толковому словарю. ...

Основная часть

Чтобы написать качественное и интересное сочинение, полностью раскрыть тему, следует придерживаться плана, который напрямую зависит от содержания высказывания. В приведенном примере писатель упоминает два составляющих языка: его текущее богатство и возможность постоянного развития. Именно поэтому в тексте работы следует рассмотреть эти два аспекта и привести аргументы, доказывающие или опровергающие каждый из них.

План будет состоять из двух пунктов:

  1. Описание современного состояния языка.
  2. Основные возможности для его развития.

Рассуждение предполагает высказывание собственных мыслей и идей, поэтому не стоит использовать готовые шаблоны и образцы, как правило, очень сложно подобрать подходящий вариант в интернете. Гораздо удобнее взять какой-то текст за основу, посмотреть, какие вводные конструкции использовал автор, как аргументировал свои идеи. Но писать важно самостоятельно. Тем более что на экзамене умение рассуждать пригодится и выручит, а навык списывания может привести к полному провалу.

Текущее положение

«Максим Горький подчеркнул удивительное богатство русской речи. Кому, как не писателю, разбираться в этом вопросе!» Именно так можно сделать переход от вводного компонента к первой части основного блока. Далее необходимо привести аргументы, доказательства. С этой целью можно заглянуть в лингвистические научные статьи, узнать интересные факты, но полностью переписывать их нельзя.

Достаточно вдумчиво прочитать, подобрать пару интересных мыслей, которые в дальнейшем пересказать своими словами. При аргументации лучше всего использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых», «наконец». Вот основные примеры, иллюстрирующие то, что русский язык действительно богат.

Прежде всего, следует отметить лексическое богатство, сейчас в языке более 200 тысяч слов, причем очень большой пласт обладает многозначностью. Лексические единицы позволяют передать тончайшие оттенки чувств и эмоций, что делает речь образной, яркой, выразительной. Например: говорить — вещать — молвить — мямлить — ораторствовать — излагать — лепетать — произносить. Все они обозначают одно и то же — произносить речь, однако используются в различных ситуациях, языковых стилях, выражают тончайшие оттенки и особенности действия.

Кроме того, к числу богатств языка относятся:

  1. Синонимы и антонимы.
  2. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  3. Многообразие морфем, создающих огромное количество моделей для образования новых слов.
  4. Значительное количество различных синтаксических конструкций: сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, вводных оборотов, однородных членов, обособленных.

Все это позволяет согласиться с первой частью предложения, повествующего о том, что русский язык богат. И художественная литература — наглядное тому доказательство. Классики настолько емко и выразительно использовали языковые средства, что созданные ими образы используются по сей день, помогают выразить отношение, передать образ.

14 стр., 6681 слов

Сочинение рассуждение русский язык богат глаголами и существительными

... «…русский язык…богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 27 (2) Напишите сочинение-рассуждение, ... на такой синтаксической единице, как словосочетание. В подтверждение приведу пример из предложения 1, которое состоит из четырех ... И лишь существительное «учитель», которое появляется в рассказе неоднократно, ...

Способы пополнения

Когда требуется написать сочинение-рассуждение, важно также проиллюстрировать словами и вторую часть высказывания Горького, согласно которой язык непостоянен и регулярно обогащается. Для того чтобы раскрыть этот аспект, следует привести доказательства.

Прежде всего, мир не стоит на месте, постоянно появляются новые реалии, которые следует как-то именовать, вот почему и появляются новые слова — неологизмы. Из пополнения последних лет следует назвать «гаджет», «девайс», «смартфон», «селфи». Сейчас они на слуху и понятны каждому, но буквально 10 лет назад никто не понял бы смысл этих слов, поскольку не было соответствующих реалий.

Примеры многочисленны:

  1. Слово недотепа, столь привычное нам, придумал Антон Павлович Чехов.
  2. Бездарь — изобретение Игоря Северянина.
  3. Авоська в значении сумка для продуктов была впервые употреблена Аркадием Райкиным.

Появляются новые лексические единицы в СМИ, в статьях интернета, даже научных работах и конспектах. Иногда в речь входят и новые идиомы — устойчивые выражения, которые используют подростки, например, из современных можно привести «ЧСВ» — чувство собственной важности, выражение понятно каждому современному человеку, но несколько лет назад аббревиатура не имела никакого смысла.

Такие пласты языка как морфемика и синтаксис обогащаются значительно реже. Но все равно не остаются статичными, увидеть это можно при выполнении упражнений. Те тексты, которые написаны в прошлом столетии, гораздо более развернуты, чем современные конструкции.

Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык действительно богат и постоянно пополняется новыми словами, выражениями, в том числе устойчивыми, появляются новые типы синтаксических конструкций, которые отличаются от предложений предыдущих времен. Все эти факторы позволяют убедиться в справедливости изначального тезиса.

Завершая работу над сочинением, следует подвести итоги, отметить, что высказывание было проиллюстрировано примерами и обосновано, поэтому изначальный тезис можно считать доказанным.