Проверка и редактирование сочинений

Сочинение

Сочинение — основная форма наряду с изложениями проверки речевых умений и навыков.

Анализ сочинений — важное звено в системе развития речи. Эту мысль высказал А. Ободовский, считавший, что «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений». К.Б. Барнин указывал, что исправление письменных работ — система обучения, возможно самая активная из всех систем, которые знает методика развития речи. В 19в. Выделились два направления в методике: 1) исправление всех типов ошибок (Браиловский); 2) игнорирование ошибок всех типов(В.А, Малаховский, А.Д. Алферов).

Считалось, что исправление ошибок ведет к потере самоуверенности учащихся, в то же время неисправленные ошибки приносят вред — ученик начинает воспринимать их как норму. Взгляды А.Д. Алферова поддержал В.И. Лебедев, который был против стремления подвести живой русский язык под стандарт. Идея бережного отношения к учащимся и детскому творчеству, дифференцированного подхода получала развитие в работах А.В. Миртова, И.М. Соловьева, В.И. Лебедева, К.Б. Бархина, М.Р. Львова.

В современной методике сочинения сильных и слабых учащихся оцениваются одинаково, на основе единых критериев: правильность, точность, выразительность, богатство, стилевое единство. Нет единой системы и классификации ошибок.

В настоящее время выделяют следующие виды ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, логические и фактические.

Выделяют несколько приемов правки:

  • 1) правка должна представлять собой подробную рецензию(Д.Н. Введенский) ;
  • 2) ошибки обозначаются условными обозначениями.

Чтобы не пропускать ошибки, рекомендуется сначала прочитать 2, 3 раза, оценивая содержание, затем языковое оформление. (7, с.7)

Системное описание синтаксических ошибок дается в работах В.А. Добромыслова, Н.Н. Алгазиной, С.Н. Цейтлин. Но классификации нет, и синтаксические ошибки объединяются с грамматическими. Весомым исследованием является работа С.Н. Цейтлин в работе «Речевые ошибки и их предупреждение», где описываются виды синтаксических ошибок и методика их предупреждения.

Рассмотрим способы оценки языкового оформления ученических сочинений. Начинать оценку использования языковых средств в тексте следует с ответа на вопросы:

9 стр., 4386 слов

Работа над ошибками в сочинении

... любых (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических, фактических) ошибок, а в вашем сочинении разнообразных ошибок так много, что придется просить Вас выполнить две работы над ошибками – по орфографии и пунктуации и ... сопоставлен лишь один персонаж – Вернер. Он также умен, остроумен, склонен к рассуждениям. Единственное отличие в том, что Вернер не «гоняется за жизнью», как ...

  • — К какому стилю относится созданный учащимся текст? Соответствует ли он первоначальному замыслу? (Например, требуется создать текст в научном стиле речи, в сочинении же научный стиль не выдерживается: ученик пишет в художественном или публицистическом.)
  • — К какому типу речи принадлежит текст сочинения (описание, повествование, рассуждение)? Соответствует ли этому типу речи характер отношений между предложениями и группами предложений в тексте? (Это могут быть пространственные, временные, причинно-следственные отношения в описании, повествовании, рассуждении — соответственно).

В работе, связанной с проверкой сочинений педагог должен занимать позицию редактора, ему необходимо знать основные приемы редактирования текста. По этому вопросу существует обширная литература, например, труды А.Э. Мильчина «Методика редактирования текста», в которой есть чрезвычайно важная глава «Язык и стиль», посвященная приемам нахождения стилистических и нестилистических ошибок в тексте. Автор предупреждает, что знание норм литературного языка и стилистики может быть не реализовано в процессе редакторской работы, более того, норма может быть нарушена самим редактором. Причина такого положения — отсутствие навыков выявления имеющихся в тексте ошибок.

В связи с тем, что наиболее частотными в сочинениях учащихся являются ошибки синтаксические (речевые), назовем приемы их выявления. К наиболее распространенным приемам нахождения синтаксических ошибок относятся:

  • 1. Постановка синтаксического вопроса от подлежащего к сказуемому, от главных членов предложения — к второстепенным.
  • 2. Сжимание синтаксической структуры предложения за счет опущения обособленных членов, вводных слов и предложений, цепочек однородных членов и т.п.
  • 3. Анализ синтаксических связей и отношений внутри предложения и между отдельными предложениями.
  • 4. Проверка в «сигнальных» точках текста (Внимание! Здесь может быть синтаксическая ошибка!), где чаще всего появляются синтаксические ошибки. Это:
    • — управление;
    • — согласование членов предложения в роде и числе;
    • — причастные и деепричастные обороты (порядок слов в них, присоединение к определяемому слову);
    • — цепочки однородных членов(соблюдение в них логико-грамматических связей и управление одного или нескольких однородных членов зависимыми словами);
    • — порядок слов в предложении;
    • — определение границ предложения.

Для выявления стилистических ошибок в творческих работах учащихся можно рекомендовать следующее:

  • 1. Опираться в стилистическом анализе текста на принцип коммуникативной целесообразности использования языковых средств:
    • — соотносить языковые средства с контекстом;
    • — устанавливать взаимосвязь ученического текста с экстралингвистическими факторами: задачей речи, сферой общения, типом мышления и т.д.
    • — соотносить ученический текст с замыслом его автора.
  • 2. Руководствоваться в оценке стилистических средств стилистической нормой: соотносить текст (его языковое оформление) с речевой системностью стиля, проявляющейся в наибольшей частотности, по сравнению с другими функциональными стилями, тех или иных языковых средств.
  • 3. Держать в поле зрения (Внимание! Здесь может быть стилистическая ошибка!) возможные стилистические нарушения в следующих случаях:
    • — мотивированное использование разностилевой лексики;
    • — тавтология, плеоназмы;
    • — немотивированное употребление штампов;
    • — немотивированные повторы слов, выражений;
    • — лишние слова;
    • — ошибки в использовании средств словесной образности;
    • — однообразные синтаксические конструкции.

Используя данные приемы, проанализируем сочинение по картине О.Д. Яновской «Ждут», написанное ученицей 7 класса.

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... текста сочинения. Цели: Формирование умения построения связного текста, обучение самопроверке и самостоятельному «редактированию» текста сочинения. Развитие связной речи ... исправить эту ошибку? Замените слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица ... урока не будет. Ребята, сейчас мы не учитель и ученики, а сотрудники детского журнала «Все обо всем». Я – редактор (разъяснение значения), а вы члены ...

В соответствии с замыслом автора сочинение должно быть написано в художественном стиле и представлять текст типа описание. Это обусловило отбор необходимых языковых средств. Однако в сочинении имеются нарушения норм художественного стиля и описания как типа речи.

Если использовать метод построчного комментирования предложенный Пленкиным в пособии для Учащихся «Стилистика русского языка в старших классах» (М. , 1975), то анализ созданного ученицей текста будет следующим (Обозначение ошибок: Гр. — грамматическая, Р. — речевая, Лог. — логическая):

Текст сочинения Построчный анализ теста учителем

  • 1. Море, казавшееся темно-сизым, даже черным постепенно становилось бирюзовым. Накануне разыгравшийся шторм был неожиданностью, так как погода, царившая на этом побережье не предвещала ничего плохого.
  • 2. Но сейчас все изменилось. Небо теперь представлялось хрустально-голубым куполом, по которому плыли белые лебеди-облака.

Даже озорной ветерок притих и больше не тревожил сонное величественное море. Но воздух все же оставался влажным. Солнышко еще не успело высушить сырой вязкий песок.

  • 3. На пологом, постепенно вдающимся в море берегу, усеянном мелкими водорослями, сидели две девочки, взобравшись на перевернутую рыбацкую лодку. Лица их были печальны и встревожены. Что же так беспокоило детей в такой, казалось бы, безмятежный и ясный день? Девочки очень волнуются за своего отца, который вместе с другими с другими рыбаками вышел в море и не вернулся в назначенный срок. Дети с надеждой вглядываются в синюю даль. Взгляд одной из девочек напряженный, даже чуть нетерпеливый, мечтательный. Она мечтает о том, что ее отец скоро вернется с моря с богатым уловом, оец расскажет о происшествиях, случившихся в море, мать уже не будет беспокоиться, все будут довольны и счастливы.
  • 4. Но вот, где-то вдалеке мелькнула маленькая, еле различимая черная точка. Девочки заметно оживились, пытаясь различить в черной точке черты рыбацких лодок. А между тем, в безбрежном море, в туманной его синеве приближались обтрепанные бурей паруса рыбацких лодок. Девочки подбежали к самой кромке моря и с нескрываемой радостью начали махать руками, приветствуя долгожданных рыбаков.
  • 1. В первом предложении пропущена запятая при уточняющем обороте во втором предложении нарушен порядок слов (Гр.); неправильно употреблен союз: вместо союза так как лучше использовать союз «потому что» (Гр.); есть неуместные в данном контексте и лишние слова:

Царившая — неуместно, высокопарно (Р. Стил.), этом — лишнее слово (Р. Стил.), Побережье — неудачно (Р. Лекс.).

13 стр., 6205 слов

Текстов для сочинений

... она бежала за Валеркой до самой двери. (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... – бурчал себе под нос инженер Молчанов. (По В.К. Железникову)* Железников Владимир Карпович Текст 3.3 (1)Няня, где ... быстро оставляют его, и он падает в обморок. (По Н. Гарину-Михайловскому)* Гарин-Михайловский Николай Георгиевич Текст 3.4 (1)По пути домой стало ду­мать­ся ... и болью. (35)3абыв об­ду­ман­ное, он опу­стил­ся

Лучше так: Шторм, разыгравшийся накануне, был неожиданностью, потому что погода не предвещала ничего плохого.

  • 2. Вторая часть не связана с первой. Отсутствует описание шторма, поэтому предложение с противительным союзом неуместно (Лог.).

    Теперь — лишнее слово (Р. Стил.).

    Представлялось — неудачно, лучше сказать казалось (Р. Лекс.).

    Лебеди-облака — штамп (Р. Лекс.).

    Два последних предложения связаны причинно-следственными отношениями, их можно объединить в БСП (Гр.).

  • 3. Первое предложение тяжелое: содержит два причастных оборота и один деепричастный (Гр.).

    Лучше сказать: На пологом берегу, усеянном мелкими водорослями, сидели на перевернутой рыбацкой лодке две девочки. Не выделен абзац, в котором начинается новая микротема. Использование глагола сов. Вида «обеспокоило» нарушает общий видовременной план (Гр.).

    Далее повествование ведется в настоящем времени, поэтому правильнее будет: Что беспокоит детей+(устраняется тавтология: так — такой (Р. Стил.), назначенный срок — штамп (Р. Стил.), вглядываются — взгляд — тавтология(Р. Стил.).

    Взгляд одной — фактическая ошибка. Мечтательный — мечтает — тавтология (Р. Стил.).

    Мечтательный не сочетается со словами напряженный, нетерпеливый (Р. Лекс.).

    Отец — отец, будет — будет — повторы (Р. Стил.).

    Происшествиях — слово использовано в несвойственном ему значении (Р.Лекс.).

  • 4. Первая запятая лишняя. Стилистическая ошибка — неблагозвучие: в трех словах подряд(еле различимая черная точка) повторяется звук [ч] (Р. Стил.).

    Приближались (в море) неудачно; лучше: показались (Р. Лекс.).

    Лишняя запятая — выделено «между тем». Различимая — различать — тавтология.

Таким образом, в тексте допущены следующие ошибки:

  • Грамматические (синтаксические) — 5 (нарушение порядка слов в предложении — 2;
  • неправильное употребление союзов в сложном предложении — 1;
  • нарушение видовременной соотнесенности глаголов -1).

Речевые — 17

Стилистические — 12 (использование лишних слов — 2; тавтология — 4; неоправданный повтор слов — 2; использование штампов — 2; неправильное использование образных средств языка — 1. неблагозвучие — 1);

  • Лексические — 5 (употребление слова в несвойственном ему значении — 4; нарушение лексической сочетаемости — 1).

    27 стр., 13301 слов

    Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

    ... этот знак препинания выполняет ещё и интонационную функцию. Итак, без двоеточия невозможно обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) ...

Логические — 2 (отсутствие логической связи между частями текста — 1; невыделение абзаца — 1).

Фактические — 1.

Пунктуационные — 3.

Анализ текста показывает, что к наиболее частотным относятся речевые ошибки. Одной из причин является низкое качество проверки ученических работ учителем.(6, с. 8 -10)

Важной задачей является формирование у учащихся навыков редактирования собственных тестов.

Редактирование — процесс творческий. Необходимо, чтобы учащиеся постоянно, на всех этапах обучения улучшали, совершенствовали свои письменные высказывания, умели находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и свои собственных текстов.

П.Ф. Ивченков предлагает различные задания, способствующие развитию соответствующих умений и навыков, предлагает знакомить учащихся с четырьмя значками, обозначающими различные способы правки письменных высказываний. Рассмотрим на примерах.

Текст до правки Значки Текст после правки

Прошлым летом мы всей семьей отдыхали у бабушки в деревне.

[У бабушки большой дом и очень хороший сад.]

Дни стояли очень жаркие, и мы каждый день купались в речке.

Мы просыпались рано-рано и после завтрака сразу же отправлялись на речку. Там мы каждый раз находили свое любимое [нами] место по большой сосной. [Там мы] переодевались и загорали.

Прошлым летом мы всей семьей отдыхали у бабушки в деревне.

Дни стояли очень жаркие, и мы каждый день купались в речке.

Мы просыпались рано-рано и после завтрака сразу же бежали на речку. Там мы каждый раз находили свое любимое место по большой сосной, переодевались, купались и загорали.

Мы играли в футбол, бегали наперегонки, рассказывали разные истории, читали. Каждый делал то, что хотел. И всем было весело

Так мы проводили целые дни.

Учащиеся должны уяснить, почему некоторые фрагменты анализируемого текста являются лишними (знак [ ]).

Например: «У бабушки большой дом и очень хороший сад». Эта фраза лишняя, потому что в ней содержится мысль, которая не развивается в дальнейшем. В другом случае знак [ ] обозначает неоправданные повторы, например, в последнем абзаце — «мы» и «нами». В этом же абзаце следует вставить (знак ^) слово «купались», ибо оно обозначает главное действие на реке — купание. Знак __ обозначает: найди более точной слово — произведи замену. Глагол «отправлялись» заменяется глаголом «бежали» потому, что этот глагол более точно обозначает действие и более уместен в этом тексте. (31, с.40)

Параллельное сопоставление текста до и после правки дает возможность наглядно представить конечный результат редактирования.

В ходе анализа учитель обращает внимание учащихся на то, что ошибки бывают у всех, важно уметь их увидеть и исправить.