Открытый урок русского языка в 6 классе «Местоимение как часть речи»

Сочинение

Местоимения как часть речи

На данном уроке мы изучим местоимения – часть речи, которая используется для замены существительных.

Предварительная подготовка к уроку

В качестве подготовки к сегодняшнему уроку каждый ученик написал сочинение-рассказ на тему «Девочка или мальчик». Теперь мы проверим эти сочинения и посмотрим, использовали ли ученики местоимения в своих текстах.

Проверка домашнего задания

  • Ученик Сергей написал: «Мой друг Петя любит играть в футбол. Каждый вечер он идет на стадион и тренируется. После тренировки Петя устает и идет домой».
  • Ученица Анна написала: «Кукла Даша любила проводить время с девочкой Алиной. Они часто играли в куклы и катались на велосипеде».
  • Ученик Игорь написал: «Одиннадцатилетний мальчик Миша ходит в школу. Он учится на отлично и мечтает стать инженером».

Как вы можете видеть, все ученики использовали местоимения в своих текстах, что является хорошим знаком.

Исправление рассказа

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

Жила-была одна девочка. Она любила ходить в школу. Каждый день она утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, она шла гулять.

В данном примере мы увидели, что частое повторение одного и того же слова (в данном случае – «девочка») звучит неестественно и мешает пониманию текста. Изменив его на другие формы местоимений («она»), мы смогли сделать текст более лаконичным и понятным.

Местоимения: определение и характеристики

Наши речевые высказывания полны слов, каждое из которых имеет свое значение и функцию. Среди них особое место занимают местоимения — слова, которые заменяют имена существительные или их сочетания, а также прилагательные и другие части речи.

Примеры местоимений

Мы уже столкнулись с местоимениями в тексте, например:

Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.

В этом примере слова «его» и «он» заменяют имя существительное, которое в данном случае не указывается.

Функции местоимений

Местоимения выполняют ряд функций, которые можно разделить на следующие группы:

  • указательная функция (указывает на предмет или лицо);
  • заместительная функция (заменяет имя или сочетание имен);
  • неопределенно-личная функция (обозначает предмет или действие, не указывая на конкретное лицо);
  • количественная функция (обозначает количество).

В тексте местоимения могут быть связаны с предыдущим или последующим высказыванием, служить для построения логической связи между частями текста.

Упражнение 1

Рассмотрим упражнение на примере текста:

Солнце светит ярко, но лучи его играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра зарычит. Деревья голы; но уже живут, дышат.

Вы увидите, что в тексте используются местоимения, связывающие высказывания. С помощью них происходит соединение предложений и фрагментов в тексте. Вам необходимо будет справиться с упражнением в соответствии со схемой местоимение — связь между абзацами; предложение, соответствующее определенной схеме; но формула, формулы.

Местоимение Связь между абзацами Соответствующее предложение Формула, формулы
его Описание светящихся лучей солнца но лучи его играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями ______ _______; но _______ _______.
она Описание темнеющей реки и ее пробуждения Она уже проснулась и не сегодня-завтра зарычит ______ _______.
но Описание голых деревьев и их жизнедеятельности Деревья голы; но уже живут, дышат Формула

В такое время хорошо гнать м(е)тлой или л(о)патой грязн(о)ю воду в к(а)навах; пускать по воде корабл(и)ки или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн(у)ю или лазить на деревья и пр(и)ввязывать там скворечник. Да, все хорошо в это счастлив(о)е время года (А. Чехов).

(Деревья голы; но уже живут и дышат.)

Учитель: Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют свои характеристики, разряды. Попробуем вместе заполнить

Значение местоимения

Примеры

Личные

(я, ты, мы, вы)

Возвратные

(себя)

Вопросительные

(кто?, что?, каков?, чей?)

Относительные

(кто, что, каков, чей)

Неопределенные

(никто, нечто, кое-что)

Отрицательные

(никто, ничто, ничей)

Притяжательные

(мой, твой, наш)

Указательные

(тот, этот)

Определительные

(весь, самый, другой, иной)

Упражнение 2

Прочитайте текст. Выпишите из него местоимения, распределяя их по разрядам так же, как и в таблице.

О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).

IV . Подведение итогов.

Тест на знание местоимений

В качестве подведения итогов учащимся предлагается решить несложный тест. В зависимости от вопросов верным может быть от одного до трех вариантов.

Вопрос 1:

Укажите латинское название термина «местоимение»:

  1. Прономен;
  2. Заномен;
  3. Троп;
  4. Эпитет.

Вопрос 2:

Какие слова в тексте может заменять местоимение?

  1. Существительные;
  2. Прилагательные;
  3. Глаголы;
  4. Числительные.

Вопрос 3:

Какими членами предложения могут являться местоимения?

  1. Всеми, кроме сказуемого;
  2. Всеми;
  3. Только определениями и дополнениями;
  4. Только дополнениями и обстоятельствами.

Вопрос 4:

Как изменяются местоимения?

  1. Только по падежам;
  2. Только по родам;
  3. По падежам, родам и числам;
  4. Только по числам.

Исследование местоимений в русском языке

Местоимение является частой частью речи в русском языке. Оно используется для замены имени существительного, глагола или другого местоимения в предложении, чтобы избежать повтора слов и облегчить чтение и понимание текста.

Задачи исследования

  1. Изучение типов местоимений в русском языке.
  2. Определение роли местоимений в тексте.
  3. Анализ употребления местоимений в различных текстах.

Типы местоимений

Существуют различные типы местоимений в русском языке:

  • Личные: он, она, они, я, ты, мы.
  • Возвратные: себя, себе, собой.
  • Притяжательные: мой, твой, его, ее, наш, ваш, их.
  • Указательные: этот, тот, такой, такие, сей, сам.
  • Отрицательные: никто, ничто, никакой, никакое.
  • Относительные: который, которая, которое, чей, чья, чье.
  • Вопросительные: кто, что, какой, какое, сколько.
  • Неопределенные: кое-какой, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, всякий.

Роль местоимений в тексте

Местоимения улучшают структуру предложений и текстанавигацию подобных частей текста. Они облегчают понимание и чтение длинных предложений, помогают избежать повторов слов и словосочетаний. Использование местоимений также придает текстам стильное и литературное оформление.

Употребление местоимений в различных текстах

Анализ текстов на использование местоимений может дать информацию о стиле письма автора, его лексиконе и литературных свойствах. Например, в художественных произведениях обычно присутствуют разнообразные местоимения, включая их необычные варианты и усложнения. В научных работах местоимения используются чуть меньше, их в основном ограничивается использованием наиболее распространенных форм.

В данной статье рассматривается тема местоимений в русском языке. Местоимения являются одной из важных частей речи, которые используются для замены имён существительных и указания на предметы или лица без необходимости повторения их названий. Они играют важную роль в построении предложений и обеспечивают ясность и экономию речи.

Местоимения могут быть различных типов, включая:

  • Личные местоимения, такие как «свой», «наш» и «ваш», которые указывают на принадлежность или отношение к лицу говорящего или адресата.
  • Отрицательные местоимения, такие как «ничей», «никто» и «ничего», которые указывают на отсутствие или негативное значение.
  • Указательные местоимения, такие как «другой», «такой» и «самый», которые указывают на определенные предметы или лица.

Важно отметить, что существует несколько типов местоимений, каждое из которых выполняет свою функцию в предложении. Например, личные местоимения указывают на принадлежность или отношение, отрицательные местоимения указывают на отсутствие или негативное значение, а указательные местоимения указывают на определенные предметы или лица.

Количество типов местоимений в русском языке составляет 10. Они включают в себя личные, отрицательные и указательные местоимения. Это важное знание для изучения русского языка и правильного построения предложений.

В заключение, местоимения играют важную роль в русском языке. Они помогают избегать повторений и обеспечивают ясность и экономию речи. Понимание различных типов местоимений позволяет говорящему строить грамматически правильные предложения и точно выражать свои мысли.

Список литературы

  1. Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2003.
  2. Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.
  3. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М., 2002.
  4. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1995.

5. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2005.

6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.