Местоимения как часть речи
На данном уроке мы изучим местоимения – часть речи, которая используется для замены существительных.
Предварительная подготовка к уроку
В качестве подготовки к сегодняшнему уроку каждый ученик написал сочинение-рассказ на тему «Девочка или мальчик». Теперь мы проверим эти сочинения и посмотрим, использовали ли ученики местоимения в своих текстах.
Проверка домашнего задания
- Ученик Сергей написал: «Мой друг Петя любит играть в футбол. Каждый вечер он идет на стадион и тренируется. После тренировки Петя устает и идет домой».
- Ученица Анна написала: «Кукла Даша любила проводить время с девочкой Алиной. Они часто играли в куклы и катались на велосипеде».
- Ученик Игорь написал: «Одиннадцатилетний мальчик Миша ходит в школу. Он учится на отлично и мечтает стать инженером».
Как вы можете видеть, все ученики использовали местоимения в своих текстах, что является хорошим знаком.
Исправление рассказа
|
|
В данном примере мы увидели, что частое повторение одного и того же слова (в данном случае – «девочка») звучит неестественно и мешает пониманию текста. Изменив его на другие формы местоимений («она»), мы смогли сделать текст более лаконичным и понятным.
Местоимения: определение и характеристики
Наши речевые высказывания полны слов, каждое из которых имеет свое значение и функцию. Среди них особое место занимают местоимения — слова, которые заменяют имена существительные или их сочетания, а также прилагательные и другие части речи.
Примеры местоимений
Мы уже столкнулись с местоимениями в тексте, например:
Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.
В этом примере слова «его» и «он» заменяют имя существительное, которое в данном случае не указывается.
Функции местоимений
Местоимения выполняют ряд функций, которые можно разделить на следующие группы:
- указательная функция (указывает на предмет или лицо);
- заместительная функция (заменяет имя или сочетание имен);
- неопределенно-личная функция (обозначает предмет или действие, не указывая на конкретное лицо);
- количественная функция (обозначает количество).
В тексте местоимения могут быть связаны с предыдущим или последующим высказыванием, служить для построения логической связи между частями текста.
Упражнение 1
Рассмотрим упражнение на примере текста:
Солнце светит ярко, но лучи его играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра зарычит. Деревья голы; но уже живут, дышат.
Вы увидите, что в тексте используются местоимения, связывающие высказывания. С помощью них происходит соединение предложений и фрагментов в тексте. Вам необходимо будет справиться с упражнением в соответствии со схемой местоимение — связь между абзацами; предложение, соответствующее определенной схеме; но формула, формулы.
Местоимение | Связь между абзацами | Соответствующее предложение | Формула, формулы |
---|---|---|---|
его | Описание светящихся лучей солнца | но лучи его играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями | ______ _______; но _______ _______. |
она | Описание темнеющей реки и ее пробуждения | Она уже проснулась и не сегодня-завтра зарычит | ______ _______. |
но | Описание голых деревьев и их жизнедеятельности | Деревья голы; но уже живут, дышат | Формула |
В такое время хорошо гнать м(е)тлой или л(о)патой грязн(о)ю воду в к(а)навах; пускать по воде корабл(и)ки или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн(у)ю или лазить на деревья и пр(и)ввязывать там скворечник. Да, все хорошо в это счастлив(о)е время года (А. Чехов).
(Деревья голы; но уже живут и дышат.)
Учитель: Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют свои характеристики, разряды. Попробуем вместе заполнить
Значение местоимения |
Примеры |
Личные |
(я, ты, мы, вы) |
Возвратные |
(себя) |
Вопросительные |
(кто?, что?, каков?, чей?) |
Относительные |
(кто, что, каков, чей) |
Неопределенные |
(никто, нечто, кое-что) |
Отрицательные |
(никто, ничто, ничей) |
Притяжательные |
(мой, твой, наш) |
Указательные |
(тот, этот) |
Определительные |
(весь, самый, другой, иной) |
Упражнение 2
Прочитайте текст. Выпишите из него местоимения, распределяя их по разрядам так же, как и в таблице.
О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).
IV . Подведение итогов.
Тест на знание местоимений
В качестве подведения итогов учащимся предлагается решить несложный тест. В зависимости от вопросов верным может быть от одного до трех вариантов.
Вопрос 1:
Укажите латинское название термина «местоимение»:
- Прономен;
- Заномен;
- Троп;
- Эпитет.
Вопрос 2:
Какие слова в тексте может заменять местоимение?
- Существительные;
- Прилагательные;
- Глаголы;
- Числительные.
Вопрос 3:
Какими членами предложения могут являться местоимения?
- Всеми, кроме сказуемого;
- Всеми;
- Только определениями и дополнениями;
- Только дополнениями и обстоятельствами.
Вопрос 4:
Как изменяются местоимения?
- Только по падежам;
- Только по родам;
- По падежам, родам и числам;
- Только по числам.
Исследование местоимений в русском языке
Местоимение является частой частью речи в русском языке. Оно используется для замены имени существительного, глагола или другого местоимения в предложении, чтобы избежать повтора слов и облегчить чтение и понимание текста.
Задачи исследования
- Изучение типов местоимений в русском языке.
- Определение роли местоимений в тексте.
- Анализ употребления местоимений в различных текстах.
Типы местоимений
Существуют различные типы местоимений в русском языке:
- Личные: он, она, они, я, ты, мы.
- Возвратные: себя, себе, собой.
- Притяжательные: мой, твой, его, ее, наш, ваш, их.
- Указательные: этот, тот, такой, такие, сей, сам.
- Отрицательные: никто, ничто, никакой, никакое.
- Относительные: который, которая, которое, чей, чья, чье.
- Вопросительные: кто, что, какой, какое, сколько.
- Неопределенные: кое-какой, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, всякий.
Роль местоимений в тексте
Местоимения улучшают структуру предложений и текстанавигацию подобных частей текста. Они облегчают понимание и чтение длинных предложений, помогают избежать повторов слов и словосочетаний. Использование местоимений также придает текстам стильное и литературное оформление.
Употребление местоимений в различных текстах
Анализ текстов на использование местоимений может дать информацию о стиле письма автора, его лексиконе и литературных свойствах. Например, в художественных произведениях обычно присутствуют разнообразные местоимения, включая их необычные варианты и усложнения. В научных работах местоимения используются чуть меньше, их в основном ограничивается использованием наиболее распространенных форм.
В данной статье рассматривается тема местоимений в русском языке. Местоимения являются одной из важных частей речи, которые используются для замены имён существительных и указания на предметы или лица без необходимости повторения их названий. Они играют важную роль в построении предложений и обеспечивают ясность и экономию речи.
Местоимения могут быть различных типов, включая:
- Личные местоимения, такие как «свой», «наш» и «ваш», которые указывают на принадлежность или отношение к лицу говорящего или адресата.
- Отрицательные местоимения, такие как «ничей», «никто» и «ничего», которые указывают на отсутствие или негативное значение.
- Указательные местоимения, такие как «другой», «такой» и «самый», которые указывают на определенные предметы или лица.
Важно отметить, что существует несколько типов местоимений, каждое из которых выполняет свою функцию в предложении. Например, личные местоимения указывают на принадлежность или отношение, отрицательные местоимения указывают на отсутствие или негативное значение, а указательные местоимения указывают на определенные предметы или лица.
Количество типов местоимений в русском языке составляет 10. Они включают в себя личные, отрицательные и указательные местоимения. Это важное знание для изучения русского языка и правильного построения предложений.
В заключение, местоимения играют важную роль в русском языке. Они помогают избегать повторений и обеспечивают ясность и экономию речи. Понимание различных типов местоимений позволяет говорящему строить грамматически правильные предложения и точно выражать свои мысли.
Список литературы
- Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2003.
- Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.
- Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М., 2002.
- Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1995.
5. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2005.
6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.