Современная русская литература первого десятилетия XXI века
Русская литература первого десятилетия XXI века представляет собой огромное дискуссионное поле. Особенностью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Рядом сосуществуют элитарная и массовая литература, литература “толстых журналов” и сетература (интернетлитература).
Жанровые модификации и неестественный жанровый синтез
В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чистую жанровую форму романа, повести, рассказа. Они существуют обязательно с каким-то “довеском”, часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра.
Современные жанровые модификации обусловлены не столько факторами литературной действительности (жанровой эволюцией, синтезом, имманентными законами литературного развития), сколько внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригинальности. В литературе происходит не естественный жанровый синтез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произведения с обретением не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных искусств.
Формы современного романа
Известны формы филологического романа (мемуары литературоведа, пронизанные литературной критикой, – А. Генис “Довлатов и окрестности”, В. Новиков “Роман с языком”, А. Чудаков “Ложится мгла на старые ступени” и др.), компьютерного (виртуальная реальность и поведение человека по законам компьютерных игр – В. Пелевин “Шлем ужаса”, В. Бурцев “Алмазные нервы”, С. Лукьяненко “Лабиринт отражений” и “Фальшивые зеркала”, А. Тюрин и А. Щеголев “Сеть”), киноромана (перевод кино – и телесюжетов на язык художественной прозы – А. Слаповский “Участок”, А. Белов “Бригада”), винтажного романа (римейк чистых форм, которые были популярны в определенное время – Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др.
Современная элитарная литература олицетворяет стремление к художественной уникальности, предлагая читателю нестандартные подходы к литературному творчеству. Основными чертами этого направления становятся авторский эксперимент, философское осмысление мира, и поиск новых героев и мировоззренческих оснований.
Выпускное по литературе Формулировки тем, их жанровое воплощение. — презентация
... типами сочинений, добиться свободного владения каждой из трёх жанровых форм, научиться осознанно их выбирать в соответствии с заданной темой. Жанры литературы , ... сочинений характерно наличие вводных слов, обращений, информации личного характера, эмоциональность, открытость. ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ. , НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ ...
Писатели этого течения активно моделируют новые формы и модифицируют традиционные жанры, привнося свежий взгляд в роман и повесть. В результате этих трансформаций возникают синтетические жанры, которые подчеркивают уникальность произведений. Александр Кабаков, например, представляет свою работу как «Дом моделей. Повесть скучного времени», Надежда Рубанова — «Люди сверху, люди снизу. Текст, распадающийся на паззлы», а Андрей Королев в своем произведении «Быть Босхом. Роман с биографией» также играет с жанровыми ожиданиями.
Интересным аспектом современной элитарной литературы является не только синтез различных жанров, но и взаимодействие с другими видами искусства. Некоторые произведения, такие как роман-опера Льва Гиршовича «Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя», или повесть-романса Жанны Снежкиной «Люблино», интегрируют элементы музыкальных форм, что придает им уникальный характер.
Глоссарий:
- Русская литература 21 века
- Современная русская литература 21 века
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/russkaya-literatura-kontsa-veka/
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/russkaya-literatura-kontsa-veka/
(No Ratings Yet)