Вряд ли найдётся на свете человек, который никогда не слышал о Ромео и Джульетте. Любовь шекспировских героев стала для человечества символом, эталоном, который, как иногда кажется, недосягаем в обычной жизни — настолько возвышенны, совершенны их отношения. Иного и не могло быть в трагедии: таким способом автор выразил свой гуманистический идеал. Однако давайте попробуем отвлечься от условностей жанра и ответить на вопрос: как соотносится история Ромео и Джульетты с реальностью и, в частности, с нашим личным опытом? Какой урок мы можем извлечь для воспитания своих чувств?
Начнём с того, что Ромео и Джульетте довелось испытать настоящую любовь — ту, которая окрыляет, а не иссушает душу. До встречи с Джульеттой у Ромео уже был опыт увлечения «строгой» и «святой» Розалиной. И что же? Это чувство не приносило ему радости, в чём он с горечью признаётся друзьям:
Любовь нежна? Она груба и зла.
И колется и жжётся, как терновник.
Полюбив Джульетту, Ромео ощущает необыкновенный прилив сил. Никакие угрозы (даже сама смерть!) ему не страшны. Взаимное чувство преображает героев. Любовь не отнимает, а преумножает их духовные возможности. Джульетту переполняет восторг:
Моя любовь без дна, а доброта —
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Разумеется, Ромео и Джульетта идеализируют друг друга: каждый видит в предмете своей любви верх совершенства. Но, как мне кажется, на фоне их окружения они и на самом деле достойны самых высоких похвал. Для меня представляется очень важным, что холодности Розалины в трагедии противопоставляется доброта Джульетты. Об этом прямо говорит Ромео в беседе с братом Лоренцо:
Но эта предыдущей не чета.
Та злобилась, а эта — доброта.
Однако дело не в одной лишь Розалине. В глазах Ромео Джульетта противопоставляется всему аристократическому обществу Вероны. Родную среду обитания герой воспринимает как «мир безобразия и зла». В устах Ромео эти слова звучат не романтической формулой, а обобщением собственного горького опыта: вражде между кланами Монтекки и Капулетти не видно конца! Соглашаясь тайно обвенчать влюблённых, в разговоре с Ромео брат Лоренцо не скрывает своих надежд на восстановление мира в Вероне («Я к вам обоим вот чем привлечён: мне видится в твоей второй зазнобе развязка вашего междоусобья…»).
Как изменила Ромео любовь к Джулетте? (по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»)
... Наоборот, он стал понимать, насколько глупа вражда их семей. Любовь к Джульетте сделала Ромео решительнее. Он не боится пойти против традиций общества и вступает в тайный брак с любимой ... яд. Семьи в конце пьесы приходят к миру, увидев, к чему привела их вражда. Несмотря на трагический финал, автор утверждает силу любви. Понравилось сочинение? А вот еще:
Действительно, сила настоящей любви столь велика, что для неё не имеют значения сословные, кастовые или, как в данном случае, клановые перегородки, разделяющие людей в нашем мире. В свете любви к Ромео фамильные предрассудки представляются Джульетте абсурдными.
Был лишь один момент, когда Джульетта усомнилась в искренности Ромео, в его нравственных качествах: кормилица принесла ей весть о том, что от его руки погиб Тибальт (Капулетти!).
Мы знаем, что это произошло невольно. Только мгновение кипела она негодованием («О, куст цветов с таящейся змеёй! Дракон в обворожительном обличье! Исчадье ада с ангельским лицом!..»), но затем устыдилась своих сомнений, расценив их как предательство по отношению к мужу «на третьем часе брака». «Страшнее смерти тысячи Тибальтов» представляется ей изгнание Ромео из Вероны, разлука с ним. Пытаясь спасти свою любовь, герои погибают из-за нелепого стечения обстоятельств, и, как сказано в конце трагедии, повесть о них «останется печальнейшей на свете».
Для меня трагедия Шекспира представляется не просто красивой, хотя и грустной, историей. Судьба Ромео и Джульетты заставляет задуматься о природе любви. Любовь — это доброта, понимание и полное отсутствие эгоизма. Она предполагает ответственность за любимого человека, готовность делить с ним его судьбу, вину и даже смерть. Именно такое представление об этом чувстве сложилось у меня после прочтения трагедии Шекспира.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004