Современная российская рок-поэзия

Сочинение

Говоря о российской рок-поэзии, следует отметить ее востребованность современными людьми. Действительно, сейчас поклонников русского рока, рок-поэзии огромное количество. Что же способствует такой ее популярности?

Думаю, в первую очередь, это связано с тем, что авторы в своих песнях обращаются к самым насущным и актуальным проблемам времени. Тема любви, ненависти, одиночества, добра и зла, власти — вот основной перечень вопросов, волнующих рок-поэтов. Казалось бы, подобный круг проблем волновал литературу на протяжении многих веков, однако рок-поэзия дает свою оценку, во многом отличную от других. Для данного вида искусства свойственно, в первую очередь, детальность, и символизм:

Радиола стоит на столе,

Я смотрю на тень на стене,

Тень ко мне повернулась спиной,

Тень уже не танцует со мной.

В. Бутусов. «Эта музыка будет вечной».

Конечно же, рок-поэзия не может пройти мимо темы любви, которая является центральной в искусстве вообще. Однако в роке восприятие другого человека основывается на символах и на ирреальных образах. Так, например, в песне «Кто еще» Бутусов вводит образ тени, которая является продолжением человека:

Если ты хочешь любить меня, полюби и мою тень,

Открой для нее свою дверь, впусти ее в дом,

Тонкая, длинная, черная тварь прилипла к моим ногам,

Она ненавидит свет, но без света ее нет.

Но чаще всего любовь — это страдание. Невозможность любви в большой степени проявляется в творчестве Ю. Шевчука:

Вот она куда-то идет, вот он я, смотрю на нее

Здесь я не знаю, что петь, и я не знаю, чем быть,

Я научился не спать, но разучился любить.

Я вроде что-то забыл, ты, конечно, права.

Важно заметить, что при образной сложности и большой противоречивости чувств, рок-тексты отличаются ритмической простотой и использованием большого количества изобразительно-выразительных средств. Мне кажется, что чаще всего используются сложные метафоры:

От разбитой любви на окне

Замерзнут хрустальные вены.

Ты глядишь, как весна на волне,

Как Шекспирова смерть от измены.

Ю.Шевчук. «Ночь Людмила».

Очень часто тексты рок-песен имеют глубокий философский смысл, который очень сложно понять сразу, после первого прослушивания или прочтения:

Мы все потеряли что-то

На этой безумной войне.

Кстати, где твои крылья,

Которые так нравились мне?

2 стр., 674 слов

Тема любви в русской поэзии

... лишним лет Называл скверной девочкой и своею милой... (С. Есенин) Еще в древнерусской поэзии мы находим темы любви, о чем свидетельствует сказание тех времен “Слово о полку Игореве ... ”. Возрождение поэзии на Руси — это и возрождение стихов о любви: Державин, Жуковский, Ломоносов, Пушкин, ...

На мой взгляд, В. Бутусов в этих строках говорит о том, что из-за обыденности и, в то же время, сложности человеческого существования люди перестают быть искренними. Приземленность — вот основное качество современного человека.

Важно отметить, что образность и детальность свойственна и для творчества В. Цоя:

Каждой звезде — свой неба кусок,

Каждому морю — дождя глоток,

Каждому яблоку — место упасть,

Каждому вору — возможность украсть.

Каждой собаке — палку и кость

И каждому волку — зубы и злость.

На мой взгляд, современную рок-поэзию все же отличает использование простой лексики. Я бы даже сказала, что слова в рок-песнях не выдержаны в одном стиле:

Одинокая птица, ты летишь высоко

В антрацитовом небе безумных ночей,

Повергая в смятение бродяг и собак

Красотой и размахом крылатых плечей.

В. Бутусов. «Одинокая птица».

Хотя я все же склонна считать, что подобное смешение стилей в наши дни свойственно не только рок-поэзии, но всей литературе. В этом проявляются особенности жизни современного общества.

Рядом с темой любви в рок-поэзии всегда стоит тема одиночества:

Две мечты и печали.

Стакан мы, воскреснув, допили до дна.

Я не знаю, зачем тебе дом, правит мною дорога — луна.

И не плачь, если можешь, прости.

Жизнь — не сахар, а смерть нам не чай.

Мы свою дорогу нести. До свидания, друг, и прощай!

Ю. Шевчук.

Таким образом, творчество рок-поэтов, по моему мнению, во многом отвечает потребностям современного российского общества. Хотя, без сомнения, она отдалена от массовой культуры, и у нее свой читатель и слушатель.