Год |
Город Страна |
Событие |
Сочинение |
22 мая 1813 года |
Лейпциг |
В семье полицейского чиновника. Родился немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель – Вильгельм Рихард Вагнер. С 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига. В 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. |
В 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а в 16 лет начал сочинять музыку. |
В 1833 |
Вюрцбург |
Вагнер получил место театрального хормейстера и сочинил оперу. Отныне и до конца жизни Вагнер сам писал либретто своих опер (некоторые специалисты оценивают литературные достоинства его текстов не слишком высоко, тогда как другие (в том числе Бернард Шоу) причисляют их к вершинам немецкой поэзии). |
Опера «Феи» (по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея»), которая при его жизни не звучала. |
В 1835 |
Магдебург |
Написал свою вторую оперу. В следующем году она была поставлена в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер и выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась. |
Опера «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру») |
В 1836 |
Кенигсберг |
Женился на певице Минне Планер и вместе с ней обосновался в Кенигсберге, где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. |
|
В 1837 |
Рига |
Занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу. В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Композитор произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру. Он также осуществил разделение функций правой и левой рук, доныне сохраняющее свое значение: правая рука (в которой дирижер держит палочку) занята преимущественно обозначением темпа и ритма, тогда как левая указывает вступления инструментов, а также динамические и фразировочные нюансы. |
Опера «Риенци» (по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). |
В 1839 |
Лондон, затем Париж |
Здесь Вагнер сблизился с Дж. Мейербером, Ференцом Листом, Гектором Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке («летучем голландце»). |
|
В 1842 |
«Риенци» — образец «большой оперы» во французском духе — был принят к постановке в Дрездене. Ее премьера прошла с большим успехом. Сюжет оперы о римском патриоте и «последнем трибуне» 14 века отразил политические интересы и идеалы самого Вагнера, состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов «Молодая Германия». |
||
В 1843 |
Опера «Летучий голландец» была воспринята сдержаннее. Между тем, она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве Рихарда Вагнера как музыканта-драматурга. Начиная с «Летучего голландца», Вагнер постепенно отходит от традиционной для оперы 18-19 веков номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества Вагнера, а до некоторой степени и всей жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана и в двух следующих произведениях композитора, операх «Тангейзер» (1845) и «Лоэнгрин» (1848), которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Роль основного носителя музыкального содержания принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль. |
||
В 1849 |
Охваченный революционным пылом, Рихард Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявленным государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. |
||
В 1850-1858 |
Цюрих |
Начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 текст этого цикла (будущей тетралогии «Кольцо нибелунга») был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк и его жена, разносторонне одаренная Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен Вагнера для голоса и фортепиано. |
Антисемитский памфлет «Еврейство в музыке» (направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера), работа «Опера и драма», обобщавшая его идеи касательно музыкального театра. Музыкальная драма «Тристан и Изольда» (история запретных отношений Рихарда с женой друга). Либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыка её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») |
В 1858-1861 |
Цюрих, затем Париж |
Вагнер поссорился с Матильдой Везендонк и покинул Швейцарию, а в 1860 воссоединился с женой в Париже. В Парижской опере был поставлен «Тангейзер». Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано, причем скандал на премьере имел политическую подоплеку. |
|
В 1862-1864 |
Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866). В 1863 он с успехом дирижировал в Вене, России, других европейских странах (дирижерский репертуар Вагнера включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед Вагнером, оказал ему щедрую денежную помощь. Из-за придворных интриг пребывание Вагнера в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг композитора особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов — дочерью Листа и женой его ученика, музыкального руководителя Королевской оперы Х. фон Бюлова |
||
В 1868 |
Трибшен близ Люцерна |
Премьера «Майстерзингеров» (1867) (под управлением Бюлова). Козима переехала Вагнеру в 1866. К моменту оформления законного брака (в 1870) у них уже было двое детей. В Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые две оперы все еще не оконченного «Кольца нибелунга» — «Золото Рейна» и «Валькирия». |
|
В 1872-1874 |
Торжественно заложил здание нового театра в Байрейте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог Вагнеру. |
Опера «Закат богов». |
|
В 1876 |
Открытие байрейтского фестивального театра постановкой всего «Кольца нибелунга» под управлением Ганса Рихтера. |
||
В 1877 |
Лондон |
Художественный триумф Вагнера на первом байрейтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. Надеясь возместить понесенные потери, Вагнер дирижировал концертами в Лондоне. |
Опера («торжественная сценическая мистерия») «Парсифаль» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря В. фон Эшенбаха. |
В 1880-1882 |
Большую часть 1880 года Вагнер провел в Италии. На последних в жизни Вагнера байрейтских торжествах 1882 состоялась премьера «Парсифаля» под управлением Германа Леви. |
||
13 февраля 1883 |
Венеция |
Скончался от сердечного приступа. Похоронен в Байрейте. |
|
Степень влияния Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности и неслыханные оркестровые и вокальные краски, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей.
Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе — как в случае Фридриха Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия. Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) — композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра — обаятельную «Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Немногие сохранившиеся записи Зигфрида Вагнера (с байрейтских спектаклей) свидетельствуют о его высоком дирижерском мастерстве. Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (р. 1919), — были видными оперными режиссерами. |