За языком и творчеством Толстого чувствовалось биение сердца.
Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декора- циею, намалеванною твердой рукой и яркими красками.
Смелое воображение и точное знание, живое предание и интуиция ху дожника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потреб ны были, чтобы возник этот литературный феномен — «Война и мир».
Готовясь к созданию «Войны и мира», Толстой открыл для себя Гомера.
«Вот оно! чудо»,— записал он в дневнике. Реже отмечают, что в круге его чтения в годы, прямо предшествовавшие созданию «Войны и мира», оказа лись и русские былины.
Толстой эпичен и оттого, что он подкупающе серьезен. Он поднимается сам и поднимает нас от быта, от мелочи и пыли дня к тому, что определяет содержание всей жизни человека.
Своей напряженной духовностью Толстой вернее любых проповедей обращает нас, читателей, к главному — вопросу о смысле своей жизни, не потакает безволию души и запрещает человеку измельчиться, пойти в об ход, растратиться на пустяки.
Пьер Безухов, князь Андрей — это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи.
Но рядом с суровым началом совести, покоряющей серьезностью инто нации, есть у Толстого жадное, природное, не рассуждающее жизнелюбие и как часть его — стихия юмора, смеха.
«Война и мир» — эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности. Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, то окрашивается в тона сдержанной иронии.
Конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей, идей своего творения. Но, заглянув в чужую душу, чувствует себя не вправе быть тен денциозным: его задача — взять характер изнутри.
Наглый Долохов по-человечески неприятен, когда выхватывает за столом у Пьера афишку и провоцирует его, обманутого им мужа, на дуэль. Он нена вистен нам, когда обчищает в карты Николая Ростова, а потом еще предлага ет простить ему карточный долг за то, чтобы тот отступился от Сони. Но вдруг мы узнаем, что раненный на дуэли Долохов в отчаянии от мысли о том, как огорчится его мать. Оказывается, он нежнейший сын и брат.
А Анатоль Курагин? Этого мерзейшего светского хлыща Толстой приведет на Бородинское поле и покажет нам его в санитарной палатке, где ему, тяжко раненному, будут ампутировать ногу. Не только его со перник, князь Андрей, простит его в эту минуту,— кто из читателей не испытает к нему чувства сострадания, жалости?
Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого
... взаимозависимость войны и мира – явлений, идущих бок-о-бок. История создания романа Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и ... годы войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; В ... и в военное время. Вселенная. Это значение слова «мир» раскрывается, в частности, в беседе князя Андрея и Пьера ...
Толстой не щадит и положительных героев. Мечты князя Андрея о сла ве — почти смешны своим открытым, яростным детским тщеславием:
Нам остро интересно у Толстого познание людей, не подмятых автор ской идеей. Он дает нам радость понимания незнакомых прежде людей, по стижения их характеров, идеалов, привычек и причуд — и оставляет иллю зию, что все это делается нами самими, свободно и самостоятельно, как в жизни. А это и есть искусство.
«Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свойство души и чувств, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц». «Стихийное» — главная прелесть Наташи Ростовой,— ее искренность, близость к природе, родной почве.
Повествование Толстого всегда просто и поразительно просто по отно шению к создаваемому им изображению.
В художественных сценах «Войны и мира» — ощущение единственного мига, свершающегося сейчас, переживаемого и не отгоревшего.
Героев Толстого молодое счастье жить, чувствовать заполняет до краев, порой до слез, до судороги в горле. Толстой — это величайшие метания ду- ха и огромное здоровье натуры художника….