Урок литературы в 7 классе «Предания — поэтическая автобиография народа»

Сочинение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Сообщение темы и целей урока

Организация побуждающего к гипотезам диалога

  1. Записывают тему в тетрадь.

  2. Формулируют цели и задачи урока, планируют работу.

Предания – поэтическая автобиография народа

Организация проблемного диалога, в ходе которого ученики анализируют предания, знакомятся с новыми терминами.

  1. Выдвигают и доказывают гипотезы о происхождении, значении термина «предания», особенностях данного жанра фольклора, тематике произведений.

  2. Выразительно читают предания.

  3. Анализируют предания.

  4. Читают, анализируют статью учебника, систематизируют полученную информацию.

  5. Узнают новый термин – «лиризм»

Домашнее задание

Написание сочинения-рассуждения

Организация самостоятельной работы по написанию сочинения-рассуждения

Работают самостоятельно: пишут сочинение-рассуждение.

Рефлексия

Организация подведения итогов

  1. Формулируют учебную проблему.

  2. Формулируют новое знание.

  3. Вспоминают, какая работа помогла совершить «открытие».

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».

  • Чему будет посвящён сегодняшний урок?

  • Тема нашего урока – предания.

  • Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?

  • Как по-другому называется УНТ?

  • Кто автор фольклора?

  • Назовите жанры фольклора.

  • Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?

    32 стр., 15804 слов

    «Музыкальный песенный фольклор…»

    ... работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя детское продуктивное творчество, мы можем судить ... (методов и форм) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе на уроках музыки. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие задачи: ...

  • Узнать, что такое предание.

  • Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.

  • Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.

  • Познакомиться со своеобразием языка преданий.

Предания – поэтическая автобиография народа

  1. Предание как жанр фольклорной прозы

Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).

Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание — широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.

Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.

К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:

  • о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;

  • об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;

  • о переходе Суворова через Альпы;

  • о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.

  1. Предание «Воцарение Ивана Грозного».

  • О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)

  • Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Предание «Сороки-ведьмы».

  • Каким предстает перед нами Иван IV?

  • С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

  • Что хотел объяснить нам автор предания?

  1. Всё ли является правдой в преданиях?

В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.

  • Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?

    39 стр., 19409 слов

    Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа

    ... механике, геодезии, математике и другим прикладным наукам. Такова связь детской литературы с эпохой, просвещением и знаниями. Детская литература тесно связана и с развитием науки. Тематика познавательных ... искусства и духовной культуры, каковыми являются устно-поэтическое творчество народа, письменная (рукописная и печатная) литература, просвещение, педагогика, наука и искусство, в том числе театр, ...

  • Почему же в преданиях появляется вымысел?

  1. Предание «Петр и плотник»

Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.

Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах

Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).

  1. Работа по учебнику

Откройте учебник «Литература. 7 класс» на с. 7—8, статья «Предания».

  • Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.

Домашнее задание

— Дома прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре. Будет замечательно, если вы сможете включить в свою работу не только информацию, прочитанную в учебнике, но и те сведения, которые узнали на уроке.

Написание сочинения-рассуждения

Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?

  • Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?

  • Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)

  • Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)

  • Что он обозначает?

  • Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)

Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.

Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.

  • Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.

  • А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.

Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.

8 стр., 3740 слов

Как писать автобиографию на работу — образец составления

... относящуюся к сути будущей работы. Деловой стиль повествования, без грамматических и фактических ошибок, все должно быть логично и последовательно. Некоторые компании предлагают свой бланк автобиографии. В нем могут быть ... справка о вашей жизни. Наверняка все, кто официально трудоустраивался на работу, воспринимают автобиографию как кипу листов с кучей таблиц и сочинением на тему «Как я жил до ...

Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».

Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.

Рефлексия

  • Какие цели мы поставили в начале урока?

  • Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

  • Какое новое знание вы открыли?

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — , пожалуйста, с нами.