Бинарный урок русского языка и психологии
по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему
6класс
Урок начинается с определения понятия «мораль» и «нравственность». (слайд 2)
- Что такое мораль? (правило нравственности)
- Что такое нравственность? (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).
-Какого человека можно назвать морально нравственным (честного, доброго, открытого, принципиального)
-Ребята, какова же цель нашего урока (познакомиться со значением слов мораль и нравственность, выявить моральные качества, присущие человеку, подготовиться к сочинению рассуждению)
Класс разделён на две группы. Первая группа работает с текстом №1 («Болтливая птичка»).
Вторая группа работает с текстом №2 («Солнце и Ветер»).
В каждой группе есть командир, который следит за работой всех, распределяет задания. В конце урока командир группы помогает учителю оценить каждого учащегося. Каждый в группе получает листок с заданием и текстом.
Задание 1 группы (текст «Болтливая птичка»)
- Определите тему, идею.
- Дайте характеристику птички (какая она? – по тексту – бедная, маленькая, с громким голосом)
- Выпишите из текста определение, характеризующее птичку? Как сопоставить понятия «маленькая» — «с громким голосом». Как характеризуют птичку эти прилагательные? Почему эгоистичная птичка бедная? Сделайте вывод.
- Выписать из текста слова с орфограммой «безударная гласная в корне проверяемая».
- Выписать слова с орфограммой в приставках.
Задание 2 группы (текст «Солнце и Ветер»)
- Определите тему, идею.
- Выпишите глаголы, подтверждающие действия путника во время встречи с Ветром и Солнцем.
- Как взаимодействуют Ветер-Путник, Путник-Солнце.
- Выписать из текста слова с орфограммой «безударная гласная в корне проверяемая».
- 5. Выписать слова с орфограммой в приставках.
На выполнение заданий в группах отводится 10 минут.
Учащиеся каждой группы начинают с чтения притчи (а вторая группа тоже принимает участие, внимательно слушает).
Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте
... слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В ... обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...
Учащиеся первой группы определяют идею -жадность и эгоизм-путь одиночки, эгоизм-это безнравственно. (слайды 4-5)
Учащиеся 2 группы после прочтения притчи определяют идею -агрессией и настойчивостью добьёшься ещё большего сопротивления; лишь доброта и ласка способны согреть сердце. (слайды 6-9)
После отработки всех заданий (задача учителя, чтобы каждый в группе принимал участие в работе) ученикам предлагается финальное задание: написать фрагмент сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем.
Темы 1группы:
- Можно ли дружить с эгоистом?
- Кто такой эгоист?
- Что значит «Уметь дружить»?
- Как я понимаю слово «дружба».
Темы 2 группы:
- Обязательно ли другу быть добрым?
- Что такое «доброта»?
- Какого человека можно назвать добрым?
- Доброта-путь к сердце человека.
Фрагменты сочинений зачитываются в конце урока. В качестве домашнего задания детям предложено по выбранной теме написать сочинение-рассуждение.
Данному сочинению предварялось анкетирование, в котором обучающимся предлагали 20 качеств, присущих современному человеку, надо было выбрать 3 приоритетных, которые бы хотели учащиеся развить в себе, и 3- в своём друге.
Список качеств:
- —
- успешный
- -коммуникабельный
- -богатый
- -добрый
- -ласковый
- -скромный
- -независимый
- -расчётливый
- -удачливый
- -честный
- -порядочный
- -красивый
- -обаятельный
- -покладистый
- -дружелюбный
- -весёлый
- -умный
- -беззаботный
- эгоистичный
- талантливый
Результаты анкетирования: современные дети в большинстве себя хотят видеть успешным, богатым, независимым, а друга хотят видеть добрым, честным, порядочным.
Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания ...
... музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-17 лет Центра развития ... культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина. Благоприятной основой для становления патриотического чувства может ... переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком ...