Бинарный урок русского языка и психологии : Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему план-конспект по психологии (6 класс)

Сочинение

Бинарный урок русского языка и психологии

по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

6класс

Урок начинается с определения понятия «мораль» и «нравственность». (слайд 2)

  • Что такое мораль? (правило нравственности)
  • Что такое нравственность? (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

-Какого человека можно назвать морально нравственным (честного, доброго, открытого, принципиального)

-Ребята, какова же цель нашего урока (познакомиться со значением слов мораль и нравственность, выявить моральные качества, присущие человеку, подготовиться к сочинению рассуждению)

Класс разделён на две группы. Первая группа работает с текстом №1 («Болтливая птичка»).

Вторая группа работает с текстом №2 («Солнце и Ветер»).

В каждой группе есть командир, который следит за работой всех, распределяет задания. В конце урока командир группы помогает учителю оценить каждого учащегося. Каждый в группе получает листок с заданием и текстом.

Задание 1 группы (текст «Болтливая птичка»)

  1. Определите тему, идею.
  2. Дайте характеристику птички (какая она? – по тексту – бедная, маленькая, с громким голосом)
  3. Выпишите из текста определение, характеризующее птичку? Как сопоставить понятия «маленькая» — «с громким голосом». Как характеризуют птичку эти прилагательные? Почему эгоистичная птичка бедная? Сделайте вывод.
  4. Выписать из текста слова с орфограммой «безударная гласная в корне проверяемая».
  5. Выписать слова с орфограммой в приставках.

Задание 2 группы (текст «Солнце и Ветер»)

  1. Определите тему, идею.
  2. Выпишите глаголы, подтверждающие действия путника во время встречи с Ветром и Солнцем.
  3. Как взаимодействуют Ветер-Путник, Путник-Солнце.
  4. Выписать из текста слова с орфограммой «безударная гласная в корне проверяемая».
  5. 5. Выписать слова с орфограммой в приставках.

На выполнение заданий в группах отводится 10 минут.

Учащиеся каждой группы начинают с чтения притчи (а вторая группа тоже принимает участие, внимательно слушает).

27 стр., 13301 слов

Сочинение как красиво работает слово в художественном тексте

... слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В ... обойтись в письменной речи: оно помогает разделить предложение на части, расставить смысловые акценты. (источник сочинения с текстом) 9. ...

Учащиеся первой группы определяют идею -жадность и эгоизм-путь одиночки, эгоизм-это безнравственно. (слайды 4-5)

Учащиеся 2 группы после прочтения притчи определяют идею -агрессией и настойчивостью добьёшься ещё большего сопротивления; лишь доброта и ласка способны согреть сердце. (слайды 6-9)

После отработки всех заданий (задача учителя, чтобы каждый в группе принимал участие в работе) ученикам предлагается финальное задание: написать фрагмент сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем.

Темы 1группы:

  1. Можно ли дружить с эгоистом?
  2. Кто такой эгоист?
  3. Что значит «Уметь дружить»?
  4. Как я понимаю слово «дружба».

Темы 2 группы:

  1. Обязательно ли другу быть добрым?
  2. Что такое «доброта»?
  3. Какого человека можно назвать добрым?
  4. Доброта-путь к сердце человека.

Фрагменты сочинений зачитываются в конце урока. В качестве домашнего задания детям предложено по выбранной теме написать сочинение-рассуждение.

Данному сочинению предварялось анкетирование, в котором обучающимся предлагали 20 качеств, присущих современному человеку, надо было выбрать 3 приоритетных, которые бы хотели учащиеся развить в себе, и 3- в своём друге.

Список качеств:

  1. успешный
  2. -коммуникабельный
  3. -богатый
  4. -добрый
  5. -ласковый
  6. -скромный
  7. -независимый
  8. -расчётливый
  9. -удачливый
  10. -честный
  11. -порядочный
  12. -красивый
  13. -обаятельный
  14. -покладистый
  15. -дружелюбный
  16. -весёлый
  17. -умный
  18. -беззаботный
  19. эгоистичный
  20. талантливый

Результаты анкетирования: современные дети в большинстве себя хотят видеть успешным, богатым, независимым, а друга хотят видеть добрым, честным, порядочным.

25 стр., 12367 слов

Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания ...

... музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-17 лет Центра развития ... культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина. Благоприятной основой для становления патриотического чувства может ... переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком ...