Как научить выпускников 9 классов писать сочинение- рассуждение (3 часть задание 15.3).
Из опыта работы.
Сочинение на экзамене по русскому языку в 9 классе является важной частью государственной итоговой аттестации. Не всегда ученикам удается правильно формулировать и в письменном виде излагать свои мысли. Для того чтобы успешно выполнить 3 часть задания 15.3, выпускникам 9 классов следует развивать навык написания сочинения, поиска аргументов, выстраивание текста как единого целого. Всю работу по подготовке ребят к написанию сочинения- рассуждения можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап.
Задания для обучающихся 5- 7 классов:
- озаглавим текст в соответствии с темой, идеей;
- определим микротемы текста (составим план текста);
- разделим текст на абзацы.
Эта работа развивает первичные навыки осмысления текстов школьниками.
Второй этап.
Задания для обучающихся 8- 9 классов:
— определение типа речи анализируемого материала (описание, повествование, рассуждение);
— освоение схемы построения сочинения – рассуждения: тезис, аргументы, вывод;
— изучение структуры написания сочинения на ОГЭ;
— изучение критериев оценки сочинения на ОГЭ (наличие абзацев обязательно);
— создание словарика нравственных понятий ( в него включаем слова, которые характеризуют человека, поступки и т.д.;
- отработка комментариев тезиса.
1. Понятийный. (Дружба- это отношения, основанные на доверии, на близости интересов).
2. Синонимичный. ( Человечность- гуманность, человеколюбие, доброта.).
3. Описательный — указательное слово + признаки предмета. ( Святыня- то, что является очень дорогим, трепетно хранимым).
4. Отрицательный – указание на отсутствующие свойства предмета.( Бесчеловечность — отсутствие человечности, доброты).
5. Комбинированный – объединяющий в себе разные способы определения понятия.
- составление речевого клише.
1. Для высказывания своего отношения к позиции автора рекомендуется использовать следующие слова: я абсолютно согласен; действительно; бесспорно мнение автора о том, что…
«Добро должно быть с кулаками»: автор слов, аргументы для сочинения,
... итогового сочинения в 11-м классе 26.11.2019 итоговое сочинение Просмотры: 0 Версия для печати Выражение «Добро должно быть с кулаками»: смысл, значение, почему так говорят? «Добро должно быть с кулаками..» В чем смысл слов, значение ... недавно в нескольких московских школах одиннадцатиклассники писали сочинение на тему: «Может ли в одном человеке сочетаться добро и зло?» Конечно, может: все мы когда ...
2. В основной части можно использовать следующие речевые обороты:
- попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста….;
- докажем эту мысль на примерах из текста;
- обратимся к тексту русского писателя…
3.
При написании вывода сочинения рекомендуется воспользоваться следующими клише:
- в результате рассуждений мы пришли к выводу;
- подводя итог сказанному…
- анализ образцов сочинений;
- написание пробных фрагментов и целых сочинений;
- взаиморецензирование, оценивание работ по критериям;
- создание памятки « Написание сочинения- рассуждения 15.3».
Анализ типичных ошибок в сочинениях школьников:
— отсутствие комментариев в 1 части;
— отсутствии переходов от общих положений к примерам, нарушение логики;
— однообразное употребление средств связи между предложениями, частями сочинения;
- вывод противоречит тезису и доказательствам (заключение должно быть логически связано с предыдущим текстом).
Вывод.
Вышеизложенные формы работы приводят к тому, что школьники учатся самостоятельно формулировать свои мысли, логически правильно строить цепочки своих рассуждений: соотносить тезисы с аргументами, делать выводы. Все это позволяет нам добиваться хороших результатов на экзамене по русскому языку.
Лымарева Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы МОАУ «Привольненская СШ имени М.С. Шумилова»
Тэги: