Куроку обучения сочинения на лингвистическю тему по тексту сборника И.П. Цыбулько №

Сочинение

СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ №16

l

1.Продолжаем учиться создавать текст сочинения на основе анализа текста ( С2.2 ).

2.Сочинение-рассуждение должно соответствовать всем требованиям, которые предъявляются этому виду работы. Вспомним их.

рассуждение о смысле

Во-вторых, нужно помнить, что основным содержанием вашего сочинения должен быть анализ (а не пересказ) информации, которая содержится в тексте.

основные требования к сочинению

выделены).

Эксперты оценивать вашу работу будут, исходя из этих требований.

3. Прочитайте внимательно задание к тексту, по которому вам предстоит писать сочинение-рассуждение.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение . Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:

« Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет».

два аргумента

указывайте номера нужных предложений

не менее 70 слов

аккуратно, разборчивым почерком.

Продолжим работать над тем, как нужно создавать такое сочинение-рассуждение.

ll

1.Вспомним, как должно быть построено такое сочинение-рассуждение:, . Вступление.

2. Тезис (объяснение смысла фрагмента текста – его финала).

Основная часть, Заключение (вывод).

Запомните!

Ни в тезисе, ни в заключении не должно быть примеров!

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции является ошибкой и будет стоить вам потерей баллов.

lll

Сочинение начинается со вступления, затем формулируется тезис.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать.

своё понимание смысла

Эта часть должна состоять из 1 – 3 предложений (без примеров)., При создании тезиса можно использовать речевые клише:

  • Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: ….

    8 стр., 3569 слов

    Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую ...

    ... рассуждение и бесспорнее вывод.) Запишем число и тему урока. Подготовка к сочинению- размышлению ….«Человеком надо быть всегда» Показ фрагмента мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый». Как вы думаете, о чем мы будем размышлять на ... Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова­ния к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство ...

  • В финале текста выражена мысль о том, что….

  • Я думаю, что в финальной фразе текста автор выразил мысль о том, что….

  • Я убеждён, что финал текста помогает понять его основную мысль, которая заключается в том, что….

Запомните!

* Нельзя повторять финальную фразу текста (ту фразу, которая помещена в задании), когда формулируете тезис!

* Нельзя при формулировке тезиса использовать такие фразы: Я понимаю смысл этой фразы так…, Я понимаю смысл финала текста так…

* Нельзя использовать в сочинении такие речевые обороты: Разберёмся в этом подробнее, Давайте разберёмся…, Теперь докажем это…, Я хочу доказать это…, Я могу сделать вывод…, Можно сделать вывод…

* Нельзя путать автора текста (тот, кто написал текст), рассказчика (от лица которого ведётся повествование), героя текста.

* Очень внимательно нужно относиться к фактической стороне анализируемого текста : обращать внимание на даты, время действия, место действия, возраст героев, имена, отчества, фамилии. Изменять это нельзя!

* Нельзя пересказывать текст, опираться в своей работе на факты и примеры, не имеющие прямого отношения к теме рассуждения.

Помните!

В основной части

Примеры должны быть точными, их должно быть лишь 2 – 3, не более!

Заключение (вывод) –

(итак, таким образом, следовательно, значит),

Абзацное членение

5 абзацев:

1 – вступление

2 – тезис

3 и 4 – аргументы+ примеры

5 – вывод

к снижению баллов!

Обратите внимание!

Перед тем как начать писать сочинение, нужно :

  1. перечитать текст несколько раз

  2. набросать план текста, выявляя основные события текста + состояние героя (или героев) + авторские комментария; план составляем по микротемам

  3. перечитать ещё раз последний фрагмент текста; выписать слова, помогающие передать состояние героя (героев)

  4. перечитать финальную фразу (в ней, как правило, заключается основная мысль, ради которой написан текст)

    6 стр., 2758 слов

    Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению ...

    ... но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к ... приемы, которые помогут вам справиться с сочинением. Слайд 3. - Запишите число в тетрадях. Давайте вместе сформулируем ... приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже ...

  5. сформулировать заключённую в выделенном фрагменте идею своими словами и записать её на черновике

  6. вернуться к плану и отметить те предложения, которые подтверждают ваш тезис

  7. сформулировать смысл их своими словами и записать на черновике; помнить, что это должен быть не пересказ, а рассуждение

  8. собрать и записать полностью черновик сочинения, проверяя смысловые связи между частями, используя слова так как, поэтому, кроме того

lV

1. Внимательно прочитаем текст. Составим сюжетный план.

1) Перечитаем первую микротему. Что в ней самое главное? Какое событие?

Запишем в плане:

  1. Герой сообщает, что библиотекарша – бывшая балерина, находящаяся в эвакуации.

2. Перечитаем вторую микротему. Что здесь самое главное? Какое событие происходит?, Запишем в плане:

  1. Мать рассказчика уходит с головой в воспоминания.

3. Перечитаем следующий фрагмент. Каково состояние мальчика в тот момент, когда мать вспоминает? Выделим главные слова, которые передают его состояние, и запишем их в плане:

3 . Рассказчик удивляется, восхищается, старается представить себе то, что рассказывает мать, активно участвует в этих воспоминаниях.

4. Какой он видит мать в это время? Запишем в плане:

4. Рассказчик видит мать весёлой впервые за всю войну.

5. Что произошло с матерью и почему? Отметим в плане:

5. Мать заплакала; она беспокоится о театре.

6. Что делала мать дальше? Запишем в плане:

6. Она ела завариху и вовсе не замечала еды.

7. Каково состояние мальчика, что он чувствует в этот момент? Отразим это в плане:

7. Мальчик жалеет мать и молчит, о его состоянии мы узнаём из внутреннего монолога. Он сочувствует матери, сопереживает ей и старается не разрушить тот мир, в который она сейчас погружена и в котором ей очень комфортно.

8. Что произошло с мальчиком? О чём свидетельствует его состояние? Почему он понимает, что нужно не мешать матери в этот момент?

В такие минуты человек внутренне взрослеет, начиная понимать другого человека, состояние его души, сопереживая.

9. Нужно очень хорошо представлять себе, в какое время произошли данные события. Это война, которая отнимает у человека дорогой ему мир, в котором он жил прежде.

Вот теперь мы свами разобрались в содержании, поняли, каково состояние героев и с чем оно связано.

Прочитаем ещё раз внимательно финал текста. Нам нужно объяснить смысл последнего предложения. Мы уже знаем, что в нём выражено сочувствие рассказчика материи желание продлить состояние счастья от воспоминания о прекрасном.

4 стр., 1966 слов

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. план-конспект ...

... яркие,(3) огненные лапы. И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти. Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры ...

Вот теперь постарайтесь сформулировать тезис , объясняя смысл финальной фразы текста.

Тезис:

Я считаю, что рассказчик (мальчик) сумел не только понять состояние матери, почувствовавшей себя в атмосфере «золочёного дворца», но постарался не разрушить того счастливого мира, который напомнила ей её «отдалённая память».

10.Теперь мы должны продумать аргументы, то есть суждения, которые бы подтверждали правильность этого тезиса. С этой целью используем слова из авторских комментариев (они у нас записаны в плане).

Мы должны доказать, что рассказчик понял состояние матери (1 аргумент) и не разрушил его (2 аргумент).

Опираясь на авторские комментарии, называющие чувства героев, попытайтесь своими словами обобщённо сформулировать первый аргумент.

Первый аргумент:

Он впервые за всю войну увидел свою мать преображённой в тот момент, когда она вспоминала о своём первом посещении театра и просмотре балета «Щелкунчик», и сумел разделить её чувства, вместе с нею восхищаясь и удивляясь тому, о чём она рассказывала. (Предложения 6, 7, 14)

Какие предложения можно использовать для подтверждения данного суждения?, Предложения 6, 7, 14.

Опираясь на авторские комментарии, называющие чувства матери, переживающей за театр, и состояние мальчика в этот момент, сформулируйте обобщённо своими словами второй аргумент.

Второй аргумент:

Увидев слёзы матери, почувствовав её тревогу за судьбу театра, её восхищение тем миром, который он открывал зрителю и который может быть разрушен, рассказчик тактично замолчал, понимая, что нельзя нарушать состояние, возникшее у самого дорогого для него человека под влиянием воспоминания о прекрасных мгновениях жизни. (Предложения 23, 24, 30, 33).

Какие предложения можно использовать в качестве примеров, подтверждающих это суждение?, Предложения 23, 24, 30, 33, Теперь нам нужно подвести итог, обобщить сказанное.

Каким может быть вывод? А для этого следует подумать над тем, какая нравственная проблема волновала автора данного текста и чему учит этот текст.

Постарайтесь сформулировать вывод.

Вывод:

Итак, автор утверждает, что каждый человек должен учиться понимать состояние, переживания тех, кто с ним рядом, и стараться не разрушить их мир.

Вот теперь, когда мы сформулировали тезис, основную часть рассуждения и вывод, можно подумать и о вступлении. Обычно во вступлении обозначается проблема, над которой размышляет автор текста. Её лучше всего сформулировать в виде вопроса с короткими комментариями.

Попробуйте определить и сформулировать в виде вопросительного предложения проблему текста., Вступление:

Нужно ли стремиться понять состояние другого человека и легко ли это сделать? Вот об этом и пишет автор текста А. Лиханов, раскрывая свою точку зрения на примере из жизни мальчика и его матери, живших в сложное военное время.

6 стр., 2587 слов

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...

... предложения текста? их писали и хранили (предложение 4) 2) рукописи читали (предложение 5) 3) книжник находился (предложение 5) 4) романы были (предложение ... поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное ... тексте? Классик стихотворного рыцарского романа — Кретьен де Труа. Сохранилось пять романов Кретьена де Труа. Расцвет рыцарского романа приходится на XII столетие. Ученые сочинения ...