Исследование грамматики русского языка
В данном исследовании были заданы вопросы, касающиеся грамматических правил русского языка. Так, первый вопрос требовал обнаружить слово, в котором неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог. Второй же вопрос наоборот, требовал установить слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог. Третий вопрос касался ошибок в построении словосочетаний, а четвёртый – падежных форм зависимых слов.
Пятый вопрос предполагал грамматическое продолжение предложения, связанного со сочинением. Шестой вопрос был связан с определением значения слова, которое описывает состояние вялости и равнодушия. Седьмой вопрос вызывал необходимость обнаружения неверно употребленного слова в одном из вариантов ответа, а восьмой вопрос наоборот, позволял обнаружить неверно употребленное слово. Девятый же вопрос связан с обнаружением ошибки в образовании формы слова.
Выводы
В ходе исследования были заданы вопросы, предполагающие не только знание грамматических правил русского языка, но и умение применять их на практике. Оказалось, что многие из тестируемых не совсем уверены в своих знаниях грамматики, что может приводить к ошибкам в использовании языка в письменном и устном общении.
Результаты исследования показали на необходимость улучшения обучения грамматике русского языка и более тщательного контроля со стороны учителей за знанием правил русского языка у учеников.
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм помидоров;
2) будущие выборы;
3) в двух тысяч тринадцатом году;
4) опять ошиблась.
Пример с ошибкой в образовании формы слова: 4) опять ошиблась.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.
2) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.
3) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.
Рассуждение каждое слово языка каждая его форма есть результат
... УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824—1870) Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Язык есть самая живая, самая обильная и ... Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту Д.С. Лихачева. Аргумент из жизненного опыта:, Аргументы из жизни к сочинению ОГЭ 9.3 по русскому языку. Аргументы (примеры) из ...
4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
Предложение с грамматической ошибкой: 4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.
2) Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.
3) Кондуктор попросил оплатить проезд.
4) В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев.
Предложение с грамматической ошибкой: 4) В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев.
13. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя модель задачи,
1) учитывается несколько вариантов её решения.
2) переведите условие задачи на математический язык.
3) мною не было учтено значение переменных.
4) должен использоваться математический язык.
Грамматически правильное продолжение предложения: 1) учитывается несколько вариантов её решения.
14. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Опровергая общее утверждение,
1) приведите хотя бы один довод против;
2) у нас завязался спор;
3) у меня не хватило аргументов;
4) это называется контрпримером.
Грамматически правильное продолжение предложения: 4) это называется контрпримером.
15. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
1) зал полон;
2) зал аплодирует стоя;
3) тонкие пальцы;
4) крутой берег.
Пример, в котором выделенное слово используется в переносном значении: 2) зал аплодирует стоя.
Вариант 2
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Применяя основной принцип орфографии,
1) развивается и орфографическая зоркость;
2) вы будете писать грамотно;
3) почти любое слово будет написано правильно;
4) это поможет писать грамотно.
Грамматически правильное продолжение предложения: 2) вы будете писать грамотно.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя предложения,
1) мне было сделано замечание;
2) обдумывается его структура;
3) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов;
4) должен учитываться стиль речи.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя на велосипеде,
1) развиваются мышцы ног и спины;
2) требуется немалая выносливость;
3) вы получаете большое удовольствие;
4) у меня сломалась фара.
4. Укажите ошибку в управлении.
1) различать буквы и звуки;
2) отличать хорошее и плохое;
3) критиковать за ошибки;
4) обвинять в воровстве.
5. Укажите предложение с речевой ошибкой.
1) Высыпавшие из класса ребята крикнули так громко, что разговаривать было невозможно.
Грамматическое о слове
... написать сочинение на грамматическую тему. Можем ли мы сразу сесть и написать сочинение о слове? И все же, обратите внимание на эпиграф к ... предложение. Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка. Учитель: организуется деятельность по выполнению задания со всем классом ... были родными сестрами, но одна из них родилась на 5 минут раньше. Девочки были очень любознательными. Одна спрашивала ...
2) На ветру шумят осинки и берёзки шелестят.
3) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.
4) Один льёт, другой пьёт, третий растёт.
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) За серьёзный ПРОСТУПОК его исключили из техникума.
2) Посреди реки стоял ЛЕСИСТЫЙ остров.
3) Каждому хочется иметь ЛИЧНОСТНЫЙ автомобиль.
4) В холода надо НАДЕВАТЬ на ребёнка тёплый комбинезон.
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) НЕТЕРПИМАЯ боль заставила Вадима потерять сознание.
2) Случай нарушения правил дорожного движения оказался не ЕДИНИЧНЫМ.
3) Каждое время РОЖДАЕТ свою романтику.
4) Наташа выбежала на ШКОЛЬНЫЙ двор.
8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?
1) недУг;
2) согнУтый;
3) врУчит медаль;
4) сливОвый.
9. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
1) крутой кипяток;
2) крутой подъём;
3) тяжёлая поклажа;
4) шёлковая ткань.
10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?
1) засУха;
2) гнАлась;
3) чЕрпать;
4) принЯл.
11. Укажите ошибку в управлении
1. Сойти с поезда
2. Отзыв о книге
3. Вопреки распоряжения
4. Играть роль
12. Укажите ошибку в управлении.
1) Рецензия на рассказ
2) Иметь значение
3) Согласно приказа
4) Выйти из вагона
13.
1) Пять апельсинов
2) Наиболее решительнее
3) В двухстах метрах
4) На их территории
14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
2) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
3) В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.
4) Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.
15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Многие из тех, кто находился в самолёте, были знакомы друг с другом.
2) Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница «Курск».
4) Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.
Вариант 3
1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
1) Началось распределение ролей;
2) Оказалось, что там слишком много ролей;
3) Была назначена первая репетиция;
4) Мы увлечённо начали репетировать.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Услышав длинный гудок,
1) Только после этого можно набрать номер;
2) Наберите номер абонента;
3) Набирается номер абонента;
4) Значит, линия свободна.
3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Рассматривая рисунок,
1) Создаётся впечатление, что птица живая;
2) Обратите внимание на штриховку;
3) Неожиданно погас свет;
4) Мне вспомнилось лето.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
В данном исследовании рассматриваются несколько вопросов, связанных с грамматикой и лексикой русского языка.
1. Пунктуация
Вопреки утверждённым правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
2. Грамматические ошибки
Не все предложения в данном тексте составлены правильно с грамматической точки зрения. Необходимо найти предложение с ошибкой.
- Поэзия и проза естественно соединены в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго”.
- Ф.И.Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.
- Наш язык заслужил не только бережное обращение к себе, но и общенародную защиту.
- В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
3. Определение слов
Необходимо определить, какое из перечисленных слов имеет неверное значение.
- АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо;
- ОВАЦИЯ – бурные аплодисменты;
- ОППОНЕНТ – противник в споре;
- ГИПЕРБОЛА – сглаживание различий.
4. Ударение в словах
Необходимо указать слово, в котором неверно указано ударение.
- стрекоза
- магазин
- средства
- поняла
5. Значение слов
Необходимо определить значение слова «архаичный».
- патриархальный
- антикварный
- несовременный
- архаичный
6. Значение слов
Необходимо определить значение слова «антипатия».
- апатия
- антипатия
- скептицизм
- пессимизм
7. Значение слов
Необходимо определить значение слова «апатичный».
- аскетичный
- скептический
- хладнокровный
- апатичный
8. Значение слов
Необходимо определить значение слова «фиаско».
- фиаско
- аврал
- депрессия
- профанация
13 . Какое из перечисленных слов имеет значение “слепая преданность какой-либо идее”?
1) фанатизм; 2) аскетизм;
3) наивность; 4) альтруизм.
14 . В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ (одевать) нужно употребить НАДЕТЬ (надевать)?
1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
2) Хозяин платил батракам мало ,зато хорошо кормил и одевал.
3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
4) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.
15. Укажите ошибку в управлении.
1) рецензия на рассказ;
2) иметь значение;
3) согласно приказа;
4) выйти из вагона.
Ответы:
№ | В1 | В2 | В3 |
1 | 3 | 2 | 4 |
2 | 4 | 3 | 2 |
3 | 3 | 3 | 2 |
4 | 3 | 2 | 4 |
5 | 3 | 1 | 4 |
6 | 4 | 3 | 4 |
7 | 4 | 1 | 3 |
8 | 4 | 1 | 4 |
9 | 4 | 1 | 2 |
10 | 3 | 3 | 2 |
11 | 3 | 3 | 4 |
12 | 1 | 3 | 1 |
13 | 2 | 2 | 1 |
14 | 1 | 3 | 1 |
15 | 2 | 2 | 3 |
27.06.2013