Работа над м литературный герой

Сочинение

Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя.

Анализ познавательной стратегии учащихся, влияющих на формирование умения создавать характеристику литературного героя.

Е.Л.Трухина , учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №1929

Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя

Сочинение — самый сложный вид письменной работы в школе, но именно он активизирует умственную деятельность, развивает творческие способности учащихся и их самостоятельность. Среди различных видов сочинений есть и сочинения на литературную тему, в том числе и сочинения-характеристики литературного героя.

Сочинение на литературную тему — это письменная работа, представляющая собой рассуждения учащихся о литературных героях. Изучение крупных художественных произведений, как правило, сопровождается сочинениями именно такого рода.

Литература всегда отражала эпоху, и всегда ее преподавание зависело от веяний времени, часто политических. Это вызывало односторонность преподавания литературы в школе. Жизнь поставила перед современной школой задачу рассматривать художественную литературу как вид искусства. Для достижения этой цели необходимо активизировать работу учащихся над текстом произведения, развивать их самостоятельность.

Работа над сочинением творческого характера способствует развитию воображения, внимания и памяти, логического и образного мышления учащихся. Невозможно написать сочинение о литературном герое, не представив конкретно его внешнего и внутреннего облика, взаимоотношений с другими героями, отношения его к обществу и природе.

Все это требует работы воображения, умения воспроизвести изображенное в произведении, воспринять жизнь и людей именно такими, какими они показаны писателем. Без внимательного чтения и без осмысления прочитанного невозможно выбрать из произведения тот материал, которого требует поставленная перед учеником творческая задача.

Развитие воображения можно считать частью подготовительной работы к написанию сочинения-описания литературного героя.

Необходимой составляющей частью подготовки к литературному сочинению является умению читать текст произведения, понимать лексику, быть в курсе исторических событий, отраженных в произведении. Только такое чтение дает материал для самостоятельных сочинений учащихся. Каждое сочинение — это показатель уровня развития учащихся. Читая сочинения, учитель видит, над чем еще надо поработать, чтобы произведение было действительно усвоено учащимися.

13 стр., 6351 слов

Исследование познавательной стратегии характеристики литературного ...

... цели необходимо активизировать работу учащихся над текстом произведения, развивать их самостоятельность. Работа над сочинением творческого характера способствует развитию воображения, внимания и памяти, логического и образного мышления учащихся. Невозможно написать сочинение о литературном герое, не представив ...

Сочинение – одно из средств развития мышления ученика. Самый отбор материала для такой письменной работы — сложный логический процесс.

Таким образом, совершенно понятно, что умение писать литературные сочинения требует развития целого комплекса умений и навыков учащихся. Школа должна воспитывать культурного читателя не только из тех учащихся, которые имеют литературные способности, а из любого ученика. Каковы же шаги, которые необходимо сделать, чтобы достигнуть успеха в работе?

Первый этап – подготовительный, на котором учащийся отбирает и систематизирует материал.

Второй этап – составление плана сочинения:

  • выбор варианта вступления (ассоциативное, дневниковое, историческое, публицистическое, философское).

    Именно от этого и будет зависеть жанр сочинения.

  • определение авторской позиции;
  • Необходимо, чтобы учащийся понимал, что любой литературный герой-это выражение авторской позиции относительно того или иного политического, нравственного или социального явления.

Третий этап – собственно написание сочинения.

Необходимо помнить, что учитель должен руководить работой ученика на всех этапах написания сочинения.

После изучения рассказа М. Горького «Челкаш» учащиеся 8 класса получили задание подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ главного героя рассказа». Каждый из учащихся получил соответствующую памятку по подготовке к сочинению.

1.Определи, о каком герое ты будешь писать.

2.Найди в тексте материал, описывающий внешность, характер, поведение, привычки, прошлое героя.

3.Определи, как автор относится к своему герою.

4.Сформулируй собственное отношение к описываемому герою.

Написание сочинения происходит на уроке, чтобы исключить возможность воспользоваться готовыми сочинениями. Учащиеся в течение 2 уроков выполняли творческую работу.

Что такое сочинение на литературную тему.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabota-nadm-literaturnyiy-geroy/

Сочинение на литературную тему представляет собой собственные РАЗМЫШЛЕ­НИЯ пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Это рассу­ждения ученика по поводу того,

  • как изображён тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характери­зует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  • какие общественно значимые проблемы поднимает в своём произведении писа­тель и почему они не утратили своей актуальности в наши дни.

Таким образом, в сочинении на литературную тему выпускник не пересказывает прочитанное, а рассуждает о нём (логично, аргументировано излагает свои мысли и делает необходимые выводы и обобщения).

Поэтому сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определённого тезиса, чётко сформулированного во вступлении.

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы.

Как справедливо заметила Е.С. Романичева, тема сочинения – своего рода теоре­ма, а сама творческая работа ученика – её доказательство

3 стр., 1420 слов

Конспект и презентация литературы в 7 классе. Подготовка к сочинению-характеристике ...

... нам интересен? Итогом наших наблюдений станет сочинение – характеристика литературного персонажа. Лексическая работа. На доске ... Горький. «Детство» Слово учителя. К сегодняшнему уроку мы с вами прочитали несколько глав из повести М. Горького «Детство». Чем привлекла вас эта книга? Какие герои ... надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» (12 глава) Осмысление эпиграфа урока. Как вы ...

: дано – требуется доказать – доказательство – подведе­ние итогов.

Дано – это тема сочинения.

Требуется доказать, Доказательство

  • анализ конкретных литературных фактов;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabota-nadm-literaturnyiy-geroy/

  • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов (что и требовалось доказать), Композиция сочинения.

Слово «сочинение» происходит от древнерусского слова «чин» , которое означало «порядок» . Устойчивое выражение «Все чин-чином идёт» , то есть во всем наблюда­ется порядок, свидетельствует об этом.

«сочинение»

Композиция сочинения на литературную тему ТРЁХЧАСТНАЯ: ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

вступлении

основной части

заключении

Таким образом, сочинение на литературную тему имеет КОЛЬЦЕВУЮ компози­цию : вступление (1-я часть) и заключение (3-я часть) перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы . Но во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, а в заключении высказана полно и достаточно подробно.

Выбор темы как первый этап работы над сочинением. Классификация тем сочинений по литературе.

Работа над сочинением начинается с выбора темы.

Лучше выбрать ту тему, формулировка которой для вас более понятна и интерес­на. Вы отчётливо представляете, какой литературный материал поможет раскрыть в полной мере выбранную вами тему.

Приводимая ниже классификация тем сочинений и краткие рекомендации по их написанию помогут вам сделать правильный выбор.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность.

| 7135 –

или читать все.

176.59.100.63 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!

и обновите страницу (F5)

очень нужно

В данной подборке мы объединили 10 сочинений для всех классов от 1 до 9 включительно. Все они посвящены любимому герою из литературного произведения. Под каждым заголовком, соответствующим номеру класса, вы найдете два эссе: для девочки и для мальчика.

Для девочек (160 слов) .

Мальвина играет в театре Карабаса Барабаса, но вместе с другими куклами срывает представление, когда на него пришел Буратино. Ее от других отличает мудрость, которая сочетается с красотой и воспитанностью. Также бросается в глаза доброта девочки, ведь она спасает Буратино. Храбрый пес Артемон снимает его с дерева, а героиня пытается обучить деревянного мальчика хорошим манерам. Она видит, что ему не хватает образования и жизненного опыта, и хочет бескорыстно помочь. Но Буратино не ценит этого, попадает в чулан и убегает. Он так и не понял, что Мальвина – его преданный друг. Мне же было обидно, что ее усилия пропали даром. Но в финале автор награждает девочку возможностью попасть в волшебную страну.

3 стр., 1198 слов

Сочинение как я понимаю слово герой

... написать эссе-рассуждение или сочинение на тему «Кто такой герой». Настоящих и вымышленных персонажей всегда можно определить этим словом, но только значение ... иронична. Люди также видят примеры крупных войн, многие понимают, что лучшие чаще всего погибают, а выживают трусы ... практичными, с точки зрения настоящего человеческого существования. Жизнь, как борьба, она тяжела для каждого, поэтому фигура ...

Героиня сказки подает хороший пример, поэтому мне она понравилась. Я тоже хочу хорошо учиться и помогать менее усидчивым детям.

Для мальчиков (153 слова)

Руслан женился на Людмиле, но в ночь после брачного пира девушку похищает Черномор. Все вокруг осуждают героя за то, что он не уберег жену. Тогда богатырь без лишних слов отправляется за ней. Вместе с ним едут и другие витязи, чтобы отбить прекрасную княжну. Но он не сдается. Его отважный характер сильнее обстоятельств. Пройдя через испытания, он сразился со злым волшебником и отрубил его магическую бороду. В пути он проявил себя, как храбрый, добрый, учтивый и умный воин. Эти качества оценили те, кто встретился ему. Они и помогли Руслану спасти возлюбленную.

Мне понравился этот герой, потому что он не только отличается силой и смелостью, но и умеет найти подход к людям. Он добр и отзывчив, в отличие от других витязей. Поэтому именно он побеждает в финале.

Для девочек (174 слова).

Героиня дружила с Каем, соседским мальчиком. Но в него попал осколок ядовитого зеркала, поэтому он стал видеть в мире только плохое. Его нашла на улице Снежная Королева и увезла с собой, ведь теперь его сердце было таким же холодным, как у нее. Потеряв друга, Герда отправилась к нему на выручку. В пути ее ждали испытания, она несколько раз попадала в плен, но это ее не сломило. В ней мне больше всего нравится именно сила духа. Благодаря ей слабая девочка победила могущественное волшебство. Она вырвалась из волшебного сада, не осталась в богатом замке, уцелела среди разбойников.

Всюду люди видели ее доброту и открытость, вежливость и воспитанность. Поэтому они охотно помогали ей найти друга. Хорошим людям всегда хочется помочь, тем более в благородном деле. Так она и добралась до замка Снежной Королевы и освободила Кая. Ее любовь растопила лед в его сердце.

Для мальчиков (174 слова).

Кот – очень мудрое животное. Даже в жизни они находят больные места у людей и ложатся на них, чтобы облегчить боль. В сказке обыгрывается это свойство котов. Герой умен, находчив и хитер. Но злая хозяйка его не ценит. Из-за этого он решил поддержать добрую девочку, которая попала к колдунье. Она дала ему мяса и сказала доброе слово. На это слуга ведьмы ответил справедливо – помог героине сбежать. Кот дал ей волшебный гребешок, который превращается в густой лес, и полотенце, которое становится рекой, если его бросить. Когда девочка убежала, герой начал прясть вместо нее и отзываться на вопросы Бабы-Яги. Именно его мудрость помогла ей уцелеть.

Этот герой подает отличный пример. Нужно накапливать полезные знания, чтобы помогать людям в сложных ситуациях.

Для девочек (208 слов).

Поскольку девочка была воспитанной и доброй, ее грубые родственницы пользовались ее безотказностью. Услышав указ о награде за подснежники, они послали ее в заснеженный лес. Героиня едва не замерзла насмерть, но увидела, как двенадцать месяцев сидели у костра. Они выслушали историю гостьи и решили помочь. Апрель дал ей цветы и колечко на случай беды. Конечно, мачеха и сводная сестра отняли все это у падчерицы. Получив желаемое, королева заставила всех трех женщин отвести ее на чудесное место. Там волшебное колечко упало, и месяцы решили проучить людей, быстро сменяя времена года. Наконец, к оставшимся в лесу после ненастий героям подошел старец и наградил всех исполнением желания. Девочка ничего не просила из скромности, но ее все равно наградили за доброту упряжкой с лошадьми и шубами. Именно тогда королева впервые вынуждена была просить, а не приказывать. Так, пример благородной и отзывчивой девочки научил ее вести себя хорошо.

1 стр., 402 слов

Рассуждение Быков В. В. « Обычно он появлялся тут на закате солнца, ...

... в глазах взрослого слёзы. Мальчуган не умом, а маленьким своим сердцем почувствовал, как больно было военному услышать слово «инвалид», и поэтому, когда мальчик подбежал к остальным, ватага быстро ... из жизни главного героя «Повести о настоящем человеке» Алексея Мересьева. Потерявший ноги и приехавший лечиться, лётчик решил погулять по Москве. Мересьев сел отдохнуть, потому что на ...

В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.

Для мальчиков (201 слово).

Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.

Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.

Для девочек (202 слова).

Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.

Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.

Для мальчиков (236 слов).

Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.

6 стр., 2848 слов

Описание внешности героев романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

... так и вообще обращались в бегство. Сочинение: Описание внешности героев романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) (664 слова) Для лучшего понимания ... намеренно стандартизировал ее черты, чтобы показать типичность женского образа того времени. Вера – большая любовь Печорина, скорее ... одежде чувствовались вкус и опрятность. Этот человек, судя по его внешности, презирал дешевые эффекты и не пытался ...

Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

Для девочек (250 слов).

Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.

Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.

Для мальчиков (246 слов).

В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.

4 стр., 1535 слов

Сочинение герой нашего времени с цитатами

... Образ и характеристика Печорина из романа «Герой нашего времени» Лермонтова с цитатами Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не ... сама найдет того, кто ей нужен. Сочинение по роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина. *** ...

Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.

Изучая литературу в школе, дети учатся понимать, анализировать романы, повести, рассказы, стихотворения; читая их – получать эстетическое наслаждение. Следствием того, как учащиеся поняли прочитанное, являются их устные ответы и письменные сочинения. И устный ответ, и сочинение являются школой не только постижения произведений художественной литературы, искусства вообще. Они становятся школой развития речи, учат обдумывать явления жизни, выражать свое мнение о них. Три составные части изучения литературы в школе – чтение, устный ответ, сочинение – способствуют всестороннему развитию личности. Английский философ Ф. Бэкон заметил: “Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным”.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает учащихся к литературному творчеству, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. К заданиям повышенного уровня сложности в ЕГЭ по литературе относится развернутый ответ в объеме 5-10 предложений – С1-С4. А также развернутый вопрос на проблемный вопрос С5. И если с заданиями базового уровня учащиеся справляются чаще всего успешно, то задания, где надо уметь письменно проанализировать текст художественного произведения, вызывает у них определенные трудности. В связи с этим необходимо этому учить.

Первым и важнейшим условием правильного восприятия и осмысления произведения является знание его текста. Знать текст – значит понимать и помнить основные события, характеры, поступки действующих лиц (не только главных, но и второстепенных, они нередко играют важную роль в произведении, как, например, Платон Каратаев в “Войне и мире”, сестра старухи – процентщицы в “Преступлении и наказании”), картины быта, описание обстановки, пейзажа, отдельные детали, композицию произведения, систему образов. Научиться читать – значит научиться думать.

Работу над текстом обычно начинаем со следующего:

  • прочитав заголовок, подумайте, о чем, по-вашему мнению, пойдет речь, вспомните, что знаете об этом;
  • попытайтесь представить, какие вопросы будут освещены;
  • читайте текст, значение непонятных слов и выражений выясните по словарю и справочникам;
  • в тексте старайтесь увидеть главное, отделив его от частностей, от второстепенного;
  • если считаете нужным, составьте план рассказа о прочитанном;
  • при наличии вопросов в конце текста ответьте на них;
  • проверьте, как вы усвоили прочитанное;

— Знание текста является необходимым условием работы над сочинением, но простого пересказа недостаточно. Требуется знание жизни, определенный духовный опыт, увлеченность литературой, понимание психологии людей и умение выразить себя. Свои особенности имеют сочинения о произведениях разных родов и жанров литературы.

12 стр., 5705 слов

«Что важнее: любить или быть любимым?»(по произведению «Герои нашего времени»)

... быть любимым, без этого не построить счастливой семьи, не сберечь её от развала. Но найти свою половинку очень непросто, и, наверное, это всё-таки больше ... существованию, вынуждена воспользоваться покровительством богатого кавалера, если имеется ... судьба, и усилия человека тут не причём. Но так хочется быть счастливым! Другие сочинения: ... взгляд, гораздо приятнее, чем принимать её от ...

Как и любому делу, научить писать сочинение можно, если человек будет много трудиться и практиковать. Работа над сочинением строится по принципу: от малого к большому, от легкого к трудному.

На это и нацеливает нас программа по литературе Р.Н. Бунеева.

В учебнике 9 класс подробно рассмотрены все этапы работы над сочинением – рассуждением литературную тему. Приведены примеры.

Так, после изучения комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”, следует творческая работа “Составление речевой характеристики героя по образцу” в виде таблицы. В одной графе представление героя: содержание высказывания, индивидуальные особенности речи, эмоциональная выразительность слога, вывод о том, как речь характеризует личность героя драматического произведения. Во второй указывается герой и анализируются выбранные эпизоды.

С сочинением – рассуждением учащиеся знакомы давно. Р.Н. Бунеев предлагает познакомиться с рассуждением проблемного характера. Значит, необходимо разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения. Например, предлагается вопрос: Почему именно романтизм пришел на смену классицизму? А далее показана поэтапная работа.

  • сначала сформулируем прямой ответ на поставленный вопрос: Романтизм, в отличие от классицизма, отвечал определенным требованиям, предъявляемым к искусству новой исторической эпохой начала19 века.

– затем определяем мотивирующую часть ответа. Мотивировать, т.е. обосновать. Развивать высказанную мысль можно путем подбора доказательств (аргументов).

Наша формулировка легко расчленяется на две части вопроса: 1. В какую историческую эпоху произошла смена литературных направлений? 2. Каким определенным требованиям эпохи отвечал романтизм в отличие от классицизма? И первая, и вторая часть распадаются на составные характеристики, которые и перечисляются в учебнике.

  • теперь необходимо подвести итоги, сформулировать краткие выводы, “собрать” перечисленные характеристики романтизма.

Итак, эпоха начала 19 века потребовала от искусства и литературы отказа от жестких законов и условностей классицизма. Это было время разочарований в переменах, а потому поиска иных идеалов, иных ценностей. Отсюда – новое содержание и форма художественных произведений, раскрывающие переживания автора; его стремление перейти от слов к действию; новые герои, яркие индивидуальности; нарушение сложившейся жанровой системы.

Продолжая обучение и усложняя в дальнейшем задачу, переходим к следующему этапу работы над сочинением- рассуждением на литературную тему. При изучении темы “А.С. Грибоедов” Сначала предлагается теоретический материал, а затем задания:

  • познакомьтесь с началом сочинения-рассуждения. Предположите, на какую тему написано сочинение, сформулируйте его идею.
  • проанализируйте следующие темы сочинений, выделите ключевые слова в каждой теме, найдите темы – утверждения, темы – вопросы.
  • напишите сочинение по самостоятельно выбранной теме – вопросу.

Теперь, когда учащиеся знают о способах формулировки тем сочинений. Учимся писать вступление. К этому времени изучен роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

3 стр., 1311 слов

Главные герои произведения Станционный смотритель Пушкина (характеристика)

... он сопереживает героям, о которых ведет свой рассказ. Также читают: Картинка к сочинению Главные герои произведения Станционный смотритель Популярные ... был написан замечательным писателем Александром Пушкиным, входил в его сборник повестей о Белкине. Главными персонажами ... и спокойный герой, который является заботливым и любящим отцом. Несмотря на низкую должность станционного смотрителя, к работе ...

На материале учебника для 9 класса. Задание: определите, можно ли обойтись без вступлений в сочинениях на следующие темы (предлагаются 7 тем), ответы сравните с рассуждением автора.

Дается теоретический материал.

Вступления к сочинениям на литературную тему условно делятся на:

  • историческое (показывается знание и понимание историко-литературного процесса, теории литературы);
  • биографическое (указываются предшественники автора, показывается знание текстов);
  • аналитическое (проводится анализ темы, на основе которого определяются подходы к ее раскрытию);
  • лирическое (своего рода эмоциональный зачин).

Существует несколько приемов написания вступления. Самые распространенные из них:

  • прием цепочки (место в истории литературы – особенность произведения – риторический вопрос);
  • прием перечисления (во вступлении изложен план основной части).

Отрабатываем в классе все эти приемы на темах романа “Евгений Онегин”.

Итак, учащиеся уже умеют анализировать тему сочинения на литературную тему, разворачивать его основную часть, писать вступление, используя прием цепочки или прием перечисления. Заключение сочинения также может строиться в соответствии с некоторыми “законами”.

Рассмотрим их на примере темы “Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” как “энциклопедия русской жизни” Подобные темы легко делятся на две части: “Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”/как “энциклопедия русской жизни”.

Во вступлении мы обращаемся, как правило, ко второй части темы – (как “энциклопедия русской жизни”), а заключение лучше посвятить первой части темы (Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” оставил особый след в истории русской литературы.)

Если во вступлении желательно употребить все слова из темы, то в заключении следует упомянуть хотя бы 1-2 слова. В любом случае вступление и заключение должны быть связаны между собой и по содержанию, и по стилю.

В заключении уместно “вписать” конкретное произведение в какую- либо литературную традицию, связать творчество писателя с эпохой, обозначить его предшественников и последователей. Но это не простое перечисление, а достаточно подробное изложение.

Пробуем определить содержание вступления и заключения сочинения на тему “Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании характера Печорина”.

  1. Разделим тему на части: Мастерство Лермонтова в создании характера Печорина.
  2. Во вступлении будем писать о способах создания характера Печорина вообще. Для этого лучше использовать прием перечисления.
  3. В основной части будем отвечать на вопрос, который вытекает из темы: В чем конкретно заключается мастерство Лермонтова в создании характера Печорина?
  4. В заключении остановимся на первой части темы (“Мастерство Лермонтова”) и подведем итог, обозначив, в чем Лермонтов был новатором (создал первый в русской литературе психологический характер).

    Далее можно подчеркнуть величину мастерства М.Ю. Лермонтова.

Анализируем с учащимися еще несколько тем. Затем предлагаем выбрать одну из тем и написать вступление и заключение, составить тезисный план основной части сочинения.

Навык такой работы приходит не сразу, а вырабатывается со временем. Но им может овладеть каждый.

В своей работе мы исходим из того, что обучение сочинению на литературную тему должно носить системный характер, поэтому будет продолжаться в 10-11 классах.

СОЧИНЕНИЕ ТИПА «ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabota-nadm-literaturnyiy-geroy/

Цель данного типа сочинения: выстроить образ литературного героя на основе анализа текста художественного произведения и мнения критики.

  1. Образ литературного героя («Образ Базарова», «Образ Обломова»).

  2. Тема сформулирована в виде цитаты («Базаров как «лицо трагическое», «Печорин – трагический герой своего времени»).

    Тема более узкая, цель такой темы – исследование образа литературного героя в определённом ракурсе.

  3. Тема сформулирована в виде вопроса («Почему Базаров лицо трагическое?», «В чём трагедия Печорина?»).

    Такая тема сочинения предполагает анализ причин, условий, сформировавших данный тип героя. Ответ на вопрос и есть основная мысль сочинения. Некоторые темы («Чацкий – лицо трагическое или комическое?») предполагают анализ образа героя с учётом жанрового своеобразия произведения.

  4. Сочинение по образу литературного героя, где на 1-ый план выступает личностное читательское отношение к герою («Мой любимый герой Пушкина»).

  1. Герой как отражение времени (типичный или неординарный тип героя).

  2. Ретроспектива данного типа литературного героя в произведениях русской литературы.
  3. Историческая обстановка, проявившая данный тип героя.
  4. Роль прототипов.
  5. Взгляд критики на образ героя произведения (Добролюбов и Писарев о Катерине, Добролюбов и Дружинин об Обломове).

1. Первая встреча с героем:

– когда появляется герой в произведении?

– кто представляет героя (автор, другие герои, сам герой)?

– впечатление, которое производит герой при первой встрече.

– сколько портретов данного героя даётся в произведении;

— – портретные описания, дополняющие главный портрет;

– на какие детали портрета автор обращает особое внимание (одежда, возраст, лицо, черты лица,

выражение лица, возраст – почему?)

– при описании лица есть ли упоминание о глазах (какие, о чём говорят?)

3. Среда, к которой относится герой (что указывает на эту принадлежность?)

4. Воспитание, образование (в какой части сюжета об этом говорится, почему? Если автор об этом не говорит, как читатель догадывается об этом?)

– на какие темы предпочитает говорить герой?

– речь представляет собой монолог или диалог? (если монолог, какой он – внешний или внутренний?)

– анализ синтаксического строя речи;

6. Система ценностей героя, его мировоззрение, жизненная философия.

7. Герой в системе образов:

– отношение других персонажей произведения к герою (кто и как говорит о нём? Какую линию поведения выбирают герои произведения по отношению к герою?)

– отношение героя к другим персонажам произведения 9с кем и как он ведёт себя, почему?).

8. Анализ 1 – 2 поступков героя:

– поступки, вызванные крайними обстоятельствами.

9. Авторское отношение к герою (из чего оно складывается, как и с помощью чего выражается?).

10. Оценка героя читателями:

11. Влияние данного героя на дальнейшее развитие литературы.

12. Актуален ли герой произведения в наше время (если «да», то чем?).

Личностное отношение (отношение современного читателя).

Пункты 11 и 12 по существу являются заключением сочинения данного типа.

  1. Анализ образа литературного героя подменяется пересказом сюжета произведения или отдельных сцен.
  2. Отсутствует опора на текст (нет цитат).

  3. Отсутствует анализ мотивов, определяющих поступки героев.
  4. Не показана связь героя с эпохой.
  5. Работа не имеет логической законченности (нет выводов, объясняющих, ради чего, с какой целью проводился анализ образа).

  6. Не показано знание критики.
  7. Не раскрыто авторское отношение к герою.
  8. Тип сочинения-рассуждения подменён другим типом текста.

СОЧИНЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

Под свободной понимается тема, которая позволяет пишущему самостоятельно отобрать материал для сочинения. В основе сочинения может лежать как литературное произведение, так и жизненные наблюдения и впечатления. Большинство сочинений на свободную тему связано с морально-этической стороной жизни общества или отдельно взятого человека (социальной группы).

Так как произведения классической литературы принято считать произведениями с устоявшейся точкой зрения, то для сочинений на свободную тему лучше брать сочинения современной литературы (под современной литературой понимается исторический период времени в 15 лет).

Часто сочинения на свободную тему представляют собой известную цитату, над смыслом которой предлагается поразмышлять. Поэтому данный тип сочинения представляет собой сочинение-рассуждение.

Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшихся мнений критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет степень глубины эмоциональной окрашенности текста, способы выражения своей позиции, выбор поднимаемых проблем. Сочинение может быть написано в жёсткой публицистической форме или форме лирического размышления. В качестве фонового материала могут выступать примеры из любой области человеческих знаний. Большую роль в развитии темы играют ассоциации.

Постановка проблемы в свободной форме.

Сочинение-рассуждение по свободной схеме. Однако тип сочинения определяет обязательное наличие тезиса и аргументов (литературный материал, жизненные наблюдения, сведения из любых областей жизни человеческого общества).

Вывод предполагает краткое изложение своей точки зрения, подводящее итог размышлениям над предложенной темой.

1. Отсутствует идея сочинения.

2. Нарушена логика развития темы (идеи).

3. Нет литературной основы произведения.

4. Анализ проблемы подменён пересказом.

5. Узость (или косность) мышления.

6. Низкий общеинтеллектуальный уровень сочинения.

7. Слабая аргументации выдвигаемых аргументов.

8. Стилистический и жанровый разнобой текста сочинения.

Свободная тема выявляет у пишущего интеллектуальную, нравственную, мировоззренческую и языковую сформированность. Этот тип сочинения является самым «личным», не зависящим от устоявшегося мнения критики или социальной группы, что делает его наиболее близким к жанру очерка или эссе. Пишущий сам определяет глубину эмоциональной окраски текста, способы выражения авторской позиции и ракурс освещения проблемы. Сочинение может быть написано в публицистической форме или форме лирического размышления.

РЕЦЕНЗИЯ КАК ТИП СОЧИНЕНИЯ

Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-нибудь научного сочинения, произведения искусства (прил. – рецензионный).

(Современный толковый словарь русского языка)

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме.

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рецензия – 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т.д. 2. Отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

(Современный словарь иностранных слов)

Рецензия – 1. газетно-журнальный жанр; критический анализ и оценка нового художественного или научного произведения. 2. Отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п.

Таким образом, рецензия – это письменный критический отзыв в виде статьи газетно-журнального жанра.

  1. Слово о писателе
  2. Собственное читательское впечатление (приём обратной композиции)
  3. Слово от лица массового читателя ( статистика, общественное мнение. Этот тип вступления логично закончить вопросом (Почему имя этого писателя заинтересовало современного читателя? В чём причина популярности данного писателя в современном обществе?) Основная часть сочинения является фактически ответом на этот вопрос.
  1. Знакомо ли Вам имя автора? Что Вам известно о его творчестве?
  2. Восприятие, интерпретация и оценка произведения:

– какую сферу жизни изображает автор? Какова её значимость в социальной, нравственной и духовной жизни современности?

– тема произведения и способы её раскрытия. Включить краткий пересказ и анализ сюжета;

– насколько жизненны и убедительны герои произведения?

– как художественные компоненты раскрывают идею произведения (содержательность формы)?

– в чём состоит своеобразие языка и стиля произведения, в чём проявляется неповторимость авторской манеры?

– какова авторская позиция, что утверждается или отрицается в произведении; что Вы думаете по этому поводу?

  1. Выводы и итоги рецензента: обратить внимание на…; задать вопросы автору; побудить читателя к чему-либо; поспорить с автором…
  2. Перечитать рецензию и озаглавить её (название должно быть броским, интригующим, обращающим на себя внимание).

  1. Литература в рецензии часто рассматривается как повод для общественного разговора , обсуждения насущных проблем с современниками.
  2. Рецензия пишется только на произведения современной литературы (на произведения классики пишется отзыв!).

    Под современной литературой понимается литература последних 15 лет.