Список тем для сочинений по произведению «Герой нашего времени»

Сочинение

Есть немало литературных произведений, являющихся обязательными для изучения в школе. По большинству из них дети пишут итоговые работы. Ученикам 9 класса важно ознакомиться со списком тем для сочинений по «Герою нашего времени». Такая серьезная подготовка поможет им при написании творческих работ по произведению Лермонтова.

Общие темы

Свою книгу Лермонтов закончил в 1840 г. после приезда с Кавказа. Первые главы были изданы в том же году. В дальнейшем, видя популярность рассказов, автор дополнил и объединил их в единый роман.

Список общих тем по произведению:

  1. Анализ романа «Герой нашего времени». Сочинение необходимо начать с названия, автора и года написания. Далее кратко описывают историю создания, тему, композицию, жанр, направление, главных и второстепенных героев.
  2. Анализ книги по главам «Бэла», «Княжна Мери», «Максим Максимыч», «Тамань», «Фаталист».
  3. Жанр «Героя нашего времени». Изначально роман создавался в виде отдельных рассказов, и лишь позднее они были объединены в одно произведение. По этой причине книга оказалась лишена хронологичности. С помощью необычного писательского приема появился новый для русской литературы жанр социально-психологического романа.
  4. Женские образы: Вера (светская замужняя женщина), Мери Лиговская (влюбившаяся в героя исключительно по его прихоти), Бэла (отданная Печорину в наложницы), Ундина (подруга контрабандиста).

  5. История человеческой души. Рассуждение на эту тему можно построить с помощью анализа образа Печорина или на основании сравнительной характеристики героев, с которыми он сталкивается.
  6. История создания романа. Здесь нужно раскрыть процесс написания и издания, сюжет, замысел и идейное содержание, действующих лиц и возможных прототипов.
  7. Герой нашего времени: кто он? Рассуждение на тему, существуют ли печорины в нынешней действительности.
  8. Любовь в произведении «Герой нашего времени»: Печорин и Бэла, Казбич и Бэла, Печорин и Мери, Грушницкий и Мери, Печорин и Вера, Ундина и Янко.
  9. Любимые места в книге. Нужно раскрыть собственное мнение.
  10. Печорин как герой своей эпохи. В своем предисловии автор настаивает, что образ скучающего и пересыщенного Печорина является отражением лучших людей своего поколения.

Критика романа во времена Лермонтова была неоднозначна. С одной стороны, некоторые читатели ставили роман выше поэтических работ автора. Многие были согласны с Белинским, говорившим, что книга «никогда не состарится». С другой стороны, отдельные критики утверждали, что эта проблема чужда для России, поэтому печориных не существует.

2 стр., 535 слов

Любимый герой в романе “Герой нашего времени”

... Написать сочинение «Любимый герой «Герой нашего времени» можно только после выбора среди персонажей произведения того, кто оставил наибольший след в душе. Предложенный материал рассказывает о Печорине – главном герое романа. Полезные ... силе характера. Он находит путь к сердцу горской княжны, покоряет княжну Мери, мучает Веру, меняет привычную жизнь Ундины. Создается уверенность, какую бы даму ...

Главный герой , Темы сочинений по роману «Герой нашего времени» о Печорине:

  1. Противоречивость и двойственность характера Григория. Обсуждаются вечные темы любви, чести, жизни, фатализма.
  2. Чем стало убийство Грушницкого для Печорина? Нужно раскрыть сложное понятие о мужской дружбе, перешедшей в ненависть и дуэль. Рассуждение о том, можно ли было этого избежать, кто должен был уступить.
  3. Трагичность судьбы главного героя. Изначально ему многое дано: аристократизм, красота, обаяние, богатство, образование. Но все это не принесло счастья. Причины трагедии заключаются в неспособности любить, в эгоизме, черствости души и т. д.
  4. Описание внешности Печорина. Автор ярко показывает внешность, в сочинении это можно сделать с помощью цитат.
  5. Печорин и Онегин: сходство характера и отличия героев.
  6. Герой и злодей Печорин. Причиняя боль другим, он сам глубоко несчастен.
  7. Психологический портрет. Следует описать отношение к обществу, женщинам, жизни, ненависть и презрение к себе, сожаление о своей «испорченной душе».
  8. Был ли Григорий фаталистом? Отношение к смерти и судьбе через общение с Вуличем.
  9. Несостоявшаяся дружба Печорина и Вулича. При всем сходстве персонажей главный герой признает, что дружить не умеет.
  10. Раскрытие характера в главе «Тамань». В 3 главе повествование ведется от имени главного героя. Теперь он сам описывает свои поступки и объясняет их.

Печорин — образ собирательный. Это типичный представитель своего времени. Его характер стал результатом воспитания общества, таким его сделало окружение. Григорий вынужден «ломать» себя, характер, становиться тем, кем не был изначально.

Второстепенные персонажи , Сочинение на тему «Герой нашего времени» должно содержать разные имена и фамилии:

  1. Характеристика Максим Максимыча. Это исключительно положительный персонаж. В его характере прослеживаются доброта, отзывчивость, дружелюбие, верность военному долгу, простота. Ему непонятны душевные метания Печорина.
  2. Характеристика Вулича. Поручик-серб молчалив, не отличается ни дружелюбием, ни веселым нравом. Он азартен, проигрывает, но играет снова, поскольку это единственное и самое страстное желание.
  3. Характеристика Вернера. Это случайный и удивительно похожий внутренне на главного героя персонаж. По специальности врач. Умен и в чем-то гениален, но слишком ленив, чтобы добиваться высот.
  4. Характеристика Казбича. Черкес с темной репутацией, разбойник. Эмоционален, вспыльчив, свободолюбив. Единственное создание, которое он беззаветно любит, — его лошадь. Похитивший ее обречен на смерть.
  5. Характеристика Грушницкого. Юнкер в какой-то мере конкурент Григорию. Его основная черта — позерство. Когда маска снята, он мил, остроумен и храбр. Но, несмотря на милость и безобидность, вполне способен на подлость.
  6. Описание взаимоотношений Грушницкого и Печорина. Начало, похожее на дружбу, истинные отношения, дуэль, смерть одного из противников.
  7. Главный герой и его окружение. Нужно написать обо всех второстепенных героях и их отношениях с Печориным.
  8. Григорий и «водяное общество». Речь идёт о местном аристократическом обществе, перемешанном с приезжими. Все они присутствуют в Кисловодске на лечении водами. Их можно условно разделить на франтов без индивидуальности, женщин, ищущих себе либо мужей, либо любовников, отцов семейств, мечтающих выдать замуж своих дочерей.

В сочинение по любой выбранной теме о второстепенных персонажах не помешает включить эссе или мини-рассказ о «водяном обществе».

1 стр., 417 слов

Главные герои пьесы Вишневый сад А – П – Чехова: образы, характеристика ...

... лишь демагог. Автор наглядно показал старение, обреченность представителей дворянских сословий на примере героев пьесы “Вишневый сад”. Не все из них смогли принять условия рыночных отношений, стать победителями в ... дела в порядок и содержать поместье, стать истинной хозяйкой имений. Беспомощность героя проявляется в желании сохранить вишневый сад, при этом никаких усилий для этого не прилагается, а ...

Это лучшие представители дворянства, собранные на модном курорте. Именно они наилучшим образом показывают светское общество XIX в. Их основное занятие состоит в том, чтобы плести интриги, сплетничать. Они хорошо оттеняют образ главного героя, составляя то окружение, в котором складывался характер Печорина.

Женские образы , Примерные темы:

  1. Романтизм произведения.
  2. Одиночество героя.
  3. Печорин и его женщины.
  4. Герой в системе женских образов.
  5. Истинная любовь.
  6. Характеристика Григория на фоне его отношений с женщинами.

Женщин объединяет один герой, который стал причиной их несчастий. Они прошли через жизнь Печорина, оставив в ней лишь след, подчеркнув одиночество и неумение любить.

Черкешенка Бэла , Возможные темы для сочинений о черкешенке:

  1. Образ Бэлы.
  2. Печорин и Бэла.
  3. Причины, по которым Григорий разлюбил Бэлу.

Образ девушки подчеркивает неумение Георгия жить, ведь даже искренняя любовь не вызывает в нем чувств.

Контрабандистка Ундина , Темы для работ об Ундине:

  1. Печорин и Ундина.
  2. Образ веселой контрабандистки.
  3. Внешность и уникальность героини.

Но как бы ни был привлекателен образ русалки для Григория, этот мир он тоже разрушает.

Княжна Мери

Темы для работ:

  1. Печорин и княжна Мери.
  2. Характеристика и образ.
  3. Причины, по которым Печорин добивается княжны.

История этой любви показывает желание героя овладеть невинной душой, а потом выбросить за ненадобностью.

Бывшая любовь сочинение на французском">любовь , Темы для сочинений:

  1. Образ Веры.
  2. Печорин и Вера.
  3. Настоящая любовь Печорина.

Вряд ли для Григория есть персонаж дороже Веры, только она принимала его недостатки, прощала и принимала. Ее главное качество — жертвенность.

Женские персонажи еще больше подчеркивают одиночество героя. Любовь для него — не мечта и не идеал. Она не нужна ему. Чувствами можно просто играть, а потом выбросить за ненадобностью. Это и есть самая большая трагедия любого человека.

Чтобы легко написать сочинение, к нему необходимо подготовиться. Для начала выбирают тему, потом составляют краткий план. После окончания работы над основным текстом не следует забывать о заключении.

2 стр., 755 слов

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

... им боль, именно этого хочет избежать герой Лермонтова. Только без боли не бывает счастья, любви, дружбы. В этом причина несчастья и одиночества Печорина. И снова противоречие: он не страшится смерти, ... читатели, знавшие поэта, сказали, что он написал роман о себе и своих знакомых. Противоречивость – основное качество героя. Оно проявляется, начиная с портрета. На первый взгляд ему ...