Анализ произведения Бунина «Лапти» | Литерагуру
Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».
История создания
В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».
Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.
Жанр и направление
Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.
Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.
Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей.
Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.
Смысл названия
Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.
Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.
Анализ музыкального произведения великого русского композитора ...
... как он на лекции по музыкальной форме сказал, что симфония должна заканчивается бурным финалом прервали вопросом: "А как же последняя часть 6-й симфонии Чайковского?". И не задумываясь Николай Андреевич ...
Главные герои и их характеристика
- Образ Нефедушки – это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
- Мать больного ребёнка – любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
- Сам ребёнок – это символ будущего страны.
И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.
Темы
- Милосердие выступает основной темой рассказа. Нефед понял, что душа больного ребёнка хочет красные лапти, и, если достать их, ребёнок может выздороветь. Последовавшее за этим решение рискнуть собственной жизнью ради спасения другой – акт милосердия, на который способны только по-настоящему добрые люди.
- Ещё одно слово, которое характеризует поведение Нефедушки – отзывчивость . Действительно, не всякий слуга стал бы спрашивать хозяйку о состоянии ребёнка, да ещё и прислушиваться к его просьбе. Отзывчивость, пожалуй, была и остаётся качеством честных, бесхитростных и добрых сердцем людей.
Проблемы
Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.
Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.
Смысл
Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу.
Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет.
А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.
Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.
На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками.
Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав.
Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.
По рассказу Бунина лапти
... Владимире, был убит в 1552 году при взятии Казани. Сочинение по рассказу Бунина лапти К роду Буниных принадлежали поэтесса Анна Петровна Бунина (1775-1828), поэт В.А. Жуковский (незаконнорожденный сын А.И. ... В сентябре 1888 года его стихи появились в "Книжках недели", где печатались произведения Л.Н. Толстого, Щедрина, Полонского. Самостоятельная жизнь началась с весны 1889 года: Иван ...
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-bunina-lapti/
Анализ рассказа «Лапти» Бунина
Бунин писал рассказ «Лапти» в 1924 году, находясь в эмиграции. Идея данного рассказа – показать не только русский характер и менталитет, но и душу русского человека. Анализ рассказа «Лапти» подтверждает это.
Жанр произведения – рассказ, объемом в две страницы, в котором нет места развернутым переживаниям, кажется, что Бунин передавал события сжато, отрывками, как будто это записи из дневника.
Такой способ повествования позволяет читателю представить ярче трагичность ситуации, моральное состояние убитой горем матери и подвиг слуги.
Тематика и проблематика рассказа «Лапти»
В данном произведении нельзя выделить какую-то основную тему. Бунин пишет и о долге, чести, нравственности. Но всё же, центральная тема рассказа – человечность, она формирует позицию человека по отношению к обществу. Нравственный порядок и гуманизм.
При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Во время непогоды нездоровится барскому мальчику и в бреду он просит красные лапти. Это его последняя просьба, его мечта. Лапти – последнее, чего он хочет перед смертью, которую предчувствует. Мать уверена, что лапти помогут сыну поправиться.
Но погодные условия мешают отправиться за ними, мужа дома нет, ведь идти надо в соседнюю деревню. Бунин детально описывает состояние природы, пейзажные снежные зарисовки — мы можем предположить, что природа и мальчик – единое целое. Но также погода как будто переживала и за слугу. В данном рассказе погода и человек равнозначны.
Продолжим анализ рассказа «Лапти» Бунина.
Читателю не ясно, выздоровел ли мальчик, принесли ему лапти, хотя Нефёд отправился за ними. Мать отправила в пургу слугу за желанной обувью. Нефед замерз на обратном пути.
Но кульминация происходит в конце рассказа, так как Бунин не раскрыл всей интриги. В этом есть некая особая трагичность. Читатель может сам завершить рассказ.
Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер?
Герои рассказа «Лапти»
Нефёд – слуга в барском доме. Он принимает роковое решение отправиться за лаптями. Он видит в них исцеление для мальчишки. Он единственный, кто способен на такой поступок. Нефед не думает о последствиях, трудной и дальней дороге, непогоде. Это образ ключевой в рассказе.
Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. Слуга ушел ночью и был найдем мертвым на следующий день. Найдя его с находкой, мужики спасли жизнь и себе. Нефед совершил высокоморальный поступок, бескорыстный и гуманный.
Повествование ведется от первого лица, от автора, и он присутствует на каждой строчке рассказа. Он переживает и за больного мальчика, и за слугу. Бунин передавал свои человечные качества через автора, а автор наделял ими героев. Возможно, эмигрант-Бунин, описал в рассказе реальные события, которые увидел в чужой стороне и захотел поделиться ими с читателями.
Литературно-педагогическое «Мой Бунин»
... говорить об этом великолепном мастере слова. Итак, тема «И.А.Бунин. Рассказ «Лапти»». Началу темы и урока я уделяю особое внимание. На ... родной город, деревня бабушки и дедушки, Москва). А для Бунина - это духовная атмосфера старинных дворянских усадеб с их полновесным, ... преподнести материал так, чтобы задело тончайшие струны души. Когда мои ученики становятся чуть старше, я им читаю наивные ...
Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ рассказа «Лапти» Ивана Бунина. Посетив наш литературный блог, вы найдете немало полезных и интересных статей.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-rasskaza-lapti-bunina
Анализ рассказа «Лапти» Бунина | Инфошкола
Сюжет и проблематика рассказа «Лапти». Бунин писал этот рассказ в 1924 году, в эмиграции, на чужбине. Одна из главных задач писателя ~ изобразить русский национальный характер. Тема русского народа, осмысление его характера была продолжена русской литературой XX века.
В рассказе Бунина трагическая ситуация передана сжато, как бы краткими вспышками памяти. Бунин выбрал такой способ повествования, наверное, для того, чтобы читатель ярче представил себе беспомощное состояние матери, ее измученность от горя и усталости.
И болеющий ребенок в жару и бреду видит сполохи пламени от свечи на темной стене.
Так окружающая реальность рвется на эпизоды, но на эпизоды самые важные: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок.
И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности.
Что сделать, чем помочь?
Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…» Таким эпизодом стал приход барского слуги Нефеда.
Мудрый слуга сразу понимает, что выздоровление мальчика зависит от этих красных лаптей.
Чтобы раздобыть их, он уходит в ночь в соседнее село, хотя на дворе вьюга, и добраться туда почти невероятно: «Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел.
А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Нефед добрался и замерз на обратном пути.
Что же главное в этом рассказе: то, что мальчик спасен? Да. Но важно понять и почему он спасен. Вот что сказал Нефед, услышав про красные лапти: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать». Чтобы понять, что желает душа другого человека, надо самому иметь душу. Смысл названия рассказа.
Современный исследователь М. Б. Baггe отмечает, что в название рассказа вынесено слово, которое многозначно по смыслу.
О чём заставляет задуматься рассказ Лапти (Бунин 7 класс)
... надо купить обыкновенные лапти и перекрасить их в красный цвет. Этот поступок чужого по сути человека вызывает удивление. Ведь больному ребенку Нефед не является ... справиться с сильным морозом и метелью. Прочитав рассказ, мы не знаем, успокоился ли ребенок, увидев лапти, которые он так желал, поправился ли он. ... друг к другу. ` О чём заставляет задуматься рассказ Лапти Популярные сочинения
Лапти — не только вид обуви, лаптем называют человека бесхитростного, незамысловатого, простого, малообразованного. Вот такие они, русские «лапти», незамысловатые русские мужики, подобные Нефеду.
Нравственный смысл произведения. Отправляясь в буран за красными лаптями для больного мальчика, Нефед жертвует собой.
Можно ли назвать эту жертву бессмысленной? Финал рассказа открыт: мы не знаем, выздоровел ли ребенок.
Но мы знаем точно, что благодаря Нефеду спаслись Новосельские мужики: «Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье». Как утверждает М. Б. Багге, «Нефед показал пример христианской жертвы, жертвы во имя любви, а по мысли Бунина, весь русский мир, его нравственные устои зиждутся на этой жертве. Слово «спаслись» в рассказе не случайно.
Не только физическое спасение ново — сельских мужиков оно означает. Слово «спастись» в русском языке имеет и значение спасти душу живую, то есть спасти душу для вечной жизни». Творчество И. А. Бунина в оценке критиков и литературоведов.
«Из-под его пера выходят шедевры художественной прозы, в которых беспощадная правда изобразительности, внутренне напряженной, внешне бесстрастной, сочетается с недосягаемым совершенством формы» (Б. К. Зайцев).
«Искусство Бунина первоначально и самостоятельно; оно не живет чужими перепевами и не нуждается в этом; у него свое видение, свои образы и свои слова.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-rasskaza-lapti-bunina/
Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти»
«Певец осени, грусти и дворянских гнезд» — так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого писателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог «выразить того, что хочется…
Какая мука наше писательское ремесло… А какая мука найти звук, мелодию рассказа, — звук, который определяет все последующее!» К. Г.
Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения, и тот, кто может уловить это соединение, — это счастливейший человек.
В небольшом по объему рассказе «Лапти» представлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромнейшего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связанные с повествованием незримой нитью.
Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бунин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «.. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Автор стремится показать буйство природы: «…
11 стр., 5500 словАнализ рассказа кавказ бунина 8, 9 класс
... по литературе 8 класс Рассказ Бунина ,,Кавказ» Урок литературы в 8 классе Тема:»Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика» Цели и ... пейзажа, символизирующего временное, но абсолютное счастье героев. Вдали от Москвы, ревнивого и самолюбивого офицера, они не ... возлюбленному: «он не остановится ни перед чем». Всё это автор обрамляет сумрачным, серым ...
в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «…в такую страсть», «такой ужас», «…ужасала одна мысль». Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «…плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности».
Речь также является средством раскрытия характеров героев: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой…», «А господь его знает!». В полном бессилии мать обращается к единственной надежде — Господу. А надежда приходит в ином образе. Обращает на себя внимание тот факт, что все герои безымянны, а именем наделен только один персонаж — Нефед.
Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не полегчало?», «…не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то…» Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела.
Борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: «Значит, надо добывать…».
Буниным в рассказе используется прием предвосхищения событий. Эпитет «зловещий стук» предсказывает скорую развязку — Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.
В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало — все рождает ощущение душевого здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед — «выходец из природы», уходит он тоже в нее.
«Белый от снега» дом и «красные лапти», «холодный» дом и «в жару… плакал ребенок» — антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку.
Для Бунина деталь важна сама по себе, без привязанности к сюжету.
Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем.
Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видениями…».
Тем только и спаслись — поняли, что, значит… в двух шагах жильё…»
Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.
Источник: http://5litra.ru/soch/241-analiz-rasskaza-i-a-bunina-lapti.html
Анализ рассказа Бунина “Лапти”
“Певец осени, грусти и дворянских гнезд” – так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого писателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог “выразить того, что хочется.
О чем говорится в рассказе кукушка бунин. кукушка бунин
... может справиться с вызовами судьбы. Этой теме посвящен и рассказ И. А. Бунина «Кукушка», краткое содержание которого мы рассмотрим по частям. Обретение дома Бунин рассказывает, что его герой - старый солдат, прозванный ... краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека. Прочитайте в учебнике на странице 74 статью "Как я пишу". Когда вы читали ...
Какая мука наше писательское ремесло. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последующее!” К. Г.
Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения, и тот, кто может уловить это соединение, – это счастливейший человек.
В небольшом по объему рассказе “Лапти” представлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромнейшего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связанные с повествованием незримойнитью.
в бездне снежного урагана и мрака”, “потонули вместе с лошадью в страшный снег”. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: “. в такую страсть”, “такой ужас”, “. ужасала одна мысль”. Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: “. плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности”.
Речь также является средством раскрытия характеров героев: “Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой. “, “А господь его знает!”. В полном бессилии мать обращается к единственной надежде – Господу. А надежда приходит в ином образе. Обращает на себя внимание тот факт, что все герои безымянны, а именем наделен только один персонаж – Нефед.
Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: “Не полегчало?”, “. не хитрое дело”, “Она мне будет в зад, пыль-то.” Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхождении Нефеда, но и о том, что он человек дела.
И он отправляется за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином, так как “душа желает”. А если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор подчеркивает в портретной характеристике и в описании его действий: “Мотнул шапкой. Задумался. Шапка.
Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: “Значит, надо добывать. “.
Буниным в рассказе используется прием предвосхищения событий. Эпитет “зловещий стук” предсказывает скорую развязку – Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрет.
В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало – все рождает ощущение душевого здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни природе. Нефед – “выходец из природы”, уходит он тоже в нее.
“Белый от снега” дом и “красные лапти”, “холодный” дом и “в жару. плакал ребенок” – антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной холодности окружающего мира по отношению к больному ребенку.
Для Бунина деталь важна сама по себе, без привязанности к сюжету.
Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: “Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем.
Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видениями. “.
Проблематика рассказа Бунина «Чистый понедельник»
... многообразна и многолика, что писать про нее можно вечно. Рассказ «Чистый понедельник » открывает нам историю любви двух человек. Бунин не называет их имен, говоря просто — Он и ... предопределил выбор главной героини и стал решающим в их отношениях. «Чистый понедельник» сочинение по рассказу И. Бунина Бунин Иван Алексеевич — первый в России писатель, удостоенный Нобелевской премии. Это человек со ...
Тем только и спаслись – поняли, что, значит. в двух шагах жилье. “
Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.
Источник: http://schoolessay.ru/analiz-rasskaza-bunina-lapti/
Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».
Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.
У рассказа «Лапти», как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев — Нефёд из рассказа «Лапти».
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий.
Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века.
Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ).
Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.
Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности.
«…душа желает. Надо добывать».
Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.
Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.
Повествование ведётся от лица автора, но автор здесь не сторонний наблюдатель, он остро переживает всё происходящее, что создаёт ощущение того, что это не просто рассказ, а авторские воспоминания.
Любовь в рассказах Бунина
... именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. И особенно мне нравятся рассказы Бунина, основной темой которых является любовь. В этих произведениях наиболее ярко ... посвящен теме любви, после прочтения рассказов из него можно попытаться сформулировать основную идею, мысль автора. На мой взгляд основной «тезис» творчества Бунина заключается в цитате: «Всякая любовь великое ...
Источник: http://zojaburluzkaja.blogspot.com/2013/11/blog-post_3382.html
Тема милосердия в рассказе И А Бунина «Лапти»
Тема милосердия в рассказе И А Бунина «Лапти»
Содержание рассказа «Лапти» драматично. Первые фразы создают тревожную атмосферу: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак, и было большое горе: был тяжело болен ребенок.
И в жару и в бреду, он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти». В доме только мать и дворник Нефед. До города в такую пургу доехать невозможно.
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать »
Финал бунинского рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».
Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас новосельских мужиков.
Нефед погиб, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы.
Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.
Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила сделанного героем очевидна.
Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния.
Тема милосердия в рассказе И А Бунина «Лапти»
Содержание рассказа «Лапти» драматично. Первые фразы создают тревожную атмосферу: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак, и было большое горе: был тяжело болен ребенок.
И в жару и в бреду, он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти». В доме только мать и дворник Нефед. До города в такую пургу доехать невозможно.
- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать »
Нефед уходит в соседнее село за новыми лаптями и фуксином, которым можно будет покрасить лапти. Пурга не утихает. Ночью раздается стук в окно. Это новосельские мужики, которые заблудились и уже «решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках». Мужики поняли, где они находятся, привезли в хутор замерзшего насмерть Нефеда.
Финал бунинского рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».
Такая концовка рассказа представляет читателю возможность еще раз задуматься о поступке Нефеда, хотя мы знаем, что жертва Нефеда не напрасна: герой уже спас новосельских мужиков.
Нефед погиб, не получив никакой благодарности за свой труд, но в этом нравственность его поступка: пойти, не требуя благодарности, почестей, славы.
Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка».
Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.
Нефед совершил поступок, не считая его подвигом, но нравственная сила сделанного героем очевидна.
Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные деяния.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tiema-milosierdiia-v-rasskazie-i-a-bunina-lapti
Рассказ И. А. Бунина “Лапти” (мини-рецензия)
В творчестве каждого великого писателя найдется хотя бы несколько произведений, посвященных детям, или о детях. Иван Андреевич Бунин не исключение. Его всегда волновали вопросы: откуда в человеке возникают те или иные качества, как они воспитываются. Он никогда ничему не учил в своих произведениях.
Подобно Чехову, он лишь приоткрывал завесу над тайной человеческой личности. “…Бунина надо читать, читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказывать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью…” – так писал о Бунине Константин Паустовский.
Рассказ Бунина “Лапти” повествует о человеческой доброте, готовности помочь другим даже ценой собственной жизни. Маленький мальчик тяжело болен. Что может быть хуже для несчастной матери? Ребенокстрадает, а доктора рядом нет.
Значит, душа желает. Надо добывать”.
Чтобы добыть красные лапти, нужно очень далеко идти по морозу и метели. Нефед не испугался трудностей и отправился в путь. Он замерз в дороге, но все-таки добыл лапти и пузырек с фуксином, чтобы их выкрасить. Поступок Нефеда заслуживает самого глубокого уважения. Больной мальчик не был его родственником, это был господский сын. Казалось бы, какое дело простому мужику до чужих детей?
Но Нефед рассудил иначе. Примечательна его фраза о том, что душа ребенка желает красные лапти. Быть может, именно этот предмет поможет мальчику выздороветь.
А если и нет, то разве можно отказать заболевшему ребенку в такой малости! “А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”.
Человеческое участие, забота о других толкают Нефеда в путь. Разве не боялся он замерзнуть в лесу? Скорее всего, Нефед в тот момент просто не думал об этом. Ему было необходимо купить лапти и фуксин, чтобы порадовать больного мальчика.
Вся семья переживает за Нефеда, с нетерпением ждет его возвращения. “Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака”.
Иногда один-единственный поступок способен раскрыть истинные качества человека. Нефед – удивительная личность. Он способен забыть об опасности, которая грозит ему самому, ради того чтобы помочь ближнему.
К нему никто не обращается с просьбой, он по доброй воле рискует своей жизнью. Возможно, люди, живущие с ним рядом, даже не подозревали о душевном богатстве, которым обладал этот простой мужик.
Он груб и не образован, но его до глубины души ранит чужая боль.
“Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках.
Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек… Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье”. А за пазухой у погибшего Нефеда нашли и новые детские лапоточки, и пузырек с фуксином.
Смерть Нефеда не была бессмысленной. Он оставил о себе память. И все окружающие наверняка запомнят поступок мужика, который решил во что бы то ни стало исполнить просьбу больного мальчика.
В рассказе автор ни словом не обмолвился о том, выздоровел ли ребенок. Остается надеяться, что малышу стало лучше, когда он получил красные лапти, о которых так долго просил мать. Этот рассказ вызывает у читателя грусть и одновременно восхищение мужественным, благородным и добрым человеком.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/rasskaz-i-a-bunina-lapti-mini-recenziya/
Помогите пожалуйста найти сочинение-рассуждение по рассказу «Лапти» Бунина
Помогите пожалуйста найти сочинение-рассуждение по рассказу «Лапти» Бунина
- Главной мыслью рассказа И. А. Бунина «Лапти» является мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передает ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому. Раз душа желает, надо помочь. Нефед быстро придумал, как добыть красные лапти. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге.. .
ой, уже отвечали….: $…Это все что я нашел
Что еще могу сделать??!! А, сейчас лидером твой вопрос сделаю)) Чтобы по больше ответили))
- если хочешь нормальное сочинение — прочитай рассказ и напиши что думаешь.
- Исследователи творчества Бунина утверждают, что пересказывать его произведения нельзя, можно только читать, наслаждаясь мастерством, но роаз уж нужно рассказать.
Главной мыслью рассказа И. А. Бунина «Лапти» является мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передает ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому. Раз душа желает, надо помочь. Нефед быстро придумал, как добыть красные лапти. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге.. .
- Главной мыслью рассказа И. А. Бунина «Лапти» является мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передает ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому. Раз душа желает, надо помочь. Нефед быстро придумал, как добыть красные лапти. Он пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка, добыл лапти и фуксин для их покраски, вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге..
- пщзлплщщлщозплрпп
- Вот краткое содержание рассказа Бунина «Лапти», прочти просто для себя и ты сама легко поймшь подтекст.
Пятый день на дворе вьюга. В хуторском доме тяжело болен ребенок. В бреду он просит дать ему какие-то красные лапти. Мать рядом плачет от беспомощности и страха. Муж ее в отъезде, до доктора не доехать. Нефед принес соломы и спрашивает про состояние ребенка. Про лапти он говорит: Значит, надо добывать.
Значит, душа желает . Говорит, что надо в Новоселки идти (6 верст) , купить там обыкновенные лапти и покрасить их фуксином. Подпоясался и пошел, никому не говоря больше ни слова. На рассвете приехали новосельские мужики и привезли тело мертвого Нефеда. Они нашли его в сугробе.
За пазухой Нефеда лежали новенькие лапти и пузырек с фуксином .
- Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега ихолодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большоегоре: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он частоплакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. Имать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакалагорькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Чтосделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а добольницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакойдоктор в такую страсть… Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку,свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом ивьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Всекакие-то красные лапти просит… — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. -Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок,разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдругтвердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надодобывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксиномнехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такойужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, апешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова неговоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясалсястарой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел,утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонулв белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было.Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес.Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра нераньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночьбыла еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, чтотеперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Матьпоставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал втени, но стена казалась ему огненной и вся бежалапричудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями.А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начиналгорько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполнеразумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозьгул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, каквсю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаютсячьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук вокно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, -белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшегов розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночьплутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонуливместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись,решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-тоноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело -оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись -поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и чтона горе, в двух шагах, жилье… За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и
пузырек с фуксином.
- .
- блин, Бунина обажаю.. . а вот Лапти не читала…)))
Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/pomogite-pozhalujsta-najti-sochinenie-rassuzhdenie-po-rasskazu-lapti-bunina/