Литературно-педагогическое «Мой Бунин»

Эссе

Разделы:

Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья-

Наш дар бесценный речь!

И.А.Бунин.

Я преподаю русский язык и литературу, являюсь учителем словесности. Правда, в наши дни последнее определение несколько устарело, но мне оно очень нравится. Моё главное орудие, орудие педагога — филолога, — слово. Слово утешает и вдохновляет, оно может быть лозунгом и криком души, болью и радостью, праздником и буднями. Словом я воспитываю, бережно и нежно сею «разумное, доброе, вечное». Вспоминается Бунин: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?».

Он всегда перед глазами ребят:, Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет Саади., Плати добром на зло.

Талмуд.

Любите врагов ваших — и не будет у вас врага.

Учение 12 апостолов.

Иной раз необязательно всё обсуждать. Важно это видеть, впитывать. Может быть, эти слова помогут в нужную минуту, подскажут, как поступить? И пусть не всё запомнится, но ориентир в жизни уже будет дан.

Я хочу воспитать в своих учениках духовность, нравственность. Как это сделать? Наверное, каждый учитель, садясь за письменный стол, задаёт себе этот вопрос. Поэтому современные уроки литературы — это уроки — размышления, уроки исследования, уроки — открытия. Ребёнка нужно воспитывать на ценностях литературы, а для этого он её должен знать.

Почему наши дети так мало читают? Много разных причин тому. Я попробовала «влюбить» их в свой предмет. Как? Известна тяга детей к интересному, необычному. Начну урок нестандартно, решила я: буду читать наизусть, стану на время урока актрисой! Найду такой яркий эпизод текста, который всколыхнёт душу ученика, произведёт на него незабываемое впечатление. Тогда, я уверена, возникнет атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность прочитать книгу не по принуждению учителя, а по своему искреннему желанию.

1 стр., 436 слов

Уроки «военной литературы» по повести Виктора Курочкина «На ...

... удивительно соединились красота воинского братства, мерзость и грязь войны и смех сквозь слёзы. На войне как на войне! ... не допускает, чтобы Щербака обвинили в трусости. Несмотря на ужас и тяготы войны, всегда нужно оставаться человеком, добрым, понимающим, сильным. Вот ... и прошел всю войну. Всё описанное видел сам. Книга написана очень простым и понятным языком, многие фразы и слова западают в душу, ...

Иногда бывает так, что свои привязанности и предпочтения в литературе учитель передаёт и детям.

Люблю И.А.Бунина. И конечно хочу, чтобы и мои ученики, так же как и я, смогли по-настоящему оценить его. С чего для меня начался Бунин? Наверное, с великолепных лекций на филфаке, когда наш курс попал к интереснейшему человеку. Кажется, с первых часов вся наша группа не писала ни строчки: хотелось только запоминать каждое слово, видеть, как его произносят. Именно тогда я по-новому открыла для себя И.А.Бунина.

Уже в 5 — 6 классах я стараюсь много говорить об этом великолепном мастере слова.

Итак, тема «И.А.Бунин. Рассказ «Лапти»». Началу темы и урока я уделяю особое внимание. На стенде слова:

Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался бы жив ни один человек.

Л.Н.Толстой

Люди живы любовью:, Вдумайтесь в эти слова. Попробуйте для себя найти ответ на вопросы:

  • Что значит любить людей?
  • Каково предназначение человека?
  • Нужны ли в жизни подвиги?

Представьте, что вы в жарко натопленной избе, потрескивает лучина. А теперь слушайте…(читаю наизусть).

«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега хуторском доме был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду, он часто плакал, и всё просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами — от страха и от своей беспомощности.

Стукнуло в прихожей — Нефёд принёс сапоги на топку.

  • Ну что, барыня, как? Не полегчало?
  • Куда там, Нефёдушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит…
  • Значит, надо добывать.

Значит, душа желает. Надо добывать.

  • Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку, Покрасить фуксином не хитрое дело. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

И, притворив дверь, ушёл.

Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

Порой ребенок как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя дать ему красные лапти:

  • Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
  • Господи, помоги! Господи, защити!

А когда, наконец, рассвело, послышался стук в окно.

Это были новосельские мужики, привёзшие мёртвое тело, — белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежащего на розвальнях Нефёда. За пазухой Нефёда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином».

Первая реакция детей — жалость. У некоторых блеснули слёзы. Затем он начинают сомневаться: стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд? Но мудрые слова, прочитанные до этого, указывают верное решение. Ребята говорят о любви к ближнему, о подвигах, совершаемых во имя других. Итак, цель достигнута. Дети постепенно учатся находить ответы на вопросы в литературе, выбирают идеалы, образцы.

Я должна заинтересовать, заинтриговать, завязать спор, столкнуть мнения и ненавязчиво, незаметно подсказать, направить. И самое главное — необычно, красиво и ярко преподнести материал так, чтобы задело тончайшие струны души.

2 стр., 505 слов

Сочинение что для меня значит россия 8 класс

... горжусь тем, что мне посчастливилось быть русской. Я обещаю, что буду равняться на лучшие умы своей Родины, делать все, что в ... мысли, столько синонимов, столько тропов, столько стилей и слов, несущих исключительную эмоциональную нагрузку. Например, одно только прилагательное ... благодаря физику Попову. А гений Ломоносов обнаружил атмосферу на планете Венера и развил стеклопроизводство. Менделеев создал ...

Когда мои ученики становятся чуть старше, я им читаю наивные простодушные строки из первого дневника юного Бунина:

«29 декабря 1885 г.

Сегодня вечер у тётки. На нём, наверное, будут из Васильевского, и в том числе гувернантка, в которую я влюблён не на шутку.

  • .. Сердце у меня чуть не выскочило из груди! Она моя! Она меня любит! О! С каким сладостным чувством я взял её ручку и прижал к своим губам! Она положил мне головку на плечо, и я запечатлел на её губах первый горячий поцелуй!»

— В чём особенность названий Бунина? («Тишина», «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи»).

В них особый лиризм, звучит затаённая печаль. И дети с эти соглашаются. О своей тяге писать Бунин сказал в зрелые годы: «Она появляется у мен всегда из чувства какого-то волнения». Вот этим волнением, неспокойствием, неравнодушием к жизни пронизаны все произведения Ивана Алексеевича. Особенно ярко проявляется в его повестях и рассказах любовь к той, ушедшей России.

  • Что для вас является символом Родины? (Звучат самые разные ответы: родной город, деревня бабушки и дедушки, Москва).

А для Бунина — это духовная атмосфера старинных дворянских усадеб с их полновесным, красно устроенным бытом. Поедемте в усадьбу…

«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню лиловые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это мещане-садовники насыпают яблоки. Так славно лежать на возу, смотреть в звёздное небо, чувствовать запах дёгтя в свежем воздухе…» Знакомы ли вам такие ощущения? Некоторым — да.

Теперь становится понятна и близка тоска Бунина об ушедшей России.

В чьих-то воспоминаниях об Иване Бунине сказано: он жил так, будто нёс перед собой свечу.

Это значит, что его мысленному взору всегда предстоял образ трепещущей, золотистой, горячей, земной красоты, подобный огоньку свечи. В «Грамматике любви» есть удивительная деталь: пол дома, где некогда жила Груня, «весь был устлан сухими пчёлами», они «щёлкали под ногами. Пчёлами была устлана и гостиная, совершение пустая…» Таинственное золотисто — сухое мерцание мёртвых пчёл — образ страшный, образ символический: слишком хрупок идеал Бунина.

Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной…

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

У выдающихся людей не бывает тихой и спокойной жизни. В 1920 году Бунин эмигрирует из России. Для него всё кончено с «великой Россией» уже после февраля 1917 года. Дни, проведённые в Красной Одессе, он назвал «Окаянными днями», русскую революцию соотнёс с чумой.

  • Как вы думаете, почему он не мог остаться в послереволюционной России?

Отвечу словами самого Бунина.

«Подумать только, надо ещё объяснять то тому, то другому, почему именно не пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо ещё показывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову, просвещать насчёт «последних достижений в инструментовке стиха» какого-нибудь скрягу с мокрыми от пота руками! Да порази его проказа до семьдесят седьмого колена, если он даже и «антиресуется стихами».

52 стр., 25602 слов

По истории русской литературы : «Проза И.А. Бунина эмигрантского периода»

... дипломной работы «Проза эмигрантского периода И.А.Бунина». Цель работы:, Задачи исследования: 1 . Установить основные события и периоды литературной деятельности И.А. Бунина ... не успевает. В конце рассказа возникает образ поезда, несущегося через всю Россию, где очень много несостоявшихся людей. ... культуру, веру отеческую, сам строй межчеловеческих отношений в сердцах своих и в среде своей. Хранить и ...

И ребята понимают, что жестокость новых властей оттолкнула писателя от России. Бунин видел, что в России всё меньше остаётся места красоте и силе. Вспомним разговор братьев Тихона и Кузьмы в «Деревне»: «…Была у меня понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да истаскала его наизнанку… Жалко налицо по будням носить, — праздника, мол, дождусь, а пришёл праздник — лохмотья одни остались. Так вот и я…с жизнью-то своей».

Включаю запись концерта С.Рахманинова (судьбы этих двух людей очень схожи).

Усиливает впечатление зрительный ряд (слайды с видами усадьбы).

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и горько,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Он просил сжечь своё тело после кончины, ибо страшился телесного безобразия больше, чем нарушения церковной традиции. Всё обострённее год от года чувствуя свою связь с Россией, он, в конце концов, принял решение не возвращаться: «…попасть в Россию! А зачем? Старость уцелевших (и женщины, с которыми когда-то), кладбище всего, чем жил…» И в этом весь Бунин.

Я хочу, чтобы в сердце у ребят запечатлелся образ ищущего, творческого, глубоко переживающего Человека.

Произведения Бунина

Восемнадцать лет я работаю в школе. Всё было за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения. Это были годы поисков, раздумий и открытий. Иногда приходилось всё начинать сначала, но никогда я не пожалела о том, что стала учителем словесности.

Составила учитель русского языка и литературы Ишмухаметова А.А., Литература:

  1. Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа: Вече, 2006. – 320 с.
  2. Бунин И.А. Избранное. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 318с.