По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского “Пушкин у моря” (“Прощание Пушкина с Черным морем”)

Сочинение

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создается сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина “Пушкин у моря” иначе “Прощание Пушкина с Черным мо­рем”, созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками – И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал “из животрепещущей жизни”. Он – мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.

Пожалуй, самая известная его работа – картина

“Бурлаки на Волге”, ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (та­ких художников называют маринистами).

Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­денного вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий.

Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника – получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был еще студентом

Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвел на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта.

Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвященных Пушкину.

На картине “Прощание Пушкина с Черным морем” пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина – Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина “Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года” стала одной из известнейших работ Репина.

14 стр., 6945 слов

Айвазовский «черное море» описание картины, анализ,

... передать свои эмоции на картину. Не все современные художники понимают стиль, которым писал Айвазовский. Сочинение описание картины Черное море Айвазовского 4, 6, 7, 9 класс Иван Айвазовский – это один из известнейших ... пишет по памяти или по внутреннему видению. За все время он написал огромное количество разных тематик, но практически все из них связаны с морем. Он мог написать ...

Совместная работа Айвазовского и Репина, без­условно, перекликается со стихотворением Пушкина “К морю”:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссыл­ки поэта. Строки это стихотворения появились еще в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изоб­ражен на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал – громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой ве­ликана – а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в черной одежде, которая контрастирует с фоном, выполнен­ным в серых и белесых тонах.

Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Пра­вая рука отведена в сторону – поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями.

Поэт вдох­новенно смотрит вдаль – возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчеркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выпол­нены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более холодные, голубоватые, а небо просвечива­ет розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту – темное, мрачное. Скалы – три глыбы в правом нижнем углу картины – серого цвета, их грани, трещины на них четко выпи­саны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет.

Это создает ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море – стихии, подоб­ные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смер­ти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант – бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин – бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

Глоссарий:

  • сочинение по картине пушкин у моря
  • пушкин у моря сочинение по картине
  • сочинение пушкин у моря
  • сочинение по картине репина и айвазовского пушкин у моря
  • сочинение по картине репина пушкин у моря

Глоссарий  1Глоссарий  2Глоссарий  3Глоссарий  4Глоссарий  5 1

1 стр., 434 слов

По картине Какой простор! Репина

Сочинение по картине Какой простор! Репина: описание и анализ художественного полотна В самом начале двадцатого века среди народа ... Илья Ефимович Репин. На картине Какой простор!» мы видим молодых парня и девушку, застигнутых внезапно нахлынувшей морской волной. Они гуляли по набережной. Как вдруг набежавшая волна бушующего моря чуть не ...

votes, average:

5.00

out of 5)