По картине Айвазовского «Прощай свободная стихия»

Сочинение

Иван Константинович Айвазовский известен как художник, одной из тем творчества которого было море. То спокойное, как на картине «Неаполитанский залив», то бушующее, как на картине «Девятый вал», оно является основой мироздания. Очень часто Айвазовский изображал на своих полотнах батальные сцены. Но есть у художника целый цикл картин, посвященных великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Два художника были лично знакомы. И.К. Айвазовский любил творчество Пушкина, а тот в высоко ценил творчество художника. Их знакомство состоялось на одной из выставок в Санкт-Петербурге в тысяча восемьсот тридцать шестом году.

В восьмидесятых годах девятнадцатого века И.К. Айвазовский создаёт полотна, посвященные любимому поэту. На них мы видим Пушкина на берегу моря, то лежащим, то стоящим. Одной из известнейших картин цикла является «Прощание Пушкина с морем». Поэт тоже любил море у него есть стихотворение «Прощай свободная стихия». Очень часто картину «Прощание Пушкина с морем» называют как и стихотворение великого поэта.

На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим. Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а тёмные. Они грозно накатываются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы. А чуть дальше от берега вода вообще чёрная. Море сливается на горизонте с пасмурным, мрачным небом, по которому бегут зловещие тучи.

Пушкин стоит на скале у самой воды. Он снял шляпу и держит её в руке. Ветер развевает его волосы, сорвал с головы капюшон. Но поэт нисколько не раздражён. Наоборот, лицо его светло и спокойно. Взгляд устремлен на водную поверхность, которая с ревом катится на берег и, разбившись о скалы, откатывается назад. Он как будто что-то говорит морю. Быть может, читает ему на прощание свои стихи:

Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Для поэта море — это близкий друг, с которым он уже никогда не увидится, но будет помнить его всегда. Свободная морская стихия привлекает поэта, который никогда не был свободен до конца. И, стоя на берегу бушующего моря, он, может быть, хоть на короткое время ощутил полную свободу, почувствовал единение с непокорной стихией, которая так влечёт его. И море на картине кажется живым. Оно отвечает поэту своим рокотом, как будто опечалено скорой разлукой.

2 стр., 744 слов

По картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского “Пушкин у моря” ...

... городе, названном в честь поэта (Пушкин – бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее. Глоссарий: сочинение по картине пушкин у моря пушкин у моря сочинение по картине сочинение пушкин у моря сочинение по картине репина и айвазовского пушкин у моря сочинение по картине репина пушкин у моря 1 votes, average: 5.00 out of ...

И.К. Айвазовскому удалось передать в своей работе всю гамму чувств, которые владеют поэтом, как будто он наблюдает за ним, стоя всего в нескольких шагах, слышит каждое слово, каждый вздох поэта.

Сочинение по картине Айвазовского «Прощай свободная стихия»

Знаменитого поэта-романтика Пушкина Александра Сергеевича знаю все уже многие года. Большое количество художников хотело изобразить его портрет. Айвазовский Иван Константинович также относится к их числу. Но он не рисовал портрет поэта, он, не изменяя своей стихии, изобразил его на берегу моря, назвав картину «Пушкин у моря». Он с самого детства был влюблен в его творчество и несказанно радовался с ним встрече. Он посвятил ему несколько тысяч картин. В Пушкине Айвазовский видел родную душу, так как тот тоже был влюблен в море. Существует еще другое название картины «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Это одна из самых лучших картин пушкинской тематики.

На этой картине автор соединил две свои самые любимые музы – это море и Александра Пушкина. То, что это картина прощания видно по тусклым цветам и тонам. Самым ярким пятном есть силуэт Пушкина. Он в своем черном фраке очень отличается от желто-болотного с синими переливами моря, серых скал и затянутого грязными тучами неба. Одной рукой он держится за камень, а второй снял шляпу, прощаясь с морем. Оно тоже неспокойное. Бьет волнами о скалы, как бы отвечая поэту. Море грустит, бунтует, не хочет прощаться. Небо также невесело. Все затянуто густыми сероватыми тучами. И ветер завивает вокруг поэта, развивая его волосы и одежду. Всем своим видом и море, и герой картине показывают, что не хотят прощаться.

Не глядя на тусклость цветов, картина очень романтичная и тонкая. Только Айвазовский мог с такой точностью передать море, его движение и всплеск волн. Соединение двух стихий автора на одной картине просто замечательно и достойно похвалы.