Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие

Сочинение
Вид материала
  • ..

Подобный материал:

  • , 4314.44kb.
  • , 12.47kb.
  • , 263.17kb.
  • , 12.45kb.
  • , 340.75kb.
  • , 83.08kb.
  • , 49.78kb.
  • , 305.75kb.
  • , 355.39kb.
  • , 396.48kb.

Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу как в общекультурном плане, так и с филологической точки зрения. Глубина раскрытия темы в данном случае не имеет принципиального значения.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЙ — РАССУЖДЕНИЙ

Чтобы написать сочинение-рассуждение по ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ

необходимо:

  1. Дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив ДВЕ (или более) функции языкового явления.
  2. Привести 2 примера-аргумента из текста , которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.
  3. Не нарушить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения: не допустить логических ошибок, не нарушить последовательность изложения и абзацное членение текста.
  4. Продумать композицию своего сочинения таким образом, чтобы она соответствовала требованиям СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ, то есть соответствовала схеме:

Тезис Доказательства Вывод

Аргументы

Факты

Примеры

Сначала выдвигается тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.

Далее приводятся различные доказательства (аргументы).

Это основная часть.

В конце работы делается вывод-заключение. Без этого вывода рассуждение может быть незаконченным.

Каждая структурная часть рассуждения представляет собой новый абзац.

В задании учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация?», в котором необходимо привести не менее двух аргументов из текста, иллюстрирующих различные функции знаков препинания.

К сожалению, в школьных учебниках по русскому языку информация о функциях и структурно-грамматической дифференциации знаков препинания отсутствует.

В связи с этим работу по подготовке к написанию подобного сочинения целесообразно строить следующим образом.

На первом этапе необходимо повторить уже известные девятиклассникам сведения о пунктуации, познакомить учащихся с системой знаков препинания и их функциями и отработать на конкретных примерах навыки в определении функций.

Занятие проводится в форме лекции с элементами беседы. Приводим фрагмент лекции.

  • Что изучает пунктуация.

Пунктуация

Знаки препинания делают письменное изложение мыслей точным, ясным и удобным для восприятия.

  • Сколько знаков препинания в русском языке? Обратитесь к тексту (распечатан на каждого ученика или спроецирован на доску) и перечислите их (в тексте представлены все знаки препинания).

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый год теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год… 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

(По В.Пескову)

Итак, существует десять знаков препинания: точка, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, многоточие, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.

К знакам препинания в научной литературе относят и абзац. Попробуйте объяснить, почему. (Абзац делит текст на смысловые отрезки).

Далее учитель сообщает о структурно-грамматической дифференциации знаков препинания. Их можно разделить на две группы:

1) знаки разделительные (точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие); они служат для разделения частей текста: одного предложения от следующего за ним или группы предложений; состава подлежащего от состава сказуемого, одной группы однородных членов от другой и т.д., их графическая особенность – они одиночные, непарные;

2) знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки); они служат для обозначения границ элементов предложения, которые дополняют, раскрывают, поясняют содержание предложения в целом или его частей; выражают отношение к высказыванию.

  • В чём особенность выделяющих знаков препинания? (Они парные).

  • Найдите в тексте и приведите примеры разделительных и выделяющих знаков препинания. Работа учащихся.

логическое, синтаксическое и интонационное

смысловую, интонационную

Смысловая и интонационная функции не всегда совпадают. Прочитаем предложение 7 текста. При чтении соединительный союз и читается вместе с деепричастным оборотом, хотя синтаксически он связывает однородные сказуемые.

На втором этапе обучения сочинению-рассуждению на лингвистическую тему эффективен приём групповой работы. Класс разбивается на небольшие группы (2-3 человека), и каждая отвечает за определённый пунктуационный знак. Ребята, обратившись к отрывку из художественного произведения (например, сцена дуэли из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»), должны указать функции своего знака препинания. Далее девятиклассники представляют результаты своей работы.

На третьем этапе работы учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна пунктуация?». Необходимо найти и привести 2 примера из текста для чтения, иллюстрирующих разные функции знаков препинания (не менее 50 слов).

Приведём в качестве примера одну из работ учащихся.

Образец сочинения-рассуждения

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16).

Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и другие.

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

(180 слов)

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Образец сочинения-рассуждения

Нужны ли нам знаки препинания? Как часто мы задаём себе этот вопрос, как часто мы огорчались, получив в очередной раз двойку за диктант или сочинение, в которых больше всего ошибок было на постановку запятых, тире, двоеточий…

Мне кажется, без знаков пунктуации обойтись нельзя: они передают логику предложения, связь между частями предложения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла, могут быть средством выражения состояния пишущего.

Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Мы выделяем знаки завершения предложений, знаки выделения и разделения.

Точка, вопросительный, восклицательный знаки и многоточие – это знаки завершения, знаки, указывающие на конец предложения. Запятая, двоеточие, тире, точка с запятой могут выполнять разделительную и выделительную функции. (см. таблицу).

В тексте…….. много различных знаков препинания. Рассмотрим подробнее, как они помогают автору связать текст, передать логику предложения, связь между его частями. Обратим внимание на предложение №… В нём запятая (тире, двоеточие и т. д.) выполняет ….. (разделительную, выделительную) функцию. В предложениях № , № … роль знаков препинания (каких конкретно) другая:…………..

Говоря о роли знаков препинания можно вспомнить и об известном эпизоде, происшедшем с В. Гюго. (Кратко расскажи).

Все мы знаем знаменитую историю с предложением «Казнить нельзя помиловать». От постановки запятой здесь зависит жизнь человеке.

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Не случайно К. Г. Паустовский называл их нотными знаками, на которых держится текст.

Образец сочинения рассуждения 1

ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЙ

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания о роли знаков препинания ( возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

  • Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
  • Передают логику предложения, связь между частями предложения.
  • Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
  • Передают на письме оттенки смысла.
  • Могут быть средством выражения состояния пишущего.
  • Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями.
  • Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

Точка

  • Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
  • Указывает на завершённость высказывания.

Указывает на законченность мысли.

Вопросительный

знак в конце предложения

  • Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

Указывает на ожидание ответа.

Восклицательный знак в конце предложения

  • Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
  • Указывает на эмоциональную напряжённость

Двоеточие

  • Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

  • Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
  • Указывает на следование событий друг за другом.
  • Указывает на временной интервал.
  • В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
  • Указывает на варианты названия.
  • Значение противоположности (Я мрачен — ты весел).

  • Указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил — и вдруг споткнулся).

  • Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть — работай вместе со всеми).

Кавычки

  • Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
  • Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  • Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

  • Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
  • Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

  • Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация — для размышления читателя.

Многоточие

  • Передаёт недосказанность, недоговорённость.
  • Отражает эмоциональную окраску речи — передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
  • Указывает на неполноту информации.
  • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, Их значения складывались в течение столетий

Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Вопросительный знак, Многоточие ставят,, Ставя восклицательный знак

Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.

Значение точки с запятой

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

Знаки препинания

знаки завершения ;

2) внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые знаками выделения.

Итак , без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

Знаки препинания 1

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ

Варианты вступлений к сочинению

«Для чего нужны знаки препинания».

  1. На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении №… (Но как он их преподносил! …) обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Восклицательный знак предаёт восхищение автора.
  2. Многие обнаруживают непонимание роли пунктуации в литературном языке и плохое знание и понимание пунктуационных правил…
  3. Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной жизни, недопустимо для человека любой профессии…
  4. Зачем нужна пунктуация? Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами для этого воспользоваться.
  5. В устной речи мы делаем расстановки, меняем голос, одни слова и предложения произносим с большим напряжением голоса, нежели другие. Всё это на письме изображается знаками препинания. Без них нельзя прочитать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств пишущего.
  6. Знаки препинания нужны в письменной речи, так как они способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть от другой. Также они выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему…
  7. Известно много случаев, когда только постановкой того или иного знака препинания можно показать, каков характер предложения или каковы взаимоотношения между частями предложения. Например: «Казнить, нельзя помиловать!», «Казнить нельзя, помиловать.»…

Варианты заключений к сочинению

«Для чего нужны знаки препинания».

  1. Таким образом, пунктуация занимает важное место в письменной речи, потому что подчёркивает, более точно выражает мысли и чувства пишущего.
  2. Таким образом, (следовательно) выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
  3. Так что знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.
  4. Итак, если бы знаки препинания отсутствовали в тексте, то разобраться в нём было бы невозможно…

Варианты заключений к сочинению 1

Давайте потренируемся!

Устное рассуждение о роли знаков препинания (1)

Без знаков препинания в письменной речи обойтись… Они выполняют разные функции:______________________________ . Знаки препинания помогают нам … .

Рассмотрим предложение № __ . В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это _____________знак препинания. Точка ________в тексте одно предложение от другого.

Обратим внимание на предложение № ___. В нём запятые выделяют… .

Итак, мы убедились, что знаки препинания… .

Устное рассуждение о роли знаков препинания (2)

Я считаю, что знаки препинания в письменной речи… . Пробовали ли вы когда-нибудь читать текст без знаков препинания? Для того чтобы понять его смысл, уйдёт очень много времени. Расставив же ______знаки препинания, вы без труда поймёте, что хотел передать нам автор. Разнообразные функции знаков препинания помогают нам _______.

Предложение № __ заканчивается точкой. Этот одиночный знак служит ____. Многоточие в предложении № __ не только_____ , но и ______ .

Устное рассуждение о роли знаков препинания (3)

Знаки препинания на письме … . Они не только помогают _____ смысл написанного, но и расставляют _____ в предложениях, передают ______ чувства. Знаки препинания выполняют разные функции: ____. Например, в предложении № __ присутствует уточняющий член предложения, который необходим для ____. В конце предложения как знак его завершения ставится______ . Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка ___ в тексте одно предложение от другого.

Устное рассуждение о роли знаков препинания  1

В ПОМОЩЬ ПИШУЩЕМУ СОЧИНЕНИЕ

«ЗАЧЕМ НУЖНА ПУНКТУАЦИЯ»

Мы очень часто говорим о том, что всякие правила о постановке запятых (двоеточия, тире, и т. д.) не очень-то нам и нужны, мы вполне могли бы обойтись и без них. Когда-то книги писались не то что без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего, как-то ведь их понимали. Но я думаю, что правила постановки знаков препинания (двоеточия, тире, и т. д.) нужно знать каждому, потому что они помогают организовать нашу речь, выделить в том, о чём мы пишем что-то самое главное, даже передать наши чувства.

Из курса грамматики мы знаем, что есть знаки препинания завершения, выделения, разделения. (Расскажи о функциях того знака препинания, о котором ты пишешь сочинение-рассуждение).

ИЛИ:

Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

ВОТ ПОДСКАЗКА:, ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ, МНОГОТОЧИЕ., ЗАПЯТЫЕ, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ,, ИХ РАЗГРАНИЧИВАЮТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФУНКЦИЙ:

При обращениях, вводных словах, обособленных членах предложения, междометиях, придаточных предложениях в сложноподчинённом эти знаки помогают выделить нужные слова и выражения, а однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных и в сложных бессоюзных эти же знаки служат для разделения.

!!! А теперь найди соответствующие задаче сочинения примеры из анализируемого текста, выпиши их и объясни, для чего они служат.

Оформи это примерно такими фразами:

В тексте NN запятые (тире, двоеточие и т.д,)

Также играют значительную роль. Например, в предложении: «………………» запятая разделяет однородные члены. А в другом предложении: «…….» этот знак препинания выделяет вводные слова.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЙ ВЫВОД!

Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания, правила их постановки нужны грамотному человеку, его письменная речь при правильном выборе нужного знака

будет понятнее, доступнее.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1.Знаки препинания

2 . Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)

3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

умели не только ставить, но и «читать»,

5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

знак пропущен

Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

 знаки препинания 1

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ – РАССУЖДЕНИЙ С 2.1.

1 образец

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении ( ) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении ( ) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы. Потому что они не только расставляют эмоциональные акценты. Но и помогают верно передать смысл предложения.

(121 слово)

Вступление.

Знаки, которые ставятся в письменной речи между словами или группами слов, называются знаками препинания. Они помогают понять смысловые взаимоотношения между частями и членами предложения. Без них нельзя читать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств автора.

Основная часть

В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания.

Запятые

(1)Например, в предложении №… запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения.

(2)Например, в предложении №… запятая разделяет однородные члены.

(3) Например, в предложении №… запятая отделяет простые в составе сложного.

(4) Например, в предложении №… она выделяет обособленное определение (вводное слово).

Точка

Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи.

(1)Например, в предложении №… точка обозначает конец предложения, не заключающего в себе ни прямого вопроса. Ни эмоционального оттенка.

(2)Например, в предложении №… точка обозначает конец предложения, в котором заключается описание (сообщение, рассуждение о чём-либо).

Многоточие

(1)Например, в предложении №… многоточие обозначает незаконченное высказывание.

(2)….указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.

(3)…указывает на то, что приводимое перечисление может быть продолжено.

(4)…ставится при перечислении слов с нераскрытым содержанием.

Вопросительный знак

Очень экспрессивный вопросительный знак.

(1)Например, в предложении №… вопросительный знак заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором.

(2)…в предложении №… вопросительный знак обозначает риторический вопрос, который не требует никакого ответа.

Восклицательный знак.

Очень экспрессивный восклицательный знак.

(1)Например, в предложении №… восклицательный знак передаёт восхищение (восторг) автора и придаёт предложению однозначный смысл. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте.

Тире

(1) Например, в предложении №… тире служит для сжатого, резкого и контрастного выражения мыслей.

(2)…в предложении №… автор выделил вставное предложение.

(3)…в предложении №… тире подчёркивает (уточняет0 смысловые отношения между членами предложения или предложениями.

Заключение.

Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.

2 образец

Текст для чтения

1) Отправляя письма в большой южный город Ростов, на конверте обязательно пишут: «Ростов-на-Дону», смутно догадываясь, что есть ещё где-то какой-то Ростов. 2) И не всем известно, что огромный южный Ростов – дитя в сравнении с незаметным, маленьким Ростовом северным.

3) Ростову на севере было двести лет, когда в устье Дона рубили первую избу. 4) Москва была деревенькой, когда Ростов называли не иначе как Ростовом Великим. 5) Город имел в своё время такую же славу, как Киев и Новгород. 6) Первый раз Ростов летописцами упомянут в 862 году – тысяча сто двадцать три года назад. 7) Представим эту глыбищу времени и, попытавшись, отмеряем тысячу с лишним лет не назад, а вперёд.8) Каждый год теперь рождаются новые города. 9) Вообразим: нынешняя Дубна, Комсомольск-на-Амуре, Ангарск простояли тысячу сто с лишним лет. 10) На Земле 3090 год… 11) Какой фантаст решится предсказать, что будет и чего не будет на Земле в то далёкое время? 12) Вот что такое тысяча лет. 13) Ростов преодолел эту толщу времени. 14) И мы с любопытством и восхищением разглядываем его как некий корабль, приплывший из страны с названием Древняя Русь.

15) Дорога из Москвы в Ростов такая же древняя, как её конечный пункт и как все маленькие городки, деревушки, монастыри и церкви, посаженные на ней, как драгоценный жемчуг на прочной нитке. 16) Как хороша ты (тут уж не задремлешь), старинная дорога в Ростов! 17) Маячат перелески в красках вечернего облака; ещё одна колоколенка скрылась за поворотом.

(По В.Пескову)

Образец сочинения-рассуждения

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.

Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».

В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16).

Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.

В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..

Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.

(180 слов)

3 образец

Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.

(как у мальчишки),

(Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек);

— В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.

(Хотя… посмел бы он?)

Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.

4 образец

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.

Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.

Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.

5 Образец

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

6 Образец, Зачем нужны запятые?

В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место.

Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонационно-смысловые отрезки, как простые предложения в составе сложного (например, предложения 1, 5, 6); однородные члены предложения (предложения 4, 5); обращения (предложение 8); обособленные члены предложения (предложения 16, 17); вводные словосочетания (предложения 20, 22, 23, 28).

Во-вторых, запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 3 («Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается») запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся в предложении; а запятая перед союзом но помогает установить отношения сопоставления между частями сложносочиненного предложения.

В-третьих, запятые служат для обозначения фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонационно-смысловой отрезок должен произноситься особо: с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложения, а запятая перед союзом но отражает спокойный, размеренный темп фразы.

Таким образом, мы видим, что запятые на самом деле играют важную роль: они передают строение предложения, его смысл и интонацию.

7 Образец, Зачем нужно двоеточие?

Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.

«Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.

Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить деланное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.

Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).

В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11).

Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.

Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

8 Образец

Зачем нужно тире?

Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.

Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.

Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).

Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».

Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.

9 Образец

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!

(лучше их цитировать)

Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.

Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.

10 образец

Для чего нужны знаки препинания.

Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?

Русская пунктуация очень значима и экспрессивна.

Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.

Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.

Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:

Дайте полные неба речные затоны,

В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,

Я в полях предвечерних травинки не трону,

Лишь помечу кой-где запятые…

Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.

Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.

11 образец

Сочинение-рассуждение на тему

«ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЯЗЫК»

Сочинение рассуждение на тему 1

Что такое язык?

Язык — это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, помогающая работе мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

коммуникативная.

Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.

(коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь)

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Коммуникативная функция

Язык – средство связи между людьми

Информативная функция

Язык – средство сообщения информации

Культурно-историческая функция

Язык – хранитель исторической памяти народа

Этническая функция

Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

Экспрессивная функция

Язык служит для передачи чувств и эмоций

Рефлексивная функция

Речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии

Познавательная функция языка, С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира.

В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми.

Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит «хранилищем» и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

Экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.

Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.

Материалы для сочинения

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей ,созданных разумом

и руками человека: радио, телефон, корабли, самолёты, ракеты… Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, -это ЯЗЫК .

У всех языков есть одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Без языка невозможны жизнь человека , людей, общества, развитие науки, техники, искусства.

В тексте … мы узнаём, что думал и чувствовал (назови имя героя или автора текста).

Посмотрим предложения №…

Всякий текст несёт в себе какую-то информацию. Читая …., я узнал о том,…, как будто сам побывал там. Таким образом, налицо информативная функция языка.

Автор пишет о том, что его волнует взволнованно, с личной заинтересованностью. Это рефлексивная функция, ведь речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии

Язык необходимо изучать, потому что он важнейшее средство общения во всех сферах жизни и деятельности человека с детства и до глубокой старости, это средство обучения основам всех наук, языку принадлежит роль главного хранителя знаний о людях, о мире.

Какова роль языка в жизни человека?, При ответе на вопрос опирайтесь на текст.

В слове заключена невидимая связь, которая передается через поколения. Духовный голос литературы, овеществленный в слове, не стареет. Кажется, как столетний мед, он набирает еще большую силу. Претерпев многие искушения, мы возвращаемся к слову, как к своему прародителю.

Работа со словом дисциплинирует чувства и дисциплинирует мышление. Я в своей работе чаще полагался на чувство, чем на мысль. Могу сослаться на Достоевского, который говорил, что мысль — это чувство. <…>

  • Для меня критик, владеющий словом, уже человек, имеющий собственное мнение. А что может быть дороже, чем собственное мнение, в нашем ремесле?

(По И. Залотусскому)

Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьем или дышим. В глубине 20 века, в которой мы находимся, слово «пользоваться» становится все более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалась до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. Сознание современного человека трещит, осложненное теперь еще экологическими проблемами. Но перестроиться всё еще не может. Воздух, вода, земля… какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.

Язык – тот же океан. Как бы ни были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Всего этого столько, сколько есть. Но – не больше.

( По А. Битову)

Систематическое использование на уроках русского языка предложенных приёмов даёт возможность научить девятиклассников написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Какова роль языка в жизни человека  1

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С 2.2.:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).