Проблема воспитания. По М.Е. Салтыкову-Щедрину

Сочинение

Сочинение по тексту:


Великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин в одной из своих сказок ставит проблему воспитания. Он считает, что достойный человек должен быть совестливым. Когда же следует формировать в человеке доброту и милосердие?

Великий сатирик в иносказательной форме рассказывает об исчезновении совести в душах людей. Мир испортился, он сделался населённым бессовестными, циничными сребролюбцами. Если «бедная» совесть попадала кому-нибудь в руки, случайный её владелец старался немедленно избавиться от неё как от опасного приобретения. Наконец, совесть сама попросила своего «хозяина» — бедного мещанина — поместить её в сердце младенца, чтобы он рос и чтобы совесть возрастала в нём. «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…», — делает заключение автор.

Главная мысль сатирика состоит в том, что формировать добрую душу в человеке нужно с младых ногтей; в противном случае совесть может не укорениться в его сердце.

Великий сатирик, конечно, прав, полагая, что именно детское сердце способно воспринять добро и укрепиться в нём. Подтвердим высказанную мысль примерами из литературных произведений. Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Строгий отец Петруши Гринёва, отправляя сына служить в Оренбургскую губернию, наставлял его «хранить честь». С детства он вложил в душу сына совесть и чувство долга. Во время пугачёвского бунта Пётр Гринёв проявил себя как человек, имеющий достоинство и свято исполняющий свой долг перед отечеством. Он отказался служить Пугачёву и не преступил клятвы, данной императрице.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «интеллектуальный» убийца Раскольников имел добрых и хороших родителей, вложивших в его душу совесть. И хотя герой отступает от принципов, в которых его воспитывали, и предаётся ложным идеям о сверхчеловеке, совесть не оставляет его и после совершенного преступления. Она толкает его в дом Мармеладовых, где он отдаёт последние деньги малолетним детям, а впоследствии исповедуется Соне, помогающей ему признаться в преступлении, покаяться и начать новую жизнь.

13 стр., 6038 слов

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, ...

... выражением его внутреннего ядра, духа! «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Так сказал Антон Павлович Чехов. Он великий классик, и его слова давно стали ... женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества. И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение свидетельствуют об изъянах характера, о ...

Итак, совесть, если она с детства заложена в человеческую душу, поможет ему подняться даже после чудовищного падения и стать полноценной нравственной личностью.


Текст М.Е. Салтыкова-Щедрина:


(1)Пропала совесть. (2)И никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (3)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякие душевные сомнения как рукой сняло: ничто не смущало людей, ничто не заставляло их задуматься. (6)И настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

(7)А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. (8)Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя. (9)Всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться

такое вопиющее безобразие. (10)И Бог знает, как долго пролежала бы таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропойца.

(11)И вдруг он почувствовал, что его пронзила словно электрическая струя. (12)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа.

(13)И кажется бедному пьянице вся его жизнь сплошным безобразным преступлением. (14)Но, увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения.

(15)— Батюшки! (16)Не могу! (17)Несносно! (18)Надо как-нибудь сбыть её, а то с ней пропадёшь, как собака! — думает жалкий пьяница и ищет, кому бы подбросить свою находку…

(19)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый Прохорыч. (20)Сначала он заглянул потихонечку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинёхонек дремлет за стойкой, в одно мгновение растворил дверь, вбежал, и прежде, нежели Прохорыч успел опомниться, ужасная находка уже лежала у него в руке…

(21)Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами, потом вдруг весь вспотел. (22)— А ведь скверно спаивать бедный народ! — шептала проснувшаяся совесть.

(23)— Жена! Арина Ивановна! — вскричал он вне себя от испуга. (24)Прибежала Арина Ивановна, но как только увидала, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом закричала: «Караул! Батюшки! Грабят!» (25)Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи…

9 стр., 4216 слов

Образ героя в прозе З. Прилепина (на материале романов «Патологии», ...

... в свет первых произведений Прилепина его персонажи были восприняты как «новые герои», «герои нашего времени», наследники образов социалистов прозы Максима ... «корней» и рода. Все они - от «Греха», «Патологий», «Санькя» до «Восьмерки», «Ботинок, полных горячей водки», «Черной обезьяны» и ... выше смерти» [Там же, с. 309]. Причина, по которой Егор оказался на войне, очевидна: критические обстоятельства ...

(26)Следующий день, как нарочно, был базарный. (27)Служебным долгом квартального надзирателя Ловца было наблюдение за порядком. (28)Он, стало быть, и отправился на базар исполнять свой долг. (29)Этому-то мздоимцу ловко подкинула Арина Ивановна совесть в карман его пальто.

(30)Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. (31)Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. (32)Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли всё, что попадалось по дороге. (33)Словом сказать, был лихоимец и взяточник порядочный.

(34)И вдруг этого самого человека начало коробить. (35)Подошёл к одному возу, хочет запустить лапу — лапа не поднимается. (36)Подошёл к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти — о, ужас! — руки опускаются! (37)Увидел нищего мужика на дороге, дал ему подаяние.

(38)— Это за что же, Фофан Фофаныч?

(39)— А за мою прежнюю обиду, друг! Прости меня, Христа ради! (40)— Ну, Бог тебя простит!

(41)Таким образом обошёл он весь базар и раздал все деньги, какие у него были. (42)Так и вернулся Ловец домой без добычи. (43)А жена ему: «Куда кульки девал?» (44)Он ей в ответ: «Перед лицом моей совести свидетельствую…»

(45)«Ну, так и обедай со своей совестью, а у меня для тебя нет обеда!» — решила Ловчиха. (46)Вскоре поняла она, что Ловцу её круто пришлось. (47)Раздела она его, уложила в постель и напоила горяченьким. (48)Призадумалась. (49)Только через четверть часа пошла она в переднюю и думает: «А посмотрю-ка я у него в пальто, может, найдутся в карманах какие-нибудь грошики?» (50)Обшарила она один карман, другой — нашла какую-то грязную, замасленную бумажку. (51)Как развернула эту бумажку — так и ахнула!

(52)И стала придумывать, кому бы ей эту совесть сбыть…

(53)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (54)Наконец наскучило ей самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях да без пристанища. (55)Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, бедному мещанину:

(56)— За что вы меня тираните? (57)За что помыкаете мной?

(58)— Что же с тобой делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? — спросил в свою очередь мещанин.

(59)— А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое дитя, раствори ты предо мной его чистое сердце и схорони меня в нём! (60)Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается!

(61)По этому её слову так всё и сделалось. (62)Отыскал мещанин дитя, растворил его чистое сердце и схоронил в нём совесть.

(63)Растёт дитя, а вместе с ним растёт и совесть. (64)И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. (65)И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

(По М.Е. Салтыкову-Щедрину)