Манилов в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Сочинение

Манилов — это первый помещик, которого посещает Павел Чичиков с целью покупки «мертвых душ». Это выдающийся, яркий образ из галереи образов других помещиков.

Внешность у героя не имела чего-то запоминающегося, кроме излишней приторности и сладости, которую передавали глаза героя. Его улыбка была особенно притягательной. Он был средних лет, белокурый и голубоглазый. Внешность героя не является главным для автора.

Манилов не очень любит общаться. Герой больше времени проводит в своих мечтах, мыслях.

Манилов был женат примерно 8 лет, но он относился к своей жене с прежней нежностью и лаской. Он часто употребляет в речи уменьшительно-ласкательные слова, в том числе и по отношению к супруге. Манилов мог в течение дня приносить ей лакомства с нежными словами. У них было двое сыновей, у которых были очень причудливые имена.

Манилов раньше служил в армии, но уже давно вышел в отставку. С тех пор герой не имеет какого-то особенного занятия. Его повседневная жизнь отличается безмятежностью, беззаботностью. Весь его дом говорит об этих свойствах героя.

В его кабинете уже второй год лежит книга, открытая на 14 странице. Этот пример подтверждает тот факт, что Манилов не заботился о собственном умственном, нравственном развитии. Герою не хватило ткани, чтобы обить два кресла, поэтому он покрыл их рогожей. С этого момента прошло много времени, но герой не исправил эту проблему, потому что ему это в тягость.

Его слуги ведут себя непорядочно по отношению к хозяину, который не контролирует их. Они воруют, пьянствуют, а кухарка и вовсе нерационально расходует продукты. Манилов также не ведет учет своих крепостных. Он не знает, сколько из них живы, а сколько погибли. Все это говорит о равнодушии героя к его поместью.

Все люди в округе считают Манилова приятным, обходительным и легким в общении человеком. Его общение с Чичиковым тоже проходит в таком же русле. Манилов очень обходителен с героем, говорит с ним нежно и ласково. Манилов хочет сделать каждому своему гостю приятное. Это желание настолько сильно в нем, что он отдал свои «мертвые души» Чичикову бесплатно, а также взял все заботы о регистрации сделки на свои плечи.

По мнению автора, Манилов еще может исправиться и наладить свою жизнь, ведь все еще в его руках. Однако, герою это не нужно, и он, скорее всего, продолжает жить по-прежнему.

Образ Манилова — это образ медлительного, задумчивого, романтичного человека.

Сочинение 2

Описывая Манилова, Гоголь постоянно подчеркивает: персонаж этот, по сути, — никакой. Манилов никакой настолько, что создание его портрета Гоголь считает крайне трудной задачей. Он из тех людей, которые «ни то не се», ни рыба ни мясо: «один только бог разве мог сказать, какой был характер Манилова».

1 стр., 457 слов

Жизнь Печорина и дневник героя (по роману «Герой нашего времени» ...

... позволяющий более глубоко раскрыть личность Григория Печорина. В описании контрабандистов присутствуют склонности и ... или иным персонажам. К примеру, в дневниках так описывается драгунский капитан: «он пожелтел, ... душа главного героя. Сами его действия не привносят ничего нового в его образ, зато размышления ... для происходящего, он участник развития сюжета. Герой любуется красотой природы, находит в ней ...

Внешне Манилов выглядит представительно, приятно: видный мужчина, белокурый, голубоглазый. Однако стоит чуть присмотреться — и вот уже обнаруживается в его облике и характере слащавость: «чересчур … передано сахару», по выражению Гоголя.

Ну, казалось бы, ладно – пускай Манилов был абсолютно никакой. Пусть его главный недостаток в том и заключался. Пусть он был слащавый, приторный в общении и только этим хоть немного как будто выделялся. Пусть. Он был таким, каких много. Он — такой, как все. Только тогда зачем же Гоголю понадобилось вводить его в поэму? Чем Манилов заслужил это? Ведь неспроста же помещик Манилов удостоился чести быть включенным в число главных героев «Мертвых душ»?

Конечно же, все это не просто так. Подчеркивая размазанность, неопределенность характера Манилова, Гоголь словно отсылает читателя к Библии: «Знаю твои дела: ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» (Откровение 3, 14; 3,15).

Вот такой и выходит Манилов: ни холодный, ни горячий, а теплый («ни в городе Богдан ни в селе Селифан», «черт знает что такое», человек, способный на любого нагнать смертельную скуку, зато воспитанный, обходительный, располагающий к себе в самом начале беседы, но способный затянуть общение и быстро надоедающий).

А когда нет вокруг собеседников — т.е. большую часть времени, — молчаливый, склонный впадать в оцепенение и задумчивость («тоже разве богу было известно», о чем он думает), Манилов погружается в себя. Он живет в воображаемом мире. Он способен читать одну и ту же книжку два года, а вернее – он ее не читает, но она постоянно лежит у него в кабинете, заложенная на одной из первых страниц.

Чичиков приезжает в имение Манилова за мертвыми душами, но самая мертвая душа в этом имении – это сам Манилов. Вот и вокруг него все кажется каким-то замершим, застывшим, мертвым, неестественным. Во всем – манерность и вычурность. Манерность присутствует в обращении супругов Маниловых между собой и в их обращении с собственными детьми. И даже имена детей — Фемистоклос и Алкид — говорят сами за себя. (Это опять к вопросу о мертвой душе Манилова и о мертвой атмосфере в его семье: налицо тяга к древним, т.е. мертвым, языкам).

Для Манилова важны этикет, церемонии, ритуалы. Причем он сильно перебарщивает со всем этим. В этой связи Гоголь описывает несколько комических ситуаций. Одна из них: Чичиков и Манилов топчутся у дверей гостиной и не могут войти в нее, т.к. каждый из них не соглашается пройти первым, а только после другого.

4 стр., 1865 слов

ПО ЛИТЕРАТУРЕ : ГОГОЛЬ «ОБРАЗ ЧИЧИКОВА»

... Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова ... мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так ... общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления ...

Вот такой он — Манилов. Любезный, церемонный, мило улыбающийся, ведущий бесконечные разговоры ни о чем, думающий и мечтающий — тоже ни о чем. Абсолютно пустой человек.

Сочинение 3

Одним из ярких персонажей галереи помещиков, изображённых Гоголем в романе «Мёртвые души», является Манилов. Этот герой обладает приятными чертами лица. У него белокурые волосы, заманчивая улыбка. Голубые глаза, «сладкие, как сахар», он прищуривает всякий раз, когда смеётся. Впрочем, некоторая приторная слащавость прослеживается и в остальных чертах его видной внешности.

Точный возраст Манилова автор не указывает. Но известно, что он ещё непожилой мужчина. Раньше был офицером. Вышел в отставку. Женился и счастлив в браке с супругой Лизанькой. Имеет двоих сыновей – Фемистоклюса и Алкида. От прежней армейской жизни у него осталась только привычка курить трубку.

Среди офицеров слыл скромным, деликатным, образованным человеком. Став помещиком, старался поддерживать такое же впечатление окружающих о своей персоне. Например, в кабинете Манилова постоянно лежала на столе какая-то книга. Правда, за два года он сумел прочитать из неё лишь четырнадцать страниц.

Много говорить этот герой не любит. Предпочитает предаваться размышлениям и фантазированию. Его фантазии совершенно оторваны от реальности. Он частенько мечтает о строительстве подземного хода от собственного дома или каменного моста через пруд, на котором бы торговали в лавках разным мелким товаром купцы. И его абсолютно не смущает, что пруд покрылся зеленью и вскоре превратится в болото.

Всегда рад гостям и радушно их принимает. Однако длительное общение с ним вызывает смертельную скуку у собеседников, поскольку он избегает споров, со всеми соглашается и пытается добиться расположения. К примеру, он восхищается Чичиковым, щедро расточает ему комплименты. Надеясь укрепить с ним дружбу, за «мёртвые души» не берёт ни гроша и даже хочет покрыть расходы на оформление купчей.

Размеренное однообразное бездеятельное существование вполне устраивает Манилова. Его не волнует, что в каждой комнате дома чего-то недостаёт. Состоянием хозяйства он не интересуется, не подсчитывает доходы и убытки. Не знает, сколько у него умерло крепостных. Не умеет управлять подчинёнными, но к крестьянам относится хорошо. А вот они злоупотребляют его добротой: пьянствуют, обворовывают. Прислуга иногда спит до полудня и не сильно утруждается, выполняя ту или иную работу.

Кругозор героя ограничен, а духовный мир скуден. Ни по какому вопросу у него нет личного мнения и чётких убеждений. Он не разбирается в людях.

Характеристика Манилова 4

Мягкость и доброта — особенные черты характера, обладатель которых нередко оказывается замечательным человеком, к которому тянутся все, кто его окружает. Но если этими качествами человек наделен в избытке, он становится бесхарактерным, пустым. Эту проблему Н.В.Гоголь затрагивает в своей поэме «Мёртвые души», раскрывая её в образе помещика Манилова.

Несмотря на стремление писателя обличить в своём произведении пороки русских помещиков, Манилов предстаёт перед читателем вежливым, обходительным хозяином: «…в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»…». Создаётся хорошее впечатление о данном персонаже и при описании его семьи, где царит уют, взаимопонимание и поддержка. Близкие Манилова всегда находят в нём участие, учителя его сыновей с благодарностью и восхищением отзываются о добром помещике.

8 стр., 3588 слов

Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Гоголя «Мертвые души»)

... умеет подстроиться под любого человека, чтобы достичь свою главную цель – собственное благополучие. Наша задача понять, как проявляется характер Николая Чичикова в общении с Маниловым, Коробочкой и помещиками. 1 Характер Чичикова в общении с Маниловым Манилов – «весьма обходительный» помещик, о котором уже известно ...

Однако при обращении к эпизодам, где Н.В.Гоголь иллюстрирует устройство быта в имении Манилова, становится ясно, что мягкость характера способна действовать против него. Это отражается в обустройстве сада, усадьбы, где «всегда чего-нибудь не хватает». Автор отмечает также отсутствие заинтересованности помещика в ведении собственного хозяйства, из-за чего оно не приносит ему достаточного дохода: крестьяне пьянствуют и ленятся. Проявляет апатию к жизни и сам Манилов, предпочитающий вести размеренный образ жизни, проводить всё своё время в мечтаниях, которые, по замечанию писателя, «лишены задора». С первого взгляда кажется, что этот вежливый помещик никому не причиняет вреда, но вместе с тем он не приносит и пользы, в то время как Н.В.Гоголь был убеждён, что каждый человек в силах сделать что-то фундаментальное, важное, то, что принесёт пользу его собственной родине. Но, к сожалению, даже благородные по своей натуре люди не способны были предпринять усилия для повышения благосостояния страны: им мешала лень и мягкость характера.

Итак, мы понимаем, что в характере Манилова раскрывается собирательный образ каждого помещика, бесцельно живущего на земле. Такие люди о многом мечтают, но из-за отсутствия внутренней основы, стержня, столь необходимого для свершения великих дел, они бездействуют. Можно сделать вывод, что лень и апатия, присущие Манилову — это не меньший порок, чем те, которыми обладали другие помещики в произведении, ведь подвергаясь его соблазну, человек попусту растрачивает свою единственную жизнь.

`

Манилов в произведении Мертвые души

Популярные сочинения

  • Все люди условно делятся на два типа: живущие «головой» и живущие «сердцем». Считается, что люди, живущие «головой», при совершении тех или иных поступков руководствуются разумом. А живущие «сердцем» руководствуются только чувствами.

  • Наверное, в мире не найдется ни одного любителя морских красот, который бы не был знаком с творчеством И.Айвазовского.

  • Осень – самое, пожалуй, яркое время года! Да, солнечные лучи уже греют не так, как летом, но в ясный день они придают природе особое очарование калейдоскопа цветов и оттенков.