Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 главы поэмы Гоголя «Мертвые души»)

Сочинение
  • Гоголь
  • Отношение Манилова к просьбе Чичикова

Манилов – беспечный мечтатель. В его образе присутствуют не самые приятные человеческие качества. Он слащав, сентиментален, ведет праздный образ жизни, создает невероятные проекты, которые не имеют смысла для реально жизни. Однако, он имеет приятную внешность. Одна из его мечт – дружеские отношения с Чичиковым. В жизни Манилова присутствует много иллюзии, которые создают для него комфортную для жизни обстановку.

Чичиков по приезду к Манилову знакомится с его семьей. Он очень проницательно определяет характер Манилова и сразу понимает тактику поведения с ним. Он подстраивается под его манеру поведения и ведет себя с ним очень любезно и обходительно. Даже слишком.

Манилов обожает окружающих его жителей города и обстановку в самом городе. Чичиков поддерживает. Они с большим уважением обсуждают губернатора и не скупятся на комплименты друг для друга.

Они переходят к обеду и после него уединяются в кабинет Манилова для обсуждения вопроса, ради которого Чичиков приехал. Манилов не ожидал услышать от него просьба и был в растерянности.

Манилов слаб на слух и далек от современной жизни. Он был крайне удивлен словосочетанию «мертвые души».

Автор специально проводит размытые границы между живыми и мертвыми, что помогает читателю лучше понять смысл происходящего. Манилову это предложение кажется необычным, будто особая миссия. Манилов не занимался хозяйствованием и правлением, поэтому даже не представляет реальной ситуации с количеством крестьян, находящихся в его подчинении. Гоголь смеется над некомпетентностью Манилова, которые практически не понимает, о чем идет речь. Чичиков умело успокаивает его продуманным планом. Манилов доверяет ему и не разобравшись до конца, дарит ему своих крестьян.

Другие сочинения: ← Главная и основная мысль книги Ночь перед Рождеством↑ ГогольПоступки городничего в комедии Ревизор →

Как проявляется характер Чичикова в общении

С поэмой «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя знакомится каждый школьник. Очень важно понять произведение в литературе, прочувствовать каждого героя, понять его внутренний мир и характер. Именно это и является важным при изучении «Мертвых душ».

Главным героем является Павел Иванович, о детстве и юности которого мы узнаем в самом начале. Автор поэмы представил главного героя безликим и без своего голоса, словно хамелеона. Персонаж умеет подстроиться под любого человека, чтобы достичь свою главную цель – собственное благополучие.

2 стр., 542 слов

Сочинение зависит ли успех в жизни человека от его характера

... Здесь и отличная работа, и удача в достижении результата, и международное признание. ` Успех Популярные сочинения Испокон веков книги играли очень важную роль в жизни людей. Раньше книги были везде. Они ... мальчик увлёкся чтением. И с 7 лет в Пушкине начал развиваться его талант. Высокий уровень образования и требований в Царскосельском лицее дали будущему поэту то, что ...

Наша задача понять, как проявляется характер Николая Чичикова в общении с Маниловым, Коробочкой и помещиками.

1

Характер Чичикова в общении с Маниловым

Манилов – «весьма обходительный» помещик, о котором уже известно в первой главе поэмы. У него «сладкие, как сахар» глаза. Манилов встретил Чичикова с улыбкой. Тон его был сладок, но сладко фальшив, как и его улыбка, которая хоть немного красила его серые будни.

Сладкий голос Манилова – это лишь способ угодить гостю. Чичиков с легкостью ведет разговор с Маниловым об интересующей его цели, но Манилов застал его врасплох вопросом «Для чего это все вам нужно?».

Несмотря на сноровку Чичикова по расположению к себе людей, такого хода беседы он не ожидал, поэтому оба и сидели с отрытыми ртами. Чичиков опомнился и уверил своего собеседника, что сделка легальна, и он был прав.

Чичиков убедил Манилова, что эта сделка окажется огромной честью, после чего Манилов сразу же согласился. Чичиков произнес свою сладкую речь с благодарностями и ушел, раздумывая над новыми мифами и выгодности продажи мертвых душ.

2

Характер Чичикова в общении с Коробочкой

Коробочка – старая хозяйственная женщина, но ограничена и закрыта для других людей. Поэтому, чтобы сделка состоялась, Чичиков старается понять своего собеседника.

Так он начинает вживаться в образ Коробочки и понимает, что комплименты на нее не действуют, как на Манилова, и говорит с ней только по делу.

Чичиков был недоволен ее любопытностью, ведь она даже не знала, что мертвые души можно купить или продать. Коробочка оказалась жадной, и она выбрала деньги.

Ноздрев – непредсказуемый человек, не контролирует себя. Придя в гости, Чичикова Ноздрев знакомит со своим хозяйством, начиная с конюшни. Чичиков воспринял это как явное хвастовство, и отношение к нему сложилось отрицательное. Помещик не уделил внимание обеду и лишь в 5 часов они сели за стол.

Далее следует выпивка, ссора между собеседниками. Затем они начинают играть в шашки на души. Ноздрев проиграл, и не признав этого начинает драку с Чичиковым. Чичиков спасается бегством. Убегая, Чичиков не может понять, зачем доверился этому аферисту.

Но одно их объединяло – они оба действуют ради корыстных целей.

4

Характер Чичикова в общении с Собакевичем

Собакевич – грубый, способен на ругательства, любит деньги. Поэтому уже в начале обеда у них возник спор насчет стола у губернатора. Далее Чичиков заявляет о своей цели, но начал говорить как-то издалека.

Он рассказывает о существующем законе, но понимает, что говорить с Собакевичем по-простому не получится. Поэтому он начинает говорить дипломатично, с некой официальностью.

Даже слово «мертвые» души Чичиков заменяет на «несуществующие», чтобы придать мягкость и не акцентировать на этом внимание Собакевича.

5

Характер Чичикова в общении с Плюшкиным

Плюшкин – духовно запущенный человек, достаточно скупой. Чичиков сразу возвращает в действие любезность и начинает угождать помещику, называя его «почтенным, добрым стариком». Однако Плюшкин не любезен к гостю, не приветлив и даже не пригласил его к столу.

Чичиков в мыслях радуется, что «перехватил Ватрушку у Собакевича». Интересуясь душами Плюшкина, Чичиков ссылается на своего приятеля, но в мыслях язвительно смеется, потому что покупал их для самого себя. Уходя от Плюшкина, в мыслях он радуется удачной сделке.

Внутренний мир Чичикова так и остался для нас неизвестным. Он нигде не повторился. Он словно профессиональный актер и психолог, который умело располагает к себе людей. Ноздрева он так и не смог расположить к себе, потому что сам не является грубым, для него это чуждо.

Чичиков готов притворяться, ради своей выгоды. Этому его научили еще с детства. Поэма «Мертвые души» заслуживает нашего внимания, столько жизненных примеров представлены на ее страницах. Стоит только раздумывать, о чем бы мы узнали во втором томе, если бы он сохранился.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-proyavlyaetsya-harakter-chichikova-v-obshhenii

Мечты Манилова

Выясняется в ходе разговора, что помещик этот даже не имеет представления о количестве умерших у него крестьян. Для него есть более важные дела, чем ведение хозяйства. Он мечтает о строительстве через речку большого моста, на котором будут продавать для крестьян всякую мелочь купцы. У Манилова есть желание облегчить участь крепостного, но забота о нем на практике никак не реализовывается. Чичикову поэтому так и не удалось выяснить количество мертвых душ у этого человека. Но это его не останавливает.

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Пересказ по главам с цитатами из текста. Глава 2. Чичиков у Манилова , Чичиков у Манилова. Иллюстрация художника С.С. Соломко.

Чичиков у Манилова.

Чичиков решил съездить к Манилову и Собакевичу, которым обещал это.

Автор знакомит читателей со слугами Чичикова.

«…похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник».

Далее автор хотел описать кучер Селифана, но заметил, как не хотят люди знакомиться с низшим сословием, а только с тем, «…который бы хотя одним чином был его повыше, и шапочное знакомство с графем или князем для него лучше всяких тесных дружеских отношений.»

Утром Чичиков выехал к Манилову. Вот и Маниловка. Дом помещика стоял на юру, на возвышении, открытом всем ветрам. «…были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины.

: «Храм уединенного размышления»

На крыльце дома встречал хозяин. «По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.»

Лирическое отступление.

Гораздо легче изображать характеры большого размера ; там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза, нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей , — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Далее автор описывает Манилова. «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.»

чересчур было передано сахару

«В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

У каждого человека есть какой-то «задор»: кто-то люби собак, кто-то музыку, кто-то любит пообедать и т.д. «У Манилова ничего не было».

Дома говорил он мало, в основном размышлял и думал.

Отношение к делам, хозяйств, Он мечтал:

« В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»

В доме его чего-нибудь вечно недоставало, В иной комнате и вовсе не было мебели, На столе мог появиться, Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку.»

«… они были, то что говорится, счастливы ».

« А хорошее воспитание, как известно, получается в пансионах.

А в пансионах, как известно,

три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей:

» Автор с иронией говорит о разных методах в пансионах : «В других пансионах бывает таким образом, что прежде фортепьяно, потом французский язык, а там уже хозяйственная часть. А иногда бывает и так, что прежде хозяйственная часть, то есть вязание сюрпризов, потом французский язык, а там уже фортепьяно.» То есть везде всё одинаково.

На домашние же проблемы внимание не уделялось.

Чичиков и Манилов пытались пропустить вперёд друг друга: «..стояли уже несколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперед…Наконец оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга.»

«общество самое обходительное».

«препочтеннейший и прелюбезнейший человек»,

«все оказались самыми достойными людьми.»

Чичиков узнал, что Манилов в основном живёт в деревне, в город ездит редко, чтобы «увидеться с образованными людьми.» Он сетует, что в дерене не с кем поговорить «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…», что у него нет друга.

«Не имей денег, имей хороших людей для обращения» .

«ничтожный человек, и больше ничего».

Манилов: «…я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!..»

Фемистоклюс ,

Чичиков отметил, что

«в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности .» Манилов, довольный, отметил. что мечтает, что сын будет посланником. Младшего сына тоже звали необычно– Алкид, на греческий манер.

Сыновья совершенно не умели вести себя за столом: старший укусил за ухо младшего, оба ели неаккуратно.

«неизъяснимых даже для обширного ума.»

«проводившим очень покойную жизнь».

«хотел бы купить крестьян…».

«Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут.»

Чичиков продолжил: «…я бы желал знать, можете ли вы мне таковых, не живых в действительности, но живых относительно законной формы, передать, уступить или как вам заблагорассудится лучше?»

«для красоты слога».

: «…обязанность для меня дело священное, закон — я немею пред законом.

«не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России»

Чичиков очень обрадовался, наговорил массу благодарностей, то Манилов оказал огромную услугу человеку

« без племени и роду

« Да и действительно, чего не потерпел я? как барка какая-нибудь среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за что? за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!.»

Далее Чичиков попрощался, узнал, как проехать к Собакевичу.

«небольшое удовольствие».

Далее он снова стал мечтать: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах».

Он вспоминал о странной просьбе Чичикова и никак не мог понять её.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Источник:

Критический реализм Гоголя

В русской литературе с появлением сатирических произведений, созданных этим автором, укрепляется в то время в реалистической литературе критическое направление. Гоголевский реализм насыщен бичующей, обличительной силой — в этом его главное отличие от современников и предшественников. Художественный метод писателя получил соответствующее название. Он именуется критическим реализмом. У Гоголя новым является заострение основных черт характера персонажей. Гипербола становится его излюбленным приемом. Это усиливающее впечатление преувеличенное изображение основных черт.

Смотреть галерею

Отношение Чичикова к Манилову. Поэма Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – признанный классик русской литературы. А величайшие имена в ней так или иначе связаны с новаторством. В этом смысле Николай Васильевич не исключение.

Например, произведение “Мертвые души” он назвал поэмой, хотя оно написано прозой, а не стихами. Этим он подчеркнул особую значимость своего творения.

Поэма, напомним, – это лироэпическое объемное произведение, которое отличается широким охватом представленных событий, а также глубиной содержания. Однако этим не ограничивается новаторство Гоголя.

Критический реализм Гоголя

В русской литературе с появлением сатирических произведений, созданных этим автором, укрепляется в то время в реалистической литературе критическое направление. Гоголевский реализм насыщен бичующей, обличительной силой – в этом его главное отличие от современников и предшественников.

Художественный метод писателя получил соответствующее название. Он именуется критическим реализмом. У Гоголя новым является заострение основных черт характера персонажей. Гипербола становится его излюбленным приемом. Это усиливающее впечатление преувеличенное изображение основных черт.

Глава о Манилове в ряду других глав о помещиках

Прежде чем рассмотреть отношение Чичикова к Манилову, кратко опишем структуру произведения, роль в нем этих двух персонажей. Главы о помещиках – важная составная часть поэмы. Им уделено более половины объема первого тома.

Гоголь расположил их в порядке, который является строго продуманным: сначала – Манилов, расточительный мечтатель, которого сменяет бережливая хозяйка Коробочка; последней противопоставлен Ноздрев, пройдоха, разорившийся помещик; после этого снова следует поворот к помещику-кулаку – хозяйственному Собакевичу.

Замыкает галерею Плюшкин – скряга, воплощающий собой крайнюю степень вырождения этого класса.

Приемы, которые использует автор

Мы замечаем, читая произведение, что автор повторяет приемы в изображении каждого из помещиков. Сначала идет описание деревни, дома, внешнего вида того или иного героя. После этого следует рассказ о том, как отнесся он к предложению Чичикова.

Затем идет изображение отношения этого героя к каждому из помещиков и, наконец, сцена купли-продажи. И это не случайно. Замкнутый круг приемов создан автором для того, чтобы показать отсталость, консерватизм провинциальной жизни, ограниченность и замкнутость помещиков.

Он подчеркивает умирание и застой.

Характеристика Чичикова, его отношение к Манилову

Чичиков чуть ли не до последней главы произведения остается для читателя незнакомцем. Главный герой на протяжении книги о себе ничего не говорит.

Деятельность этого человека разворачивается только вокруг покупки мертвых душ. Создается ощущение, что и его самого можно причислить к ним. Другие персонажи тоже пополняют этот ряд.

Человеческую природу по-своему искажает каждый из них, что отражается в поэме “Мертвые души”.

Образ Чичикова принадлежит к типу “среднего человека”. Страсть к наживе заменяет ему все остальное. К помещикам он относится соответственно их поведению по отношению к сделке. Главное для него – заполучить мертвые души.

К тем, кто без труда предоставляет ему такую возможность, он относится с благодарностью. Это мы увидим на примере Манилова (“Мертвые души”).

Образ Чичикова в соответствии с гоголевской традицией гиперболически изображает одну главную черту. В его случае это страсть к наживе.

Совершая преступление, Чичиков должен быть тонким психологом и физиономистом. Однако он видит в героях лишь частное, которое Гоголь стремится возвести к общему, родовому. То, что обобщает образы, – это уже авторская характеристика.

Отношение Чичикова к Манилову, как и к другим помещикам, целиком строится на степени удачности деловых отношений.

Образ Манилова

О Манилове, учтивом и “весьма обходительном” помещике, мы узнаем из первой главы “Мертвых душ”. В ней автор изображает внешность этого героя, подчеркивая его глаза, “сладкие, как сахар”.

Проявляется характер Манилова в особой манере разговора, в использовании деликатнейших речевых оборотов.

Незнание этим героем людей, его прекраснодушие выявляются, когда он дает оценку городским чиновникам как “прелюбезнейшим” и “препочтеннейшим” людям. Такова характеристика Манилова.

Гоголь шаг за шагом неумолимо обличает пошлость этого человека. Сатира сменяет иронию. Дети этого помещика (Фемистоклюс и Алкид) названы в честь древнегреческих полководцев для того, чтобы показать, что их родители образованны.

Манилов слезливо благодушен, лишен настоящих чувств и живой мысли. Сам этот помещик является мертвой душой, обреченной на уничтожение подобно всему самодержавно-крепостническому строю нашей страны того времени. Социально опасны, вредны “маниловы”.

От их хозяйствования можно ожидать самых печальных экономических последствий.

Два облика Манилова

Каково же отношение Чичикова к Манилову? Он знакомится с этим на первый взгляд приятным человеком на губернаторском балу. Главный герой сразу же получает от него приглашение посетить его имение – Маниловку. После этого происходит встреча Чичикова с Маниловым в деревне.

Первое впечатление главного героя: это славный малый. Однако впоследствии характеристика помещика меняется. Мы смотрим на него уже глазами Гоголя, который говорит, что он “ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. Скрываются за внешней слащавостью этого человека, как мы видим, эгоизм и черствость, что выявляет авторская характеристика Манилова.

Помещик занят лишь своей собственной персоной. Он совсем не следит за хозяйством. Делами заведуют ключница и приказчик, в хозяйстве его процветает воровство. Ничем особенно не интересуется этот персонаж. Досуг его полностью занят несбыточными мечтами и пустыми размышлениями. Он говорит очень мало, и непонятно, что у него на уме.

Всегда на столе этого помещика находилась книжка, которая была заложена на одной странице. Незавершенность царила даже в обстановке его дома. В течение многих лет часть кресел стояла, обитая рогожей, недоставало мебели в некоторых комнатах. Это раскрывает характер помещика как нельзя лучше. Манилов – скорее собирательный образ, а не конкретное лицо.

Он представляет собой помещиков, принадлежащих к николаевской эпохе.

Кабинет Манилова

Продолжим анализ эпизода “Чичиков у Манилова”. После долгого обеда с многочисленными комплиментами в адрес посетителя и хозяев общение переходит в следующую стадию. Чичиков приступает к деловому предложению.

Описание кабинета Манилова показывает, насколько тот на самом деле не расположен к какой бы то ни было трудовой деятельности. Кресло, четыре стула, стены выкрашены серой или голубой краской. Но всего больше табака.

Он располагается в разных углах кабинета в различных видах. Всюду царят запустение и беспорядок.

Мечты Манилова

Выясняется в ходе разговора, что помещик этот даже не имеет представления о количестве умерших у него крестьян. Для него есть более важные дела, чем ведение хозяйства.

Он мечтает о строительстве через речку большого моста, на котором будут продавать для крестьян всякую мелочь купцы. У Манилова есть желание облегчить участь крепостного, но забота о нем на практике никак не реализовывается.

Чичикову поэтому так и не удалось выяснить количество мертвых душ у этого человека. Но это его не останавливает.

Кабинет Манилова

Продолжим анализ эпизода «Чичиков у Манилова». После долгого обеда с многочисленными комплиментами в адрес посетителя и хозяев общение переходит в следующую стадию. Чичиков приступает к деловому предложению. Описание кабинета Манилова показывает, насколько тот на самом деле не расположен к какой бы то ни было трудовой деятельности. Кресло, четыре стула, стены выкрашены серой или голубой краской. Но всего больше табака. Он располагается в разных углах кабинета в различных видах. Всюду царят запустение и беспорядок.

Вещи вокруг помещика

Все предметы, окружающие хозяина, говорят о его неприспособленности, оторванности от действительности.

Дом.

Здание стоит на ветру, на возвышенности без деревьев. Вокруг жидкие кроны берез, которые автор называет верхушками. Символ России теряет свою природную привлекательность.

Пруд.

Поверхность воды не видна. Она заросла ряской, больше схожа с болотом.

Беседка.

Название места отдыха господина «Храм уединенного размышления». Здесь должно быть уютно, но нет ни слова об этом. Запущенная постройка.

В одной из комнат уже 8 лет нет мебели, пустота в барском доме не из-за отсутствия средств, а от лени и бесхозяйственности господ.

Помещик Манилов – единственный, кто не продал, а отдал мертвых душ. Он настолько непрактичен, что берет на себя расходы по оформлению покупки. Но в этом вся суть помещика: бессмысленное подхалимство перед любым человеком, будь это даже преступник или подлец.