Исследование. Народные приметы, Амулеты и талисманы

Сочинение

Что такое «русские суеверия»? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных нам поговорках, присловьях, приметах, действиях. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим — «Не было печали, да черти накачали», а, совершив необдуманный поступок — «Черт попутал». Человек,потерявший нужную вещь, нередко призывает: «Черт, черт, поиграй да отдай!» — почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более не всегда веря в существование черта, играющего похищенными вещами. В одной из книг Н.М Карамзина, посвященных жизни русской провинции середины XIX века, упоминается множество примет, которые издавна «в ходу по всей земле русской». «Приметы общи не только низшим слоям нашего общества, но и среднему его кругу», — констатирует автор, приводя как вполне актуальные для XIX века наблюдения летописца Нестора: «Мы только словом нарицаемся христиане, а живем по-погански. Верим встрече: если кто черноризца встретит или попа, или коня лысого, или свинью (выйдя из дому), то возвращается. Не поганский ли то обычай? Другие верят чиханью, что бывает будто бы на здоровье голове…». Приметы, обычаи, присловья, иногда по видимости необъяснимые, связаны с областью народных верований. Смысл многих из них можно понять, зная, как воспринимали мир наши предки.

А помогают нам поближе познакомиться с ними произведения русских писателей: Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника», Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь или утопленница», «Старосветские помещики», Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник» и многие другие.

В наше время люди большое внимание уделяют снам. Увидеть во сне покойника – к непогоде. Особое внимание отводится снам, увиденным перед религиозными праздниками. Существует поверье: если перед родительской субботой сесть на церковную паперть да всё на дорогу смотреть, можно увидеть человека, за которым в этом году смерть придёт. Эту примету описал И.С.Тургенев в своём рассказе «Бежин луг».

У И.С.Тургенева в рассказе «Бежин луг» речь о приметах и суевериях ведут дети.

«…-Экое диво! – промолвил Костя.- я думал, покойников можно только в родительскую субботу видеть.

— Покойников во всяк час видеть можно – с уверенностью подхватил Илюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья… — Но в родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в этом году. Вот у нас в прошлом году баба Ульяна на паперть ходила.

2 стр., 518 слов

Разработка по русскому языку :»Учимся писать сочинения». ...

... качества крепостного неграмотного народа. Поэтому сборник «Записки охотника» был очень популярным среди читателей. Рассказ «Бежин луг» ... VI . Мастерство писателя. Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника», который вышел в 1852 году. Писатель в своих рассказах показал красоту души, лучшие ...

— Ну, и видела она кого-нибудь? – с любопытством спросил Костя.- Как же. Перво-наперво она сидела долго, долго, никого не видала и не слыхала… только всё как будто собачка этак залает, залает где то… Вдруг, смотрит: идёт по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась – Ивашка Федосеев идёт…

  • Тот, что умер весной? – перебил Федя.
  • Тот самый.

Идёт, и головушки не подымает… А узнала его Ульяна… Но а потом смотрит: баба идёт. Она вглядываться, вглядываться, — ах ты, Господи! – сама идёт по дороге, сама Ульяна

  • Неужто сама? – спросил Федя
  • Ей-богу, сама.
  • Ну что ж, ведь она ещё не умерла?
  • Да году то ещё не прошло. А ты посмотри на неё, в чём душа держится…».

Часто у людей вызывают опасение видения, которые приходят во сне. Эти видения в различных образах приносят важную весть от умерших родственников, и тогда люди готовы принять важное решение в жизни. К Ивану Северьяновичу Флягину (герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник») видение приходит в виде монаха. Монах приносит ему весть: «… будет он много раз погибать и не разу не погибнет, пока не придёт настоящая погибель. Тогда вспомнишь ты материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы».

Внимательно проанализировав роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин, я заметил много сходств Татьяны с современными девушками. Татьяна верит в падающую звезду, загадывая желание, как и мы. Кот на печке лапкой рыльце моет – к гостям, а встреча на улице с монахом предвещает какое-то несчастье.

***И.С.Тургенев «Бежин луг»;

  • Н.С.Лесков «Очарованный странник»;
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»;

— Есть в литературе тема, почти не тронутая критиками и, кажется, не прочувствованная читателями. Эта тема так называемой «нечисти» и прочей невидимой силы. Стоит чуть-чуть задуматься и видишь, что литература затронула, однако, лишь самую малость чрезвычайно богатого пласта народной культуры, мира нечеловеческого, но очеловеченного, одновременно неведомого и знакомого, страшного и полезного, чужого и своего.

Николай Васильевич Гоголь был очень суеверным человеком. Это отразилось в его произведениях. Одно из суеверий он показывает на примере Пульхерии Ивановны в повести «Старосветские помещики». Оно связано вновь с кошкой. Любимая кошка героини ведёт себя неадекватно, и Пульхерия Ивановна приходит к заключению, что это вовсе не кошка, а её смерть. Уверенность в своей близкой кончине была так сильна, что через несколько дней она слегла в постель, а затем скончалась.

приметы и суеверия

Следующая >

Смотрите также:

  • Сочинение на тему «Демон в творчестве»
  • Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками»
  • Сочинение по картине Васнецова «Три Богатыря» (Вариант 2)
  • Сочинение по картине Васнецова «Три Богатыря»
  • Сочинение по картине Григорьева «Вратарь»