Аргументы из романа мы человек и общество
Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе. В. Гюго «Отверженные». Писатель в романе рассказывает историю вора.
Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина.
Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком. Научный прогресс и нравственные качества человека Аргументы к сочинению А. С. Грибоедов. «Горе от ума» М. Булгаков. «Собачье сердце» Доктор Преображенский превращает пса в человека.
Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу.
Аргументы из литературы по направлению «человек и общество»
Внимание В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…» Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник.
В любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается «вразумить» и «наставить на пусть истинный».
Но, получив удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима. И.С.
Тургенев «Отцы и дети» Центральный образ романа замечательного писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Базаров.
Все аргументы к итоговому сочинению. направление «человек и общество»
Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии. Человек и природа Аргументы к сочинению Шолохов «Тихий Дон».
Важно Тургенев «Бежин луг». Природа совпадает с чувствами героев. М. Булгаков. «Роковые яйца». Профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего ...
... «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».(И.А.Гончаров) 3. Ребята, вы должны и обязательно сможете справиться с этим заданием (пусть с разной долей успешности, но писать сочинение ...
М. Булгаков. «Собачье сердце».
Аргументы к направлению «человек и общество»
Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Нельзя бездумно вмешиваться в природу! М. Пришвин.
«Кладовая солнца» Человек и познание. Аргументы к сочинению Шукшин «Чудик» — человек рассеянный, может показаться невоспитанным. А то, что побуждает его совершать странные поступки, — мотивы положительные, некорыстные.
Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни “прав, кто умнее”? И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает… Гончаров. Образ Обломова. Это образ человека, который только хотел.
Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей …
/ аргументы сочинения егэ
Как общество влияет на человека? «Портрет общества» мы находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», причем не просто «портрет», а «портрет, составленный из пороков всего поколения».
Что может случиться с одним из лучших, благородных людей под влиянием общества? На этот вопрос и отвечает автор, создавая образ главного героя – Печорина. Печорин – человек незаурядный, с самобытным характером.
Он отличается от большинства окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким аналитическим умом, наблюдательностью, способностью понимать вещи по-своему.
Безусловно, герой стоит выше среды, где благоденствуют княгини лиговские и драгунские капитаны.
Он не выносит пошлости и рутины, обычной для света. Ни один из кумиров дворянской среды его не влечет.
«человек и общество» — итоговое сочинение
ФИПИ по направлению «Человек и общество» :»Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
» Рекомендации учащимся:В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Человек и общество».
Человек и общество: егэ, проблема, аргументы, примеры (итоговое сочинение)
Маяковский. «Послушайте». Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов.
Стихотворение-крик души поэта. Замятин «Пещера». (Мартина Мартиныча).
Герой вступает в конфликт с самим собой, в душе его происходит раскол.
Погибают Его духовные ценности. Он нарушает заповедь “Не укради”. Сострадание, чуткость и милосердие Аргументы к сочинению Астафьев «Людочка» В эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела.
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства ... поступков уже взрослого человека. В подтверждение своей мысли я хочу вспомнить произведение И.А. Гончарова » Обломов. Главный герой Илья Ильич Обломов вынес из детства яркие нежные ...
А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки. Приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.
М. Шолохов «Судьба человека». В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных.
Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир.
Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.
- В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне.
Аргументы из романа vs человек и общество
Ради карьеры он готов ухаживать за дочерью Фамусова и не видит в этом ничего предосудительного. Быть угодливым, не иметь собственного мнения («в мои лета не должно сметь свои суждения иметь») – вот универсальный рецепт успеха в фамусовском обществе.
Молчалин с таким характером и манерами прекрасно вписывается в высшее общество, ведь он сформировался под его влиянием. Тезис 2 Порой случается так, что человек не разделяет принятых в обществе взглядов, пытается отстоять собственное мнение.
И тогда общество оказывает на него прямое давление. Возможно, большинство не в силах переубедить человека, заставить его изменить своим принципам, но повлиять на его судьбу, притом негативно, общество вполне в состоянии. Аргументы В комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума» ярко показано, как общество отвергает Чацкого, взгляды которого во всем противоречат общепринятым.
Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. М. Горький в пьесе «На дне». Показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя.
Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Неслучайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Показал судьбу человека, который служил ложным ценностям.
Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Есенин. «Черный человек».
Поэма «Чёрный человек» — крик погибающей души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Есенин, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь.
Источник: http://redtailer.ru/argumenty-iz-romana-my-chelovek-i-obshhestvo/
Становление личности в обществе: аргументы для сочинения, примеры ...
... общество прививает консерватизм, то человек будет не совсем уверен в себе, закрыт и замкнут. Хотя, воспитание в семье тоже играет немаловажную роль. Этапы становления личности Виктора Гюго «Отверженные» Как ... История России тоже насчитывает немало примеров становления личности, к примеру, Кутузов. Он был прекрасным полководцем, а также прекрасным товарищем для своих солдат. Еще он был близок ...
Человек и общество итоговое сочинение аргументы из литературы
- «Способен ли один человек противостоять обществу?»
- Вступление
- Проблема
- Тезис №1
- Тезис №2
- Тезис №3
- Общий вывод (заключение)
Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже. Вступление Общество – это целая система со своим укладом, законами и нормами оценок.
Каждый из нас – часть этого большого целого, способного либо поглотить нас целиком, либо наделить возможностями успешного сосуществования.
Проблема Способен ли человек противостоять обществу, общественному мнению или это заведомо проигранный бой? Тезис №1 «Один в поле не воин», — утверждает древняя пословица.
Человек и общество итоговое сочинение аргументы из литературы после бала
Человек и общество – это новое направление для истового сочинения в 2017-2018 гг. Чтобы понять суть проблемы, нужно подобрать несколько точных аргументов и примеров из литературы. Лучшие писатели всех времен помогут нам в этом. Среди основных аргументов можно выделить следующие моменты:
- Гармоничная связь общества и человека.
Почему эта связь так важна?
- Противостояние человека и общества. На чем оно основа? В чем кроются главные проблемы?
- Конфликт человека и общества.
Это вечный конфликт? Его можно пройти или все останется так на века?
- В каких случаях общество обязано оберегать человека и защищать его интересы?
- Где человек является должником перед обществом? Когда он должен служить обществу? Уходит от проблемы человека и общества нельзя, так как мы каждый находимся в эпицентре событий.
Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился. Он ещё способен на сочувствие и жалость к ближнему. В противовес Ивану Денисовичу поставлены лагерные надзиратели, обеспечившие себе прекрасную жизнь, превратив заключенных в рабов.
Они ставят себя выше обитателей лагеря, тем самым нарушая человеческие законы, исключая себя из человеческого общества.
- Противопоставляет героя обществу и А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным. Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает.
При этом вы можете упомянуть как слова древних философов («Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода», Сенека Младший) или русских классиков («Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни», Д. И. Писарев), так и современных авторов.
Также можно использовать примеры народного творчества, как, например, пословицы: «Сообща искать – все отыскать» или «У плывущих в лодке судьба одна».
Причем, цитаты могут быть не обязательно «положительными» (к примеру, «Люди рождены друг для друга», как сказал Марк Аврелий), но и «отрицательными» и даже в какой-то мере провокационными (самая известная из таких – «Человек человеку волк», Плавт).
Источник:
Аргументы к темам человек и общество
Люди понимают, что они могут и должны сопростивляться жестокому режиму. В итоге разворачивается целое повстанческое движение, символом которого становится Кинисс. Общество радикально меняется. Конечно, война за права и свободы личности была делом целого народа, а не одной только Китнисс.
Однако именно ее пример дал толчок к изменениям в обществе. Поэтому можно утверждать, что одна личность может оказать большое влияние на общество, зажечь в нем искру, из которой впоследствии разгорится пламя перемен. Когда возникает конфликт между человеком и обществом? Тезис+аргументы См.
Пример сочинения Что значит найти свое место в обществе? Тезис+аргументы См.
Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню. Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
- Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром. Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая — его воля, вторая — общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей.
Итоговое сочинение
Безумный мир» пугает героя, внутренние терзания мучают его. Вдобавок к этому появляются и любовные перипетии. Его чувства к Аксинье, запретные, но глубокие, толкают Мелехова на серьёзные поступки — он бросает семью, идёт вразрез с общепринятыми нормами, чтобы решить, наконец, все неурядицы и бури души. Ему, уставшему от постоянных раздумий и разладов, хочется покоя и умиротворения.
Именно поэтому, вернувшись домой, Мелехов выбрасывает ружьё в воду. Однако недальновидное общество не принимает его поисков, наклеивает ярмо «предатель» и преследует уже безоружного и сломленного человека, не зная сострадания.
- Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает, на что упадок общества толкает рядовых его граждан. Тому, что Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу, есть несколько причин. Одна из них, безусловно, имеет корни в личности Родиона.
Ралф Эмерсон
- Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
- Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?
Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»: Е. Замятин «Мы» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С.
Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С.
Грибоедов «Горе от ума» А.П. Платонов «Юшка»; Л.Н Толстой «Война и мир» М.А. Шолохов «Судьба человека» Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» И. А. Гончаров «Обломов» М.Ю.
Лермонтов «Герой нашего времени» М.
Важно
Шолохов «Тихий Дон» А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» А. Островский «Гроза». Человек и общество — аргументы для сочинения Обоюдное влияние человека и общества абсолютно очевидно. Это влияние может выступать в форме гармоничного взаимодействия, конфликта или борьбы.
Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п. Второй путь изменения человеком общества — радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами.
Источник: https://advokat-na-donu.ru/argumenty-k-temam-chelovek-i-obshhestvo/
ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Человек и общество» АРГУМЕНТЫ
Иллюстрация к роману Е.Замятина «Мы».
Основные направления раскрытия темы «Человек и общество»:
- Противостояние человека и общества, нежелание подчиняться его законам.
- Подчинение законам общества, слияние с ним, принятие его идеалов, нравственных принципов.
- Роль личности в истории общества, его влияние на ход исторического развития
- Человек в тоталитарном государстве
Человек и общество — это одна из центральных проблем в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума. Как должны строиться взаимоотношения людей в обществе,надо ли воспринимать общепринятые ценности, нравственные установки, даже если они резко противоречат вашим? Согласитесь, вопросы актуальны и сегодня, так как каждый человек ищет своё место в жизни, а значит, и своё положение в обществе.Чацкий противостоит всему фамусовскому обществу. Он не приемлет его принципов, суть которых заключена в материальных ценностях, в достижении достойного положения, в выгодной женитьбе.Служба для них не в служении Отечеству, а в достижении выгодного положение в свете, в продвижении по служебной лестнице. Поэтому серьёзно делами они не занимаются ( как говорит Фамусов, «…подписано, так с плеч долой!») . Даже любовь здесь – предмет купли-продажи ( «Кто беден, тот тебе не пара», – Фамусов дочери).Любое несогласие с общепринятыми принципами воспринимается как «сумасшествие». Мнение общества, что «станет говорить княгиня Марья Алексевна», для них дороже искренности, справедливости, честности. Урок отцов — пример для людей этого общества (Фамусов: «Учились бы, на старших глядя…»).Да, сложно Чацкому, обидно, что дом, который он так любит, где прошло его детство, с которым связано так много воспоминаний, вдруг оказался чужим. Но герой не подстраивается под общество. Он смело отстаивает свои взгляды ( «Служить бы рад , прислуживаться тошно» и др.).Это не Молчалин с его подхалимством, лицемерием, двуличием, который хорошо усвоил , как надо жить в таком обществе. Чацкий привлекает читателей именно умением отстаивать свои идеалы, быть верным себе, не превращаясь в одного из…, оставаясь яркой личностью.Как построить отношения с людьми, как определить своё место в жизни — это решает каждый. Но люди просто обязаны жить по законам морали, поддерживая всё нравственно верное, порядочное и выступая против лжи, зла, враждебности, как бы трудно это ни было. Только тогда возможно истинное счастье. Об этом задумываются читатели, знакомясь с пьесой А.С.Грибоедова. |
«Лишние» — такое определение появилось в литературе первой трети 19 века при характеристике людей, не способных найти себя в обществе, применить свои способности, находящихся в постоянном конфликте с окружающими и поэтому , в принципе, несчастных. Один из них — герой романа М.Ю.Лермонтова Печорин. Слово «герой» в названии произведения применено с иронией, сожалением. Его можно взять в кавычки, потому что «геройства» как раз Печорин-то и не совершал. Вся его жизнь — жизнь для себя, игра судьбами людей, эгоизм, холодность и безразличие, неспособность ценить любовь, преданность. Такая жизненная позиция привела его к одиночеству в обществе. Он просто не может быть счастливым, думая, что счастье – это «насыщенная гордость». С одной стороны, герой жаждет деятельности, но в то же время растрачивает свои силы попусту, не принося пользы ни себе, ни людям. Всем, кто соприкасается с ним в жизни, Печорин приносит одни несчастья – Беле, контрабандистам, Вере, обижает Максима Максимовича. Он словно играет судьбами людей, стремясь подчинить себе: «Первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти»Читателям жаль героя, жаль, что он так и не смог найти себя, определить, что же важно в его жизни («…зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения») . Его поиск пути не привёл ни к чему – слишком отгорожен он от людей, эгоистичен. Возможно, поэтому автор показал в конце романа трагический конец Печорина. О многом задумываешься, читая роман, в том числе и о том, что жить надо, осознавая, что вокруг живут такие же люди, с их судьбами, проблемами. Нужно стараться понимать их, жить в согласии с другими. |
3. Л.Н.Толстой «Война и мир» |
«Война и мiр»- именно так писалось название романа во времена его создания Л.Н.Толстым. «Мiр» имело значение «общество». Автор хотел не просто противопоставить мир войне, а показать, как общество ведёт себя в трудные годы испытаний, среди которых война — сложнейшее. Писатель показал представителей всех слоёв — от правителей, элиты до самых простых людей, на плечи которых легли все тяготы войны с Наполеоном. Что оказалось для них в данные моменты важным, главным, какое для себя место в обществе они избрали и почему? Над этим размышляет автор романа.Л.Толстой показал и главнокомандующего армией М.И. Кутузова, верившего в свой народ, в рядового солдата. С уважением он описал истинных офицеров, патриотов страны, среди которых на Бородинском поле был и один из главных героев романа — Андрей Болконский, пришедший к осознанию истинного счастья, видя его в единении с народом. Лучшие представители высшего света приложили все силы, сделали всё от них возможное, чтобы победить врага. Вспомним сцену, когда Наташа Ростова руководила эвакуацией раненых, добившись, чтобы их подводы отдали им. Ненависть к врагу испытывал купец Ферапонтов, который сжёг свою лавку в Смоленске, лишь бы ничего не досталось врагу. А сколько ярких представителей народа показано в романе! Это и партизаны, и рядовые солдаты, совершавшие героические поступки буквально ежедневно(подвиг батареи Тушина).
Это была настоящая «дубина народной войны».Общество было едино в стремлении победить врага, уничтожало «великую армию по частям», поэтому война 1812 года и закончилась величайшей победой России. Только единение человека и общества может привести к грандиозным результатам.Любое стремление отгородиться от других, думая лишь о своих личных, эгоистических целях, никогда не приводило людей к счастью. Не с народом, а за границей, продолжая блистать в свете, пыталась пережить войну Элен Курагина. Но она так запуталась в своих интригах что , приняв неверную дозу лекарства, умирает осенью 1812 г. Никому не принесла она счастья, в том числе и себе. Жалким показан и Анатоль, её брат, который оказался в госпитале после ранения и был просто потерян от случившегося.Таким образом, только в единении с обществом, с народом залог счастливой, достойной жизни. К такому выводу приходят читатели романа. |
Два типа поведения, существования человека среди людей показал А.М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Две легенды , рассказанные главной героиней, — яркий пример того, как нужно и нельзя жить в обществе. Ларра- сын земной девушки и орла- противопоставил себя обществу, не подчиняясь его законам, моральным принципам. Его желание жить так , как хочется ему, не уважая старших, не считаясь с желаниями людей, его высокомерие – всё это привело к трагическому финалу. Общество просто отвернулось от него. Что может быть страшнее, чем стать изгоем, никому не нужным человеком, когда тебя просто не замечают, а тем более изгоняют. Ларра обречён на жизнь вечную. Но нужна ли ему эта вечность, если нет вокруг никого, кто был бы ему дорог. «Свобода от всего — это наказание».Данко сделал всё, чтобы вывести людей из тёмного леса. Когда же он понял, что выхода уже нет, он вырвал из груди своё горящее сердце, освещая им путь людям. « Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их..». Жизнь для Данко — это стремление быть нужным людям. А оценило ли общество его героический поступок. Нет, все просто были рады освобождению, забыв о своём спасителе « Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»Да, общество не всегда оценивает поступки людей, достойных уважения. Но это не делает равнодушными тех, кто желает жить ради людей. Им не нужна награда. Их поступки — веление горящих, пылающих сердец.Как надо жить, как найти своё место в обществе, как построить отношения с окружающими людьми? Об этом задумываются читатели данного рассказа. |
5. Е.И.Замятин «Мы» |
Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман — это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330).
«…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость , счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 ( именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость”.Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей».Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» , состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа. |
ВЫВОД Человек живёт среди людей. Именно в обществе он становится личностью, реализует свои способности, добивается целей, мечтает, страдает, любит. Быть нужным обществу, не отгораживаться от него ,не противопоставлять себя ему — вот благородная цель человека. Осознание своего единства с людьми, народом, страной делают жизнь наполненной смыслом. Этому учат нас классики литературы. |
произведений:
- М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»
- А.Островский «Гроза»
- М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
- М.Шолохов «Тихий Дон»
- А.Солженицын « В круге первом»
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник:
Сочинение на тему: Человек и общество
Человек и общество
Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.
Человек и общество – так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.
Человек, индивид, личность – в такой последовательности принято выстраивать “путь”, который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания.
Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь.
Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.
Общество – сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.
Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.
Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому – в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.
Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.
Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:
Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа – Чипка сдружился с сомнительными личностями – Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.
Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.
Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери.
Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства.
Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.
Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.
Однако только от самого человека зависит – внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.
Пример сочинения по тематическому направлению “Человек и общество” на примере произведения Достоевского “Преступление и наказание”
На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности – у нас в крови.
Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом.
Вспомним такие понятия, как “стая”, ” стадо”, “прайд”, “косяк”, “рой”, “табун” – все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.
Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного – ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.
Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.
Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.
И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.
Первый – путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей.
Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.
Второй путь изменения человеком общества – радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.
Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века.
Отнять у богатых и раздать бедным – цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее – благородно.
Но такой ли ценой?
У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний.
Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела – значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора.
(преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).
Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.
Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.
Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.
Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.
Человек и общество – неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.
Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:
- Человек для общества или общество для человека?
- Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
- Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
- Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
- Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.
Андре Моруа
- «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
- Люди, обладающие характером — это совесть общества.
Ралф Эмерсон
- Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
- Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?
Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:
Е. Замятин «Мы»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.П. Платонов «Юшка»;
Л.Н Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
И. А. Гончаров «Обломов»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
М. Шолохов «Тихий Дон»
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
А. Островский «Гроза».
Человек и общество – аргументы для сочинения
Обоюдное влияние человека и общества абсолютно очевидно. Это влияние может выступать в форме гармоничного взаимодействия, конфликта или борьбы. В конечном итоге, эти отношения либо созидательны, либо деструктивны для человека и всей цивилизации.
Каждый член общества играет конкретную общественную роль, живёт по правилам общества, оценивает себя и других исходя из принятых обществом норм, соглашается с ними или вступает с ними в противоборство. Всё это, как в зеркале, отражается в бесчисленных произведениях отечественной и зарубежной литературы.
Примеры аргументов из литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/problema-statusa-cheloveka-v-obschestveege-argumentyi/
Евгений Онегин боялся мнения общества, поэтому принес ему в жертву свои отношения с Татьяной, пошел на дуэль с другом, которого сам подвел.
В “Муму” Герасим полностью подчиняется требованиям общества и топит собачку, в которой мог бы найти радость и утешение в своей одинокой жизни.
Герой произведения Грибоедова “Горе от ума” Чацкий нигде не служит, потому что не хочет “прислуживаться” и прогибаться перед руководством. Он не читает глупых книг, столь популярных в обществе.
Чацкий горд, либерален и вольнодумен. У него на всё есть своё мнение. За это Фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком. В итоге общество признает Чацкого сумасшедшим: “…
Безумным вы меня прославили всем хором…”
Основными тезисами и аргументами в сочинении можно выделить
— Гармоничная связь общества и человека. Почему эта связь столь важна?
— Противостояние человека и общества. На чем оно основа? В чем заключаются ключевые проблемы?
— Конфликт человека и общества. Это вечный конфликт? Его можно пройти или всё так и останется на века?
— Когда общество обязано защищать человека и соблюдать его интересы?
— В чём состоит долг человека перед обществом? Когда он обязан служить обществу?
— Общество – это стая или стадо? Когда общество превращается в толпу?
— Почему идея идеального общества считается утопией?
Материалы для подготовки итогового сочинения по направлению “Человек и общество” в 2017-2018 учебном году.
Источник: http://referatwork.ru/sochineniaya_na_svobodnie_temi/chelovek_i_obshestvo_sochinenie.html