Несколько последних десятилетий человечество все серьезнее задумывается над проблемой сохранения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и исчезновения последних представителей животных, помещенных в Красную книгу.
В России 2017 год был объявлен годом экологии, чтобы еще раз напомнить всем нам, что мы в ответе за то, что будет с нашей планетой в будущем, смогут ли потомки наслаждаться красотами природы, как это делаем мы сейчас.
Но понятие экологии связано прежде всего с понятием сохранения жизни – жизни на планете вообще.
Проблема
Ю. Карякин поднимает проблему экологии жизненного пространства человека, которое призван сохранять именно человек для будущих поколений.
Комментарий
Автор утверждает, что человечество припозднилось с решением глобальных проблем, таких как войны, отсталость стран «третьего мира», демография, ресурсы природы. Осознание необходимости решения этих проблем пришло к нам достаточно поздно.
Карякин определяет только одну действительно важную проблему – экологическую, а все, что происходит вокруг – следствие этой проблемы. Человечество стало угрожать собственной жизни с процессом умножения своего величия.
Экология жизни призвана, в первую очередь, приумножить личностный и духовный рост человека. Главная экологическая проблема включает, по мнению автора, три аспекта: оздоровление психологического и физического состояния человека, сохранение культуры и развития отдельных наций, особое внимание должно быть уделено нравственному, духовному и физическому развитию детей.
Добро – это сохранение жизни, зло – ее уничтожение. Грозящая гибель человечества должна объединить людей во всем мире. В качестве примера Карякин приводит слова Л.Н. Толстого, считающего, что только единение спасет людей от зла. Но оно будет действенным только тогда, когда смогут объединиться все люди ради достижения единой цели.
Авторская позиция
Автор призывает всех к объединению, его сильно беспокоит ситуация в мире, тревожит будущее поколений. Он уверен, что основной целью должно стать нравственное и физическое развитие детей, каждого человека в отдельности и целых наций.
Своя позиция
Я тоже считаю, что мы должны охранять нашу планету, должны восстановить то, что разрушили собственными руками. Вернуть жизнь там, где она практически угасла, чтобы наши потомки смогли любоваться красотами природы и наслаждаться прелестями жизни.
Эгоистичное уничтожение природных ресурсов может очень скоро привести к гибели всего живого.
По литературе. Человек и природа
... человека и природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и благополучие всего человечества связана с экологией. В ... природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Тема человека, также как и тема природы, ...
Аргумент №1
В повести «Прощание с Матерой» В. Распутина на примере небольшого сибирского островка Матера показано намерение властей пожертвовать чем угодно ради достижения собственных, часто меркантильных, целей.
Матера – остров, на котором располагалась небольшая деревня, населенная небольшим количеством людей. Чтобы выстроить новую ГЭС вышестоящим понадобилось затопить остров, уничтожить все живое, что там есть – растения, животных, жилища людей. Конечно, людям дали возможность переселиться, но сердца их сжимались от необходимости покинуть родную землю, родные дома, которые они лелеяли в течение десятилетий.
Аргумент №2
В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» представлено двойственное отношение к природе: некоторые относятся к ней потребительски, не гнушаясь насилием; другие – трепетно охраняют ее, боясь причинить вред.
Федор Бурьянов, лесник, пользуясь своим положением, незаконно вырубает лес. Его сын Вовка без тени жалости чуть не до смерти мучает маленького щенка.
Брат Бурьянова, Егор Полушкин, настолько любил природу, что, копая траншею, при столкновении с муравейником, обогнул его. Он в тот момент не подумал, что кривых труб не бывает.
За столь трепетное отношение к природе Полушкин впоследствии был назначен лесником вместо бесчестного Бурьянова.
Заключение
Наша жизнь напрямую зависит от того, как мы относимся к себе самим и природе, что нас окружает. Ради будущего, ради наших детей, мы обязаны все вместе стремиться к достижению единой цели – решению экологических проблем.
ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – взаимодействие человека и окружающей среды: проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы, экология культуры, экология языка)
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – взаимодействие человека и окружающей среды: проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы, экология культуры, экология языка)
бережного отношения к природе
Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку.
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.
Проблема природной душевной красоты и чуткости
... радовать своих бесхитростных слушателей. Настоящее искусство всегда вызывает душевный отклик, причём как людей искушённых, подготовленных, так и тех, кто чувствует прекрасное сердцем. Искусство должно пробуждать ... находят выражение в отношении к музыке. Вспомним Наташу Ростову из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Танец под игру балалайки раскрывает её лучшие душевные качества. В ней ...
В. Астафьев «Царь-рыба»
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-
карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
бездомных животных
В рассказе Константина Паустовского «Растрепанный воробей»
Проблема бездушного отношения людей к прекрасному
«. Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий).
Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих?
Проблема внешности человека, красоты и безобразия, Пушкин — стихотворение «Красавица»., Пушкин — стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
восприятия человеком природы как живой материи
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
Стихотворение М.Дудина «Берегите Землю»:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики…
«Слово о полку Игореве»
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Природа предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радость.
Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи,
очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема восприятия человеком красоты природы
В. Солоухин — сборник «Трава: Этюды о природе», К.Г. Паустовский — сборник «Мещерская сторона»., К.Г. Паустовский — рассказ «Ильинский омут»
восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы
романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека
рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка
Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества
влияния человека на природу
влияния природы на человека
а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание на то, какая она большая и тяжелая. И это не случайно: только за последние полвека сотни представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями. И причина этого не во всемирном потопе, новом ледниковом периоде или смертоносных вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и животных мира — человек.
Человек и природа в русской литературе 20 века
... Человека и Природы, осознаётся главный конфликт «царя природы» с самой природой».2 «Царь-рыба» Астафьева, кажется, не претендует на исторические параллели, тем более государственного масштаба. Но в ... призывом задуматься о проблеме «Человек и природа» выступили такие замечательные писатели, как Чингиз Айтматов, ... человека и природы в XX веке стали своеобразным центром, в котором сходятся и завязываются в ...
б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели.
- В. Астафьев. Роман «Царь-рыба».
- В.
Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
- Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья).
- А.
Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».
В романе-эпопее
Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Природа составляет вечный мир человека. Пьер, взглянув на небо, думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!».
Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».
Ю. Нагибин «Зимний дуб»
Пятиклассник Савушкин часто опаздывал на уроки, и Анна Васильевна решила сходить к его матери. И вот мальчик ведёт свою учительницу через лес короткой дорогой, по которой обычно ходит в школу. Тропинка вдоль ручья приводит на поляну, и Анна Васильевна видит зимний дуб. Молодая учительница вместе с Савушкиным с радостным интересом всматривается в потаённую жизнь леса. Природа благотворно воздействует надушу Анны Васильевна, и учительница понимает, что также благотворно она воздействует и надушу её ученика, что самое удивительное в этом лесу не зимний дуб, а маленький человек, так искренне заботящийся о сохатом, маленький человек, в котором природа воспитывает и раскрывает его лучшие качества.
В главе «Капля» В. Астафьев показывает благотворное влияние природы на человека. Именно состояние мирного покоя, навеянное природой, открывает самое светлое в душе человека: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в необходимости человечности мира.
Л.Г. Алёшина «В тихом лесу»
Пребывание на природе весной, летом, осенью, зимой дарит разные, но всегда удивительные впечатления. Всё интересно в лесу: и соседство тонкой травинки с могучим деревом, и пение птиц. Человек, соприкасаясь с природой, познаёт её. Познание природы, как считает автор, обогащает духовный мир человека, делает его глубоким, содержательным. Общение людей становится интересным, а личные отношения обогащаются тем истинным богатством, которое несравнимо с материальными благами
Гармония живой природы и проблема происхождения мира
... свидетельствуют эстетические закономерности, проявляющиеся в живой природе? Чем является красота животных ... в частных случаях определяются выполняемыми функциями, а в более общем случае подчиняются некоторым математическим законам гармонии. В ... например, тело человека, взятое в средних ... проблемой приспособления вида к окружающей среде. Такой вывод известный русский биолог Любищев сформулировал еще в ...
Природа из храма превращается в мастерскую, она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него
влияния научно- технического прогресса на природу
В. Астафьев «Царь-рыба»
Стремительное развитие техники отозвалось не только благами. Люди настолько свыклись с той пропастью, которая отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать её. Человек стал бездуховен, и это породило в нём жажду наживы. Процветает браконьерство. Спасение природы и человека, по мнению ВЛстафьева, заключается в преодолении пропасти между человеком и природой, в их духовном слиянии. Человек должен жить в мире с природой, не нарушать её гармонию, не грабить её. «Природа — это храм, а не мастерская», — к такому выводу приходит каждый человек, прочитав книгу В. Астафьева «Царь-рыба».
Главный герой произведения, Зубр, знает, что большинство людей, даже некоторые учёные, считают, что природа безгранична, а воздействие человека на неё ничтожно. Такие учёные вызывают у Зубра недоумение. Как они могли покорно соглашаться с варварскими проектами, мало того, давать одобрительные заключения строить гибельные предприятия на озёрах, вырубать леса, возводить плотинырыть каналы? Зубр думает о том, что наука помогает в этом случае человеку покомфортнее устроиться за счёт природы. И его сердце болит от того, что он лучше других понимает, как хрупка и беззащитна по- рой природа перед человеком
взаимоотношения человека с окружающей средой
Ч.Айтматов в произведении «Плаха».
Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: «Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения. » В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли «выпотрошить земной шар, как тыкву», не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.
Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.
ВВасильев «Не стреляйте в белых лебедей»(, Айтматов «Плаха», Распутин «Пожар», В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», В рассказе
Бездумное, жестокое отношение к природе может привести её к гибели. Уничтожение природы ведёт к гибели человека и человечества
Проблема взаимоотношений человека и природы, красота природы, Ф.И. Тютчев, лирика, С.Есенин, лирика, Л. Леонов
Л. Леонов в своём романе тесно связывает судьбу русского леса с понятием о человеческом счастье и утверждает, что отношение к природе формирует духовный мир человека, накладывает отпечаток на его нравственное самосознание. Варварское отношение к природе, по мнению писателя, может вызвать не только эрозию почв, но и «эрозию духа», эгоизм. «Создавать творцов и покровителей леса ещё важнее, чем выращивать сам лес», — так считал Л. Леонов. Точка зрения
В каких произведениях раскрывается проблема интеллигентного человека. ...
... Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом. Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности, ... себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это ...
писателя, как доказывает время, справедлива
В. Астафьев «Царь-рыба»
Острую боль вызывают запечатлённые в произведении картины израненной, повреждённой тайги. Даже Командор, казалось бы, огрубевший Для Игнатьича нет никакой необходимости изловить царь-рыбу. Однако наперекор голосу совести, наперекор дедовскому завету и народной мудрости, он решает её брать. И вот царь реки и царь всей природы оказываются в ловушке. Гибель одного из них приведёт к гибели другого. Спасение человека полностью зависит от спасения природного существа. Когда рыба уходит, телу Игнатьича становится легче от того, что она теперь не тянет вниз, а душе — от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения.
Писатель подводит читателя к мысли, что природу можно уничтожить, но нельзя победить. По мнению Астафьева, у человека только
один путь взаимодействия с природой — путь сотворчества.
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
Деревня Матёра и остров Матёра в связи со строительством на Ангаре плотины для электростанции подлежат затоплению.
На протяжении всей повести Павел мучительно ищет ответ на вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры. Умом он понимает, что без техники ничего нынче не сделать, нф вспоминая, что будет затоплена самая лучшая, веками ухоженная, вскормившая не одно поколение земля, Павел думает: «А не слишком ли дорогая цена?». Его мучает вопрос: «Ведь должна же быть одна, коренная, правда? Почему же я не могу её найти?»
Мать Павла — старуха Дарья — считает, что «высшая правда», заключается в надобности всего всему. Героиня повести утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходимости сохранить саму Землю, и только оберегая надобность земли Матёры, можно сохранить, сберечь надобность людей друг в друге, сохранить, сберечь человеческое
Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармоничного сосуществования?, Поэма неизвестного автора — «Слово о полку Игореве».
Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Игоря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подсказывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «лелея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасителя, поэтически беседуя с рекой.
К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей».
Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме.
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир, Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир»., Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями»., Ю. Нагибин — рассказ «Зимний дуб».
Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе — любовь к Родине
Человек – царь природы или её раб?
... Астафьев размышляет о связи человека и природы в своём рассказе «Царь-рыба». Главный герой, Игнатьич, давно чувствует себя на реке полным хозяином. Нет рыбака удачливее и смелее его. Всегда полны ... миру. Иное отношение к природе представлено в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный её герой – Егор Полушкин. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ...
С.А. Есенин — стихотворения «О пашни, пашни, пашни. », «Спит ковыль, равнина дорогая. », «Русь».
Н.М. Рубцов — стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны. », «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.
К.Г. Паустовский — рассказ «Ильинский омут».
жестокости и гуманизма по отношению к животным
1.В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям.
2. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо».
3. С. Есенин «Песнь о собаке»
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Проблема заботы о красоте родного края., В романе Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”
загрязнения окружающей среды
Во второй половине ХХ века нашли своего читателя публицистические статьи писателей С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева о необходимости борьбы за чистоту окружающей среды. Экологические проблемы широко освещаются на Экологическом портале Интернет.
По данным ученых, ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн. т оксидов серы, 65 млн. т оксидов азота, 1,4 млн. т фреонов, органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные, большое количество твердых частиц (пыль, копоть, сажа)
В.П. Астафьев «Людочка», Проблема изображения осени в России? Почему это время года столь любимо писателями и художниками?, А.С. Пушкин — стихотворение «Осень»., Унылая пора! очей очарованье!, Приятна мне твоя прощальная краса —, Люблю я пышное природы увяданье,, В багрец и золото одетые леса.
Сравнивая различные сезоны, поэт приходит к выводу, что лишь осень соответствует его натуре, рождает вдохновение, оптимизм, волю к жизни.
Картина И. Левитана «Золотая осень».
(А.П. Чехов
Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека., Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка».
Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в движеньях ее — «младенческая грация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» И мы понимаем, что красота внутреннего мира человека так же важна, как и его внешность.
Природа в лирике Есенина
... её. 11 класс Природа в лирике Есенина Несколько интересных сочинений «Тарас Бульба» - известная историческая повесть Н. В. Гоголя. Ее основная тема – беззаветная любовь человека к своей родной земле, ... край. Есенин создал в своих стихах светлый и прекрасный мир. И для читателей он остается поэтом, воспевающим красоту родной природы. Образ природы в лирике Есенина Есенин родился в селе в Рязанской ...
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир»., А.Н. Толстой — рассказ «Русский характер»., В. Гюго — роман «Собор Парижской Богоматери».
недопустимости вмешательства в естественный ход вещей
М. Булгаков, М. Булгаков «Роковые яйца», Проблема отношения человека к «братьям нашим меньшим». Животные — наши верные друзья и помощники, А.П. Чехов — рассказ «Капгганка»., С.А. Есенин — стихотворения «Табун», «Сукин сын», «Лебедушка».
ощущения родины, памяти о ней, родном доме
Л.Н.Толстой «Война и мир»., В.Г.Распутин «Прощание с Матерой», А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Осень»., М.Ю.Лермонтов «Родина».
ответственности людей за сохранение природы
В. Астафьев в повести «Царь-рыба»
уничтожения природных богатств.
Проблема ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы
повести «После сказки» («Белый пароход»)
Насилие над природой вызывает возмущение её стихийных сил.
потребительского отношения к природе
Мужики, выполняя план лесозаготовок, беспощадно вырубают тайгу. В итоге многие из них получили премии, почётные звания, повышение по службе. Но бездумная вырубка леса привела к тому, что в тайге образовались целые улицы из никому не нужных срубленных брошенных столетних кедров. Лоси, «гуляя» по этим улицам, ломают себе ноги, гибнут.
Природа будто бы мстит за такое отношение к себе. Теперь уже не люди, а пожары уничтожают тайгу, выгоняя всё живое с насиженных мест. Однако проходит время и на месте гарей появляются медоносные луга. Кажется, жить бы человеку и радоваться целебному сибирскому мёду. Но и здесь он не может успокоиться. Луга распахиваются под приусадебные хозяйства. И опять природа мстит человеку. На месте распашки образуются болота, и тысячи никому не нужной земли пугают своей необъятной пустынностью. Нарушая биологический баланс, люди не думают о том, что губят место своего обитания. Читая произведение С.Алексеева, понимаешь, что Природа — это живое существо и её надо беречь
Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы
Ф.И. Тютчев — стихотворения «Природа-сфинкс», «Певучесть есть в морских волнах. », «От жизни той, что бушевала здесь. ». Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших — «хаос шевелится». В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Тютчева, — всего лишь «мыслящий тростник».
И.С. Тургенев — повесть «Поездка в Полесье», стихотворение в прозе «Природа».
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек —всего л ишь мысль природы, «зыбкий ум ее». Человеческое сознание не в силах соединить «смерть и бытие». Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь «дыханием цветов», ветвями большого дуба.
«Природа. «Человек и природа в произведениях литературы». ...
... нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме. Вопрос: Какие рассказы Вы прочитали? Как в них раскрывается эта проблема? “Синий лапоть”, “Лесной ... наш писатель-современник. Он недавно умер, но оставил после себя замечательные произведения. Астафьеву очень близка природа, так как он вырос на берегу Ангары, в деревне на лоне природы. Его ...
В. Астафьев — повествование в рассказах «Царь-рыба».
Основная тема — взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В. Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».
Ч. Айтматов — роман «Плаха». В, Б. Васильев — повесть «Не стреляйте в белых лебедей».
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу.
Чернобыльская катастрофа, Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке,
он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.
Человек является частью природы, составляет с ней единое целое
родства человека и природы
С.Есенин «Ключи Марии»
Перу Сергея Есенина принадлежит теоретический трактат «Ключи Марии», в котором он изложил своё понимание природы. Поэт считает, что ключами к познанию окружающего мира и взаимоотношению с ним являются те представления, которые сложились у наших далёких предков и воплотились в народной поэзии. Тогда человек старался сродниться с природой духовно, приблизить её к себе.
Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы, такие как «Корова», «Табун», «Песнь о собаке», «Лисица». В этих стихотворениях звучит голос поэта-гуманиста, призывающего нас к сочувствию живым страдающим существам.
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
При всём многообразии красоты острова Матёра особенно выделяется «царственный листвень». По-старинному преданью, им крепится остров к речному дну, к одной общей земле. Люди, готовя остров к затоплению, пытались спилить, свалить, наконец, спалить могучее дерево, но оно величаво возвышалось над ними. Известно, что человек особо выделяет в природе то, что родствен- но ему. И потому листвень, который почитался на Матёре главным державным древом, предстаёт не только символом могущества природы, но и символом могущества и жизнестойкости человека
(Э. Роттердамский)
«Природа. всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей». (Я. Гете)
<�Ж.-Ж. Руссо)
Проблема дефицита милосердия по отношению к животным. Проблема равнодушия, жестокости людей, С.А. Есенин — стихотворения «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица»., Андреев — рассказ «Кусака»., Ф. А. Абрамов — рассказ «О чем плачут лошади».
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).
Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).
связи человека со своей родиной?
Федор Шаляпин
хоккеисту В. Третьяку