Нравственный выбор — -рассуждение 9 класс

Сочинение
  • Сочинения
  • /

  • 9 класс

Выбирать между добром и злом в нашей жизни всегда очень тяжело, ведь нельзя предугадать к чему же, в конце концов, приведет этот выбор. Может все будет отлично и наши желания исполняться, а может случиться и так что наш выбор наоборот может испортить все, что только было. Чтобы такого не случилось, нужно выбирать не только с помощью ума, но и своих чувств и эмоций.

Нравственный выбор – это выбор не только головы, но и сердца. Если человек в первую очередь задумывается о совести и чести, то он скорей всего сумеет сделать правильный выбор, который приведет только к лучшему решению.

Этот выбор не должен быть масштабным или каким-то важным, обычные мелочи тоже относятся к совести. Это и ответить помощью на просьбу старика или пройти мимо, взять чужой кошелек или найти его владельца, обмануть близкого человека или рассказать горькую, но правду. Все это — мелкие бытовые проблемы, но даже они сильно связаны с нашей совестью.

Конечно, есть большой соблазн пойти против совести, чтобы себе любимому было хорошо. Это и забрать найденные деньги, соврать родителям, чтобы они не отругали, или пройти мимо, когда хулиганы обижают твоего одноклассника. Да, пойдя за этими соблазнами, сначала вы испытаете удовольствие, но, сколько после ещё ночей вас будет мучить совесть?

Да, даже иногда, казалось бы, самые честные и верные люди, могут пойти против своих чувств и эмоций, только ради выгоды. И это нормально, это сущность человека сначала защитить и обеспечить себя, а после подумать о других. Но если вы пойдете, за этими первобытными инстинктами будете ли вы счастливы? Станете ли богаче от того что забрали чужие вещи? Скорей всего нет, ведь получив временное удовольствие, после вы будете довольно долго размышлять, и мучатся о содеянном.

Нравственный человек, который дружит со своей совестью, а не воюет с ней, никогда не будет чувствовать себя плохо или грустно. Этот человек владеет лучшими качествами, которые очень пригодятся в их жизни, например как: честность, верность, самоотверженность и сдержанность. Эти все черты можно заполучить, но нужно будет отказаться от корысти и эгоизма, и только тогда вы сумеете стать по-настоящему счастливым и честным человеком

Верным человеком стать довольно тяжело, для этого придется бороться с самим собой, со своими отрицательными чертами характера и первобытными инстинктами, но если у человека получиться, его больше не будет съедать совесть и обида.

3 стр., 1179 слов

Проблема нравственного выбора человека на войне

... что мужество и самоотверженность — самые главные качества человека на войне. Таким образом, можно сделать вывод: на войне человек поставлен в ситуацию нравственного выбора, и кем быть: выжившим подлецом или погибшим ... себя. Рыбак стал для него не предателем, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал, не понял чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах ...

Сочинение Что такое Нравственный выбор

С самого детства нам прививают правильные взгляды на жизнь, манеры поведения и основу понимания окружающего мира. Родители изо всех сил стараются воспитать достойного продолжателя рода, показывая, что правильно, а что нет. В такое понятие как “воспитание” входят множество составляющих, которые с годами мы развиваем, вкладывая в него новые знания.

Ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, когда необходимо сделать выбор, и только от нас зависит, правильным он будет или нет. Что касается нравственного выбора, то такой встречается еще чаще и обеспечивает авторитет человека, ведь как он себя поведет, так он и будет в дальнейшем восприниматься в обществе.

Нравственный выбор – это одна из тех составляющих, которая определяет характер и воспитанность человека. Эти качества, несомненно, закладываются в детстве, и именно с такого возраста мы начинаем их развивать в себе.

Так что такое нравственный выбор и как часто мы с ним сталкиваемся в будничной жизни? Не замечая того, такой выбор мы осуществляем практически ежедневно и таких ситуаций множество. К примеру, сказать правду или промолчать, поддаться искушению или нет – это и есть нравственный выбор.

Наше поведение зависит от нашего воспитания, именно поэтому, в выборе поступить честно или нет, мы выбираем честно. Это те азы воспитанности, моральной чистоплотности, которые должны присутствовать у каждого человека.

В сегодняшних реалиях, таких людей становится все меньше и меньше, следовательно, нравственное воспитание становится редкостью, что достаточно досадно. Зачастую, люди в погоне за дружбой и хорошим отношением к себе, высказывают свое мнение с точки зрения выгоды, но это не есть нравственным выбором, ведь честь и достоинство в таком случае пропадает. На мой взгляд, каждый человек должен быть воспитанным и жить в соответствии с общепринятыми нормами общества, ведь это наша культура. Не стоит забывать и о стране, ведь ее жители – это первый показатель ее благосостояния. Мы должны создавать свое общество в соответствии с нормами морали и не забывать о человечности.

Для меня нравственным выбор – это говорить правду в лицо, поступать по совести и быть гуманным. Мои родители всегда воспитывали во мне эти качества, и я благодарен им, что дали мне должное воспитание. Я надеюсь, что в будущем, каждый из нас осознает всю важность нравственного воспитания и начнет меняться в лучшую сторону.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Природа России

    Россия славиться многими вещами. Это самая большая по территории страна, которая имеет впечатляющую историю, невероятный язык и множество традиций. Но есть то, о чём говорят всегда, если речь заходит о России. И это природа.

  • Сочинение-описание картины Зима пришла. Детство Тутунова (2 класс)

    Есть множество популярных художников, которые пытались через картины передать состояние человека во время первого снега, однако наиболее удачно это получилось у Тутунова в его картине Зима пришла.

  • Сочинения по картинам Крымова

    Описания картин Крымова

Как привить нравственные ценности ребенку?

Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.

2 стр., 769 слов

Проблема нравственного выбора человека

... поведение. Таким образом, я хочу сделать вывод. Нравственный выбор касается каждого человека на протяжении всей жизни. И каждый выбирает ... литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6)Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает ... и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и черной магии изображена не совсем так, ...

Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:

Личный пример.

Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.

Беседы вместо проповедей.

В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.

Дискуссии вместо лекций.

Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».

Совместные игры.

Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.

Капитанская дочка

Одним из самых ярких примеров является образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка». Молодому человеку поступило лестное предложение перейти на сторону Емельяна Пугачева, но молодой человек отказал ему, так как уже дал присягу императрице. За это Пугачев хотел лишить Гринева жизни, но потом узнал в нем человека, спасшего его от холода. Здесь самозванец поступил очень благородно и сохранил жизнь своему спасителю, несмотря на отказ признавать его власть. В этом случае тема нравственного выбора связана с темой патриотизма и долга.

Истоки нравственности

Слово «нравственность» происходит от древнерусского слова «нрав» – характер, обычай, привычка. Внешние события или природные задатки, влияющие на формирование душевных свойств или качеств личности – это основа нравственности человека.

Как передает литература, древнегреческий философ Аристотель рассматривал нравственную деятельность, как основу этики – учения о добре и зле. Этический или моральный выбор – это осознанное поведение человека, совершаемое под влиянием «впитанных с молоком матери» внедренных в сознание норм и правил общества.

2 стр., 927 слов

Проблема давления общественного мнения на нравственный выбор ...

... людьми. И чаще всего возникает вопрос: идти своим путем или быть ведомым кем-то? Стоит ли, как Дюшка, герой рассказа Тендрякова, ... самый сильный среди них. Такой выбор, по мнению автора, низок и странен, ... человек сможет понять, в чём смысл его жизни и в чём его предназначение. «Человека ... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ...

Моральные принципы – это свод объективных духовных правил, различающих добро и зло, регулирующих поведение человека по отношению к окружающей природе, людям, самому себе. К ним относятся:

  • христианские заповеди-запреты: «не убий», «не воруй», «не лги», «не лжесвидетельствуй»;
  • общечеловеческие образцы-ценности: мудрость, честность, справедливость, мужество, благоразумие, ответственность, милосердие.

Альтруизм, гуманизм, коллективизм, разумный эгоизм и толерантность – принципы, помогающие выбрать образец идеального поведения.

Следующее видео – песня про дорогу, развилку, выбор:

Этические принципы всегда имеют два противоположных оценочных полюса, влияющих на выбор: добро или зло, положительный – отрицательный, смелость – трусость, симпатия – антипатия, любовь – ненависть, скромность – тщеславие, требовательность – снисходительность, патриотизм – космополитизм. Выбор осуществляется с учетом полярных свойств:

  • объективность морального требования, не имеющего персонального заявителя, но субъективность позиции личности;
  • усредненность социальных ценностей, но высокие индивидуальные принципы;
  • универсальность общечеловеческих норм, но уникальность требований отдельной группы;
  • практическая целесообразность поведения, но бескорыстная добродетель, которая часто бывает наказуема;
  • логичность поведения в стандартной ситуации, но личная свобода действий.

Личность делает выбор, руководствуясь положительными ценностями конкретного социума, где происходило ее взросление. Несовпадение уникальных этических норм приводит к столкновению интересов групп.

Положительное поведение индивида с точки зрения одной группы, для другой может оказаться безнравственным. На этой почве возникают межличностные, межэтнические или религиозные конфликты. Например, одежда на теле человека, жителями племен, живущих первобытной общиной, воспринимается негативно – как желание обмануть, скрыть что-то от окружающих. И наоборот.

Папуас в юбке из пальмовых листьев на фоне небоскребов воспринимается, как инородное тело.

Жизненный путь – это движение личности по вектору этических представлений.

Примеры из литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/problema-nravstvennogo-vyibora-chelovekana-temu/

В произведениях Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. Гюго, а также в работах других знаменитых писателей проблема морального выбора занимает центральное место. В примерах из литературы нравственный выбор героев всегда связан с конфликтом с обществом, обстоятельствами или собственными интересами.

Мораль и общество

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описывал моральный облик светского человека того времени. Главный герой — типичный аристократ XVIII века, зависимый от мнения общества.

1 стр., 458 слов

Проблема моральной ответственности человека за все происходящее ...

... выбор, переосмыслил моральные ценности, изменил свою жизнь, сотворив множество добрых и нужных дел для людей. «Сколько бы людей ... на её место, не задались вопросом совести о личной ответственности перед человеком, ... задумывается о влиянии окружающих обстоятельств на поведение человека и силе личности. ... остался равнодушным к этой теме и великий русский ... нашего героя чувство стыда за ЧЕЛОВЕКА: «Мне было до ...

Онегин не может отменить дуэль с приятелем Ленским, так как отказ от поединка порицается обществом. Делая выбор между дружбой и формальным «кодексом чести», главный герой совершает роковую ошибку. Безответственное решение Евгения приводит к смерти Ленского.

Вторую ошибку главный герой допускает, отвергнув чувства Татьяны. Онегин не желает связывать себя семейными узами, поэтому даёт девушке категоричный и даже жестокий ответ. Безнравственность Евгения связана не с отсутствием чувств к Татьяне, а с желанием соответствовать высшему обществу.

Татьяна в романе противопоставлена Евгению Онегину. Она выступает образцом моральной чистоты, мудрости и доброты. Встретив Евгений спустя несколько лет, девушка не поддаётся чувствам и делает сложный выбор. Семейные ценности и воспитание берут верх над эмоциями. Это характеризует Татьяну как сильную, волевую личность.

неспособности нести ответственность за свою судьбу писали и другие авторы:

  1. Тургенев в романе «Ася»;
  2. Грибоедов в комедии «Горе от ума»;
  3. Толстой в произведении «Война и мир».

В аргументах из литературы нравственный выбор не всегда оказывается правильным. От поступков и решений героев будет зависеть их дальнейшая жизнь.

Война и долг

Он идёт на предательство

«Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты». Этим выражением Андрей обозначает свой нравственный выбор.

Тарас Бульба болезненно переживает предательство сына. Война с неприятелем не заканчивается, а это значит, что Андрей становится для полковника врагом. Жизненные обстоятельства сталкивают двух героев лицом к лицу. Тарас Бульба, несмотря на свои отцовские чувства, убивает предателя. Для казацкого полковника долг оказывается важнее, чем родительская любовь.

Пётр Гринев в произведении «Капитанская дочка» тоже принимает сложное волевое решение. Оказавшись в плену, он отказывается переходить на сторону бунтовщика Пугачёва. Герой выбирает смерть и только благодаря случайным обстоятельствам остаётся живым.

Эта тема также обсуждается в произведениях:

  • «Судьба человека» Шолохова;
  • «Доктор Живаго» Пастернака;
  • «Жизнь и судьба» Гроссмана;
  • «Сотников» Быкова.

На войне проявляются положительные человеческие качества героев и обнажаются отрицательные черты предателей. Только люди с твёрдым характером могут принять правильное нравственное решение на поле боя.

12 стр., 5938 слов

Выбор решения в условиях непределенности

... решения только претворялись в жизнь. Также на более низком уровне принимались тактические решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений ... проблемы. 2. Выявление альтернатив. 3. Выбор лучшей альтернативы или альтернатив. 4. Внедрение решения в практику. 5. Проверка результата. 1. ...

Внутриличностный конфликт

Часто герои произведений не могут принять правильное решение из-за собственных внутренних противоречий. Человеку, не имеющему устоявшихся ценностей, крайне сложно сделать выбор. Чаще всего его конечное решение — результат случайных обстоятельств.

Классический пример из литературы — образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Герой не может определиться, что для него важнее, — человеческая жизнь или материальное благополучие. Внутренние противоречия не позволяют сделать Родиону правильный выбор. Знаменитая цитата персонажа о «тварях дрожащих» и «право имеющих» подчёркивает невозможность совершения осознанного выбора, основанного на внутренних ценностях.

Ситуация морального выбора

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Аргументы из жизни

В примерах из жизни нравственный выбор встречается намного чаще, чем в литературных работах. Уже в детстве ребёнку предстоит принять первые волевые решения. Например, школьник мечтал пойти после уроков на прогулку с друзьями, но ранее он уже пообещал помочь родителям с уборкой. Ребёнку нужно выбрать между развлечением и долгом.

По сравнению с другими примерами из литературы эту ситуацию нельзя считать серьёзной. Однако именно в детстве закладываются моральные ценности, которыми человек будет руководствоваться всю свою жизнь.

Подросток сталкивается с проблемой морального выбора в классе, дворе и даже в собственной семье. Преодолеть трудности выбора помогают родители, учителя, наставники, старшие товарищи.

Во взрослой жизни люди сталкиваются с более сложным выбором. Желая добиться временного успеха на работе или в личной жизни, человек нередко руководствуется мимолётными ценностями. Приходится делать выбор между материальным достатком и совестью, чувствами и положением в обществе, безопасностью и долгом, комфортом и справедливостью.

14 стр., 6559 слов

В номинации «Настоящая ответственность бывает только личной», ...

... жертву по собственной воле, наше решение имеет моральную ценность. Хайек Фридрих Ответственность и свобода составляют духовную сферу человека. Виктор Франкл Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один. Фазиль Искандер Большинство людей в действительности не ...

Нравственность — это только внутренние установки

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор — это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор — это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.