Поурочный план по русскому языку » по картине А. Кастеева»

Сочинение

Составитель

учитель русского языка

первой квалификационной категории

Орыспаева Майгуль Казиевна

КГУ «Общеобразовательная

Харьковская средняя школа, Актогайского района», Павлодарской области, Республики Казахстан

Дата _______________

Тема 26. Подготовка к сочинению по картине А. Кастеева

«Молодой Абай».

Цель: систематизировать приобретённые учащимися знания об описании; активизировать портретную лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное; проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию внешности человека.

Ход урока

I Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Запись даты и темы урока.

3. Постановка задач.

II Проверка домашнего задания.

1. Сбор тетрадей с упражнением 239.

III Работа по основной теме урока.

1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Сегодня на уроке мы поговорим о внешности человека. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, ведь внешность человека может рассказать о человеке много; как он чувствует себя, что его беспокоит, что радует или огорчает. Мы будем описывать портрет человека.

Перед нами картина Абылхана Кастеева «Молодой Абай». Портрет Абая писали многие казахстанские художники, но, в основном, это были портреты Абая в зрелом возрасте, так как до нас дошла единственная фотография поэта, на которой изображен Абай за несколько лет до смерти. А. Кастеев сумел представить казахского просветителя в юном возрасте.

2 стр., 923 слов

Что дают человеку уроки прошлого

... перемен. Уроки прошлого дают человеку основу для будущих открытий и побед. Не нужно жить прошлым, ведь тогда не останется места для настоящего и будущего. Что дают человеку уроки прошлого Несколько интересных сочинений ... раз, когда я захочу освоить другой иностранный язык, я непременно воспользуюсь своим положительным уроком прошлого. Мои уроки прошлого могут послужить еще кому-то ориентиром того, ...

2. Слово о художнике., Абильхан Кастеев

3. Беседа по картине., Словарно-стилистическая работа.

  • Расскажите, что вы знаете об Абае Кунанабаеве.

Ответы учащихся:

  • С какими трудностями пришлось столкнуться Абаю в пору юности?

Ответы учащихся:

  • Как показан Абай на портрете Кастеева?

Ответы учащихся:

  • Обратимся к внешности поэта. Что может рассказать лицо о характере хозяина?

Ответы учащихся:

  • О чем может рассказать взгляд Абая?

Ответы учащихся:

  • Во что одет Абай?

Ответы учащихся:

  • Есть ли на картине предметы?

Ответы учащихся:

  • Почему художник изобразил юного Абая с книгой?

Ответы учащихся:

  • На каком фоне представлен поэт?

Ответы учащихся:

— Какие краски, тона использовал художник в своей работе? Удалось ли через них передать настроение героя?

Ответы учащихся:

  • Что хотел показать художник? Какова главная мысль картины?

Ответы учащихся: А. Кастеев показал великую просветительскую роль Абая для казахского народа.

4. Составление примерного плана сочинения.

I. Вступление.

Художник и его картина.

II. Основная часть.

Образ Абая

1. Внешний облик:

  • а) черты лица: юность и зрелость;
  • б) одежда;
  • в) книга в руках;

2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героя).

3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.

III. Заключение.

Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?

V Подведение итогов.

V I Выставление поурочного балла.

VII Домашнее задание: написать сочинение.