Составитель
учитель русского языка
первой квалификационной категории
Орыспаева Майгуль Казиевна
КГУ «Общеобразовательная
Харьковская средняя школа, Актогайского района», Павлодарской области, Республики Казахстан
Дата _______________
Тема 26. Подготовка к сочинению по картине А. Кастеева
«Молодой Абай».
Цель: систематизировать приобретённые учащимися знания об описании; активизировать портретную лексику учеников; формировать умение наблюдать, выделять главное; проверить, умеют ли ученики, вдумываясь в формулировку темы: а) раскрыть тему и передать основную мысль; б) выбрать верную форму изложения; в) правильно строить текст, используя лексические возможности языка; подготовить учащихся к речевому действию – сочинению – описанию внешности человека.
Ход урока
I Оргмомент.
1. Приветствие.
2. Запись даты и темы урока.
3. Постановка задач.
II Проверка домашнего задания.
1. Сбор тетрадей с упражнением 239.
III Работа по основной теме урока.
1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Сегодня на уроке мы поговорим о внешности человека. Через внешность мы постигаем внутренний мир человека, его характер и настроение, находим главное и неповторимое в облике конкретного человека. Как важно быть наблюдательным, внимательным к окружающим людям, ведь внешность человека может рассказать о человеке много; как он чувствует себя, что его беспокоит, что радует или огорчает. Мы будем описывать портрет человека.
Перед нами картина Абылхана Кастеева «Молодой Абай». Портрет Абая писали многие казахстанские художники, но, в основном, это были портреты Абая в зрелом возрасте, так как до нас дошла единственная фотография поэта, на которой изображен Абай за несколько лет до смерти. А. Кастеев сумел представить казахского просветителя в юном возрасте.
Что дают человеку уроки прошлого
... перемен. Уроки прошлого дают человеку основу для будущих открытий и побед. Не нужно жить прошлым, ведь тогда не останется места для настоящего и будущего. Что дают человеку уроки прошлого Несколько интересных сочинений ... раз, когда я захочу освоить другой иностранный язык, я непременно воспользуюсь своим положительным уроком прошлого. Мои уроки прошлого могут послужить еще кому-то ориентиром того, ...
2. Слово о художнике., Абильхан Кастеев
3. Беседа по картине., Словарно-стилистическая работа.
- Расскажите, что вы знаете об Абае Кунанабаеве.
Ответы учащихся:
- С какими трудностями пришлось столкнуться Абаю в пору юности?
Ответы учащихся:
- Как показан Абай на портрете Кастеева?
Ответы учащихся:
- Обратимся к внешности поэта. Что может рассказать лицо о характере хозяина?
Ответы учащихся:
- О чем может рассказать взгляд Абая?
Ответы учащихся:
- Во что одет Абай?
Ответы учащихся:
- Есть ли на картине предметы?
Ответы учащихся:
- Почему художник изобразил юного Абая с книгой?
Ответы учащихся:
- На каком фоне представлен поэт?
Ответы учащихся:
— Какие краски, тона использовал художник в своей работе? Удалось ли через них передать настроение героя?
Ответы учащихся:
- Что хотел показать художник? Какова главная мысль картины?
Ответы учащихся: А. Кастеев показал великую просветительскую роль Абая для казахского народа.
4. Составление примерного плана сочинения.
I. Вступление.
Художник и его картина.
II. Основная часть.
Образ Абая
1. Внешний облик:
- а) черты лица: юность и зрелость;
- б) одежда;
- в) книга в руках;
2. Черты характера (как через внешние черты художник показал душевный мир героя).
3. Роль цветовой гаммы в раскрытии образа.
III. Заключение.
Отношение художника к героине. Какие мысли и чувства выражает картина?
V Подведение итогов.
V I Выставление поурочного балла.
VII Домашнее задание: написать сочинение.