Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений

Сочинение

Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 1

ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно .

На выполнение экзаменационной работы по дается 4 часа (240 минут).

Работа состоит из трех частей.

Часть 1

Часть 2

только один из них правильный

кружочком.

Часть 3

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они даны., Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!

Модель 2

Часть 1

Прослушайте текст, озаглавьте его и напишите подробное изложение.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских бота­нических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишняУже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудли­вость листьев.

(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонив­шись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!

(10)Что ж пальма! — под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?

(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.

(по В. Солоухину)

Задания 1-4

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1)

Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.

2)

Чужеземная природа способна затмить русскую природу.

3)

Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.

4)

Нужно беречь и .

2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?

1)

3

2)

8

3)

11

4)

16

экзотический

( предложение № 17)?

1)

искусственный

2)

расположенный на экваторе

3)

необычный, диковинный

4)

никем не изученный

НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ

1)

олицетворение

2)

3)

синонимы

4)

эпитеты, анафора

Часть 3

Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы в целом и отдельных заданий

Часть 1

1.1. Текст изложения

Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.

Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих север­ных тихих небес, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Иск­лючения бывают редко.

Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не смо­жет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто — ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосен­них садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я — сов­сем не знаю почему — вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.

1.2. Выполнение первой части работы – написание подробного изложения позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.

Баллы

I

Содержание изложения

К 1

Понимание содержания исходного текста

А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли исходного текста, отражает ее в изложении без искажений.

1

В) Основная мысль исходного текста не нашла отражения в изложении.

0

К 2

Отражение в изложении содержания исходного текста

А) Содержание текста передано без искажений. Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют.

2

Б) Имеются отдельные нарушения в передаче информации и/или допущены фактические ошибки.

1

В) Содержание исходного текста передано с искажением или не передано вовсе.

0

3

II

К 3

Соответствие работы учащегося типу речи исходного текста

А) Работа учащегося соответствует типу речи исходного текста.

1

Б) Создан текст иного типа речи.

0

К 4

Композиционная стройность работы учащегося

А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи.

2

Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований.

1

В) В работе учащегося отсутствует логика в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи.

0

К 5

Отражение в работе речевых особенностей исходного текста

А) Работа учащегося передает речевые особенности исходного текста.

2

Б) Имеются отдельные нарушения стилистических особенностей текста.

1

В) Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы.

0

Максимальное количество баллов за речевое оформление изложения

5

Максимальное количество баллов

8

Часть 2

2.1. Текст для чтения

(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских бота­нических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвка­липт, лавровишняУже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудли­вость листьев.

(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.

(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохлад­ную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонив­шись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!

(10)Что ж пальма! — под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.

(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пей­зажа?

(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он, не заду­мываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несом­ненно, Россия.

(по В. Солоухину)

2.2. За верное выполнение заданий 1-4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, – 4 балла .

2.3 . Тестовые задания с ответами

1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1)

Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу.

2)

Чужеземная природа способна затмить русскую природу.

3)

Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.

4)

Нужно беречь и охранять природу.

//Ответ: 3

2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?

1)

3

2)

8

3)

11

4)

16

//Ответ: 4

экзотический

( предложение № 17)?

1)

искусственный

2)

расположенный на экваторе

3)

необычный, диковинный

4)

никем не изученный

//Ответ: 3

НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ

1)

олицетворение

2)

антонимы

3)

синонимы

4)

эпитеты, анафора

//Ответ: 2

Часть 3

Третья часть

Баллы

I

Содержание сочинения-рассуждения

Р 1

Понимание содержания исходного текста

А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передает ее в сочинении.

2

Б) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, но поверхностно отражает ее в сочинении.

1

В) Основная мысль, объединяющая прослушанный и прочитанный тексты, не нашла отражения в сочинении или понимание учащимся основной мысли выражается в пересказе исходных текстов.

0

Р 2

Правильность фактического материала

А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют.

1

Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки.

0

Р 3

Выражение собственного мнения по проблеме

А) Ученик выбирает версию авторов или доказывает свою оригинальную версию, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.

2

Б) Ученик выбирает версию авторов или выдвигает свою оригинальную версию, но не приводит аргументов .

1

В)Ученик или только заявляет о своей позиции(«я согласен / не согласен с авторами»), или вообще никак не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного.

0

5

II

Р 4

Соответствие работы учащегося заданному типу речи

(сочинениерассуждение)

А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи.

2

Б)Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения ( аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т. п.).

1

В) Создан текст иного типа речи.

0

Р 5

Композиционная стройность работы учащегося

А) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи.

2

Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований.

1

В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи.

0

Р 6

Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения.

А) Учащийся реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные.

2

Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей.

1

В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован.

0

Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения

6

Максимальное количество баллов

11

всей экзаменационной работы

Баллы

Г1

Соблюдение норм

А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая)

2

Б) не более 4

1

В) более 4

0

Г2

Соблюдение норм

А) пунктуационных ошибок нет или 1

2

Б) не более 4

1

В) более 4

0

Г3

Соблюдение грамматических норм

А) грамматических ошибок нет или 1

2

Б) не более 2

1

В) более 2

0

Г4

Речевые ошибки

А) нет или 1

3

Б) не более 3

2

В) 4-5

1

Г) более 5

0

Максимальное количество баллов

9

При оценке грамотности (Г1-Г4) следует учитывать объём сочинения .

Если объем сочинения составляет 70 – 150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице №3.

Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1-Г4.

При оценке сочинения объёмом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1,Г2,Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г3 ­– не более 1.

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, –32 балла.

Школьные отметки (вне зависимости от выбранной модели) могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями.

Перевод баллов в школьные отметки

Школьная отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-17

18-27

28-32

Минимальный балл от общего числа баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) К1-К5, Р1-Р6, Г1-Г4

9

14

16

Минимальный балл за грамотность из числа минимальных баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) Г1-Г4

4

6

7