 
 
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно .
На выполнение экзаменационной работы по дается 4 часа (240 минут).
Работа состоит из трех частей.
Часть 1
Часть 2
только один из них правильный
кружочком.
Часть 3
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они даны., Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!
Модель 2
Часть 1
| Прослушайте текст, озаглавьте его и напишите подробное изложение. | 
Часть 2
| Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4. | 
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишняУже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10)Что ж пальма! — под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(по В. Солоухину)
Задания 1-4
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
| 1) | Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу. | 
| 2) | Чужеземная природа способна затмить русскую природу. | 
| 3) | Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы. | 
| 4) | Нужно беречь и . | 
2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?
| 1) | 3 | 
| 2) | 8 | 
| 3) | 11 | 
| 4) | 16 | 
экзотический
( предложение № 17)?
| 1) | искусственный | 
| 2) | расположенный на экваторе | 
| 3) | необычный, диковинный | 
| 4) | никем не изученный | 
НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ
| 1) | олицетворение | 
| 2) | |
| 3) | синонимы | 
| 4) | эпитеты, анафора | 
Часть 3
Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.
Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы в целом и отдельных заданий
Часть 1
1.1. Текст изложения
Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто — ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я — совсем не знаю почему — вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.
1.2. Выполнение первой части работы – написание подробного изложения позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.
| № | Баллы | |
| I | Содержание изложения | |
| К 1 | Понимание содержания исходного текста | |
| А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли исходного текста, отражает ее в изложении без искажений. | 1 | |
| В) Основная мысль исходного текста не нашла отражения в изложении. | 0 | |
| К 2 | Отражение в изложении содержания исходного текста | |
| А) Содержание текста передано без искажений. Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют. | 2 | |
| Б) Имеются отдельные нарушения в передаче информации и/или допущены фактические ошибки. | 1 | |
| В) Содержание исходного текста передано с искажением или не передано вовсе. | 0 | |
| 3 | ||
| II | ||
| К 3 | Соответствие работы учащегося типу речи исходного текста | |
| А) Работа учащегося соответствует типу речи исходного текста. | 1 | |
| Б) Создан текст иного типа речи. | 0 | |
| К 4 | Композиционная стройность работы учащегося | |
| А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи. | 2 | |
| Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований. | 1 | |
| В) В работе учащегося отсутствует логика в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи. | 0 | |
| К 5 | Отражение в работе речевых особенностей исходного текста | |
| А) Работа учащегося передает речевые особенности исходного текста. | 2 | |
| Б) Имеются отдельные нарушения стилистических особенностей текста. | 1 | |
| В) Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы. | 0 | |
| Максимальное количество баллов за речевое оформление изложения | 5 | |
| Максимальное количество баллов | 8 | 
Часть 2
2.1. Текст для чтения
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишняУже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10)Что ж пальма! — под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(по В. Солоухину)
2.2. За верное выполнение заданий 1-4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, – 4 балла .
2.3 . Тестовые задания с ответами
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
| 1) | Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу. | 
| 2) | Чужеземная природа способна затмить русскую природу. | 
| 3) | Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы. | 
| 4) | Нужно беречь и охранять природу. | 
//Ответ: 3
2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?
| 1) | 3 | 
| 2) | 8 | 
| 3) | 11 | 
| 4) | 16 | 
//Ответ: 4
экзотический
( предложение № 17)?
| 1) | искусственный | 
| 2) | расположенный на экваторе | 
| 3) | необычный, диковинный | 
| 4) | никем не изученный | 
//Ответ: 3
НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ
| 1) | олицетворение | 
| 2) | антонимы | 
| 3) | синонимы | 
| 4) | эпитеты, анафора | 
//Ответ: 2
Часть 3
Третья часть
| № | Баллы | |
| I | Содержание сочинения-рассуждения | |
| Р 1 | Понимание содержания исходного текста | |
| А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передает ее в сочинении. | 2 | |
| Б) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, но поверхностно отражает ее в сочинении. | 1 | |
| В) Основная мысль, объединяющая прослушанный и прочитанный тексты, не нашла отражения в сочинении или понимание учащимся основной мысли выражается в пересказе исходных текстов. | 0 | |
| Р 2 | Правильность фактического материала | |
| А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют. | 1 | |
| Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки. | 0 | |
| Р 3 | Выражение собственного мнения по проблеме | |
| А) Ученик выбирает версию авторов или доказывает свою оригинальную версию, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов. | 2 | |
| Б) Ученик выбирает версию авторов или выдвигает свою оригинальную версию, но не приводит аргументов . | 1 | |
| В)Ученик или только заявляет о своей позиции(«я согласен / не согласен с авторами»), или вообще никак не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного. | 0 | |
| 5 | ||
| II | ||
| Р 4 | Соответствие работы учащегося заданному типу речи (сочинение – рассуждение) | |
| А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи. | 2 | |
| Б)Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения ( аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т. п.). 
 | 1 | |
| В) Создан текст иного типа речи. | 0 | |
| Р 5 | Композиционная стройность работы учащегося | |
| А) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи. | 2 | |
| Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований. | 1 | |
| В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи. | 0 | |
| Р 6 | Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения. | |
| А) Учащийся реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные. | 2 | |
| Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей. | 1 | |
| В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован. | 0 | |
| Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения | 6 | |
| Максимальное количество баллов | 11 | 
всей экзаменационной работы
| № | Баллы | |
| Г1 | Соблюдение норм | |
| А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая) | 2 | |
| Б) не более 4 | 1 | |
| В) более 4 | 0 | |
| Г2 | Соблюдение норм | |
| А) пунктуационных ошибок нет или 1 | 2 | |
| Б) не более 4 | 1 | |
| В) более 4 | 0 | |
| Г3 | Соблюдение грамматических норм | |
| А) грамматических ошибок нет или 1 | 2 | |
| Б) не более 2 | 1 | |
| В) более 2 | 0 | |
| Г4 | Речевые ошибки | |
| А) нет или 1 | 3 | |
| Б) не более 3 | 2 | |
| В) 4-5 | 1 | |
| Г) более 5 | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 9 | 
При оценке грамотности (Г1-Г4) следует учитывать объём сочинения .
Если объем сочинения составляет 70 – 150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице №3.
Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1-Г4.
При оценке сочинения объёмом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1,Г2,Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г3 – не более 1.
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, –32 балла.
Школьные отметки (вне зависимости от выбранной модели) могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями.
Перевод баллов в школьные отметки
| Школьная отметка | «2» | «3» | «4» | «5» | 
| Первичный балл | 0-8 | 9-17 | 18-27 | 28-32 | 
| Минимальный балл от общего числа баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) К1-К5, Р1-Р6, Г1-Г4 | 9 | 14 | 16 | |
| Минимальный балл за грамотность из числа минимальных баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) Г1-Г4 | 4 | 6 | 7 | 
 
					