ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно .
На выполнение экзаменационной работы по дается 4 часа (240 минут).
Работа состоит из трех частей.
Часть 1
Часть 2
только один из них правильный
кружочком.
Часть 3
Это задание выполняется на отдельном листе.
Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они даны., Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.
Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!
Приступайте к выполнению работы.
Желаем успеха!
Модель 2
Часть 1
Прослушайте текст, озаглавьте его и напишите подробное изложение. |
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4. |
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишняУже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10)Что ж пальма! — под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Гремят на ветру листья пальмы, словно жестяные или фанерные, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он обязательно скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(по В. Солоухину)
Задания 1-4
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) |
Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу. |
2) |
Чужеземная природа способна затмить русскую природу. |
3) |
Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы. |
4) |
Нужно беречь и . |
2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?
1) |
3 |
2) |
8 |
3) |
11 |
4) |
16 |
экзотический
( предложение № 17)?
1) |
искусственный |
2) |
расположенный на экваторе |
3) |
необычный, диковинный |
4) |
никем не изученный |
НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ
1) |
олицетворение |
2) |
|
3) |
синонимы |
4) |
эпитеты, анафора |
Часть 3
Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.
Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы в целом и отдельных заданий
Часть 1
1.1. Текст изложения
Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили «под сереньким ситцем этих северных тихих небес, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто — ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, — ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я — совсем не знаю почему — вспомнил крошечный городок Спас-Клепики, и у меня заныло сердце.
1.2. Выполнение первой части работы – написание подробного изложения позволяет выявить уровень сформированности у девятиклассников комплекса речевых умений. Каждое из умений оценивается в соответствии с уровнем его сформированности от 0 до 2 баллов.
№ |
Баллы |
|
I |
Содержание изложения |
|
К 1 |
Понимание содержания исходного текста |
|
А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли исходного текста, отражает ее в изложении без искажений. |
1 |
|
В) Основная мысль исходного текста не нашла отражения в изложении. |
0 |
|
К 2 |
Отражение в изложении содержания исходного текста |
|
А) Содержание текста передано без искажений. Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют. |
2 |
|
Б) Имеются отдельные нарушения в передаче информации и/или допущены фактические ошибки. |
1 |
|
В) Содержание исходного текста передано с искажением или не передано вовсе. |
0 |
|
3 |
||
II |
||
К 3 |
Соответствие работы учащегося типу речи исходного текста |
|
А) Работа учащегося соответствует типу речи исходного текста. |
1 |
|
Б) Создан текст иного типа речи. |
0 |
|
К 4 |
Композиционная стройность работы учащегося |
|
А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи. |
2 |
|
Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований. |
1 |
|
В) В работе учащегося отсутствует логика в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи. |
0 |
|
К 5 |
Отражение в работе речевых особенностей исходного текста |
|
А) Работа учащегося передает речевые особенности исходного текста. |
2 |
|
Б) Имеются отдельные нарушения стилистических особенностей текста. |
1 |
|
В) Речевые особенности исходного текста в работе учащегося не переданы. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за речевое оформление изложения |
5 |
|
Максимальное количество баллов |
8 |
Часть 2
2.1. Текст для чтения
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишняУже не поражали нас к концу дня ни развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4)Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного которому не было во всем саду. (5)Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне.(6) Мы в этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7)Табличка гласила, что перед нами береза обыкновенная.
(8)А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь листву.(9)Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10)Что ж пальма! — под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка.(11) Словно жестяные или фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12)А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15)Не знаем, чем владеем. (16)Потому и тянет к черту на кулички, в так называемую экзотику. (17)А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(по В. Солоухину)
2.2. За верное выполнение заданий 1-4 второй части экзаменационной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший 4 задания второй части работы, – 4 балла .
2.3 . Тестовые задания с ответами
1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
1) |
Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березу. |
2) |
Чужеземная природа способна затмить русскую природу. |
3) |
Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы. |
4) |
Нужно беречь и охранять природу. |
//Ответ: 3
2. В каком предложении текста В. Солоухина употреблен фразеологизм?
1) |
3 |
2) |
8 |
3) |
11 |
4) |
16 |
//Ответ: 4
экзотический
( предложение № 17)?
1) |
искусственный |
2) |
расположенный на экваторе |
3) |
необычный, диковинный |
4) |
никем не изученный |
//Ответ: 3
НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ
1) |
олицетворение |
2) |
антонимы |
3) |
синонимы |
4) |
эпитеты, анафора |
//Ответ: 2
Часть 3
Третья часть
№ |
Баллы |
|
I |
Содержание сочинения-рассуждения |
|
Р 1 |
Понимание содержания исходного текста |
|
А) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передает ее в сочинении. |
2 |
|
Б) Учащийся обнаруживает верное понимание основной мысли, объединяющей прослушанный и прочитанный тексты, но поверхностно отражает ее в сочинении. |
1 |
|
В) Основная мысль, объединяющая прослушанный и прочитанный тексты, не нашла отражения в сочинении или понимание учащимся основной мысли выражается в пересказе исходных текстов. |
0 |
|
Р 2 |
Правильность фактического материала |
|
А) Фактические ошибки в работе учащегося отсутствуют. |
1 |
|
Б) В работе учащегося имеются фактические ошибки. |
0 |
|
Р 3 |
Выражение собственного мнения по проблеме |
|
А) Ученик выбирает версию авторов или доказывает свою оригинальную версию, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов. |
2 |
|
Б) Ученик выбирает версию авторов или выдвигает свою оригинальную версию, но не приводит аргументов . |
1 |
|
В)Ученик или только заявляет о своей позиции(«я согласен / не согласен с авторами»), или вообще никак не высказывает своего мнения по поводу прочитанного и прослушанного. |
0 |
|
5 |
||
II |
||
Р 4 |
Соответствие работы учащегося заданному типу речи (сочинение – рассуждение) |
|
А) Работа учащегося соответствует заданному типу речи. |
2 |
|
Б)Работа учащегося соответствует заданному типу речи, однако имеются отдельные нарушения ( аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств, встречаются не объясненные пишущим, противоречащие друг другу утверждения и т. п.).
|
1 |
|
В) Создан текст иного типа речи. |
0 |
|
Р 5 |
Композиционная стройность работы учащегося |
|
А) Учащийся демонстрирует умение логично, последовательно и связно строить высказывание; текст правильно разделен на абзацы; в тексте верно использованы языковые средства логической связи. |
2 |
|
Б) В работе учащегося имеются отдельные нарушения перечисленных выше требований. |
1 |
|
В) В работе учащегося отсутствует логика и последовательность в построении высказывания; нет деления на абзацы; имеются ошибки в использовании языковых средств логической связи. |
0 |
|
Р 6 |
Запас лексических и грамматических средств, позволяющий учащемуся реализовать замысел сочинения. |
|
А) Учащийся реализует замысел сочинения, уместно использует языковые средства, в том числе выразительные. |
2 |
|
Б) Учащийся обладает достаточным запасом лексических и грамматических средств, но не всегда уместно использует их для выражения своих мыслей. |
1 |
|
В) Речь учащегося бедна. Замысел сочинения не реализован. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за речевое оформление сочинения |
6 |
|
Максимальное количество баллов |
11 |
всей экзаменационной работы
№ |
Баллы |
|
Г1 |
Соблюдение норм |
|
А) орфографических ошибок нет (или 1 негрубая) |
2 |
|
Б) не более 4 |
1 |
|
В) более 4 |
0 |
|
Г2 |
Соблюдение норм |
|
А) пунктуационных ошибок нет или 1 |
2 |
|
Б) не более 4 |
1 |
|
В) более 4 |
0 |
|
Г3 |
Соблюдение грамматических норм |
|
А) грамматических ошибок нет или 1 |
2 |
|
Б) не более 2 |
1 |
|
В) более 2 |
0 |
|
Г4 |
Речевые ошибки |
|
А) нет или 1 |
3 |
|
Б) не более 3 |
2 |
|
В) 4-5 |
1 |
|
Г) более 5 |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
9 |
При оценке грамотности (Г1-Г4) следует учитывать объём сочинения .
Если объем сочинения составляет 70 – 150 слов, то такая работа оценивается по критериям, данным в таблице №3.
Если объем сочинения менее 50 слов, то такая работа оценивается нулем баллов по критериям Г1-Г4.
При оценке сочинения объёмом от 50 до 70 слов число допустимых ошибок всех четырех видов уменьшается: 1 балл по критериям Г1,Г2,Г4 ставится, если в работе допущено не более 3 ошибок; по критерию Г3 – не более 1.
Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, –32 балла.
Школьные отметки (вне зависимости от выбранной модели) могут быть выставлены по пятибалльной шкале в соответствии со следующими рекомендациями.
Перевод баллов в школьные отметки
Школьная отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичный балл |
0-8 |
9-17 |
18-27 |
28-32 |
Минимальный балл от общего числа баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) К1-К5, Р1-Р6, Г1-Г4 |
9 |
14 |
16 |
|
Минимальный балл за грамотность из числа минимальных баллов за выполнение всех письменных работ (изложение, сочинение) Г1-Г4 |
4 |
6 |
7 |