Всем известна сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», на сюжет которой Римский-Корсаков написал сказочную оперу. Полет шмеля – это эпизод, который исполняет симфонический оркестр в первой картине 3 действия оперы.
От острова Буяна отплывает корабль, ведущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. Грустно и тоскливо Гвидону. Хотелось бы повидать ему отца, да как так сделать, чтобы остаться невидимым. Может Лебедь поможет? Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелем… И вот царевич превращается…Конечно же, в шмеля! И летит на корабль. А царевна – Лебедь поет ему вслед:
Ты теперь, мой шмель, гулой,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!
Какая забавная и интересная музыка. Она запоминается с первого раза. Полет шмеля полюбили и слушатели и исполнители. Эта музыка стала теперь самостоятельным концертным номером. Его играют на разных инструментах и выдающиеся исполнители, и любители музыки, и взрослые, и дети. Проводятся даже конкурсы на скорость исполнения этой музыки. Известный гитарист Виктор Зинчук получил награду в Англии. Он исполнил «Полет шмеля» за 24 секунды (по 20 нот за 1 секунду).
Даже мировые рекорды устанавливаются на виртуозное исполнение пьесы.
Да, удивительную музыку сочинил Римский-Корсаков! Такая маленькая пьеска (звучит 1 минуту), а столько в ней тайн и загадок, которые я и хочу разгадать.
Я читал, что Римский-Корсаков любил поэзию Пушкина, и мысль написать сказочную оперу увлекла его. Пушкинские строки будоражили творческую фантазию и воображение композитора. За сочинение оперы Римский-Корсаков принялся весной 1899 года. А летом жил в деревне, в местечке Вечаша, под Петербургом. Природа приводила его в восторг. Композитор любил и умел вслушиваться, всматриваться в окружающий мир. Он записывал «с натуры» голоса природы – и пение птиц и жужжание мошкары, которые превращались в музыкальные образы. Наверное, Римский-Корсаков наблюдал за полетом шмеля, слушая его низкое бархатистое жужжание. Поэтому гудение шмеля композитор передает тембром виолончели.
Много раз я слушал эту пьесу. Как рисует образ шмеля Римский-Корсаков? Сначала мы слышим громкое и назойливое «жужжание». И кажется, что шмель гудит прямо около уха, даже отмахнуться хочется или убежать, так правдоподобно звучит подражание голосу шмеля. Это звукоизобразительный прием.
Мелодия простая и незатейливая из третьей октавы движется по полутонам вниз (часто повторяются мотивы).
Мелодия развивается по спирали, мы слышим как- бы вращательное движение. Композитор использует очень быстрый темп Vivace d-144, громкую динамику. Все вместе – тембр, динамика, темп и особая мелодия – создают образ шмеля. Композитор умело использует элементы музыкального языка. Он в этом Мастер своего дела! Но это еще не все.
Какие же чувства и настроение передает музыка «Полета шмеля»? Что хотел рассказать нам композитор? Когда слушаешь эту музыку, то наполняешься радостью, энергией, чувствуешь нетерпение и желание Гвидона увидеть свои родные края, своего любимого отца. Любовь, надежда, радость – вот что передает музыка. Значит, изображая полет шмеля, композитор умело выразил в ней человеческие чувства.
Теперь мне все стало понятно. Чтобы сочинить такую музыкальную миниатюру, создать такой необыкновенный музыкальный образ, и передать яркие человеческие чувства, необходимо иметь многое: Вдохновение, Чуткость, Наблюдательность, Фантазию, Воображение, Талант и Мастерство! И еще чуть-чуть Волшебства! А волшебство – это чудо, поэтому его невозможно разгадать. Чуду можно только удивляться и радоваться, и восхищаться волшебной и сказочной музыкой Римского-Корсакова!
|