Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой

Сочинение

Обычно наиболее остро тема родины встает в литературе в периоды войн, революций и т.п., то есть тогда, когда человеку необходимо совершить свой нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века, чему способствовали несколько революций, Гражданская и Первая мировая войны.

Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколений русской интеллигенции.

Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.

Вполне закономерно, что при таких политических событиях возникает проблема эмиграции, которая действительно сильно коснулась России в первой половине XX века. Многие поэты, писатели, художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув родину.

Не с теми я, кто бросил землю, На растерзание врагам., Их грубой мести я не внемлю.

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник., Как заключенный, как больной, Темна твоя дорога, странник,, Полынью пахнет хлеб чужой…

(1922 г.)

Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но и четко определяет свой выбор, так как для нее эмиграция невозможна.

Мне голос был. Он звал утешно,, Он говорил: «Иди сюда,, Оставь свой край глухой и грешный,, Оставь Россию навсегда…», …Но равнодушно и спокойно, Руками я замкнула слух,, Чтоб этой речью недостойной, Не осквернился скорбный дух.

(1917 г.)

Но родиной в стихах Ахматовой является не только Россия, но и Царское Село, Петербург, Слепнево. Она описывает места, дорогие прежде всего ей самой, свою родину; но тем не менее эти автобиографические черты не вырываются из общего контекста проблем, затрагиваемых поэтессой. Она рассматривает свои личные впечатления и переживания, сопоставляя их с общечеловеческими.

У Ахматовой много стихов, посвященных Петербургу-Петрограду-Ленинграду, городу, с которым так тесно была связана ее судьба.

И мы забыли навсегда,, Заключены в столице дикой,, Озера, степи, города, И зори родины великой., В кругу кровавом день и ночь, Фонит жестокая истома.,., Никто нам не хотел помочь, За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,, Мы сохранили для себя, Его дворцы, огонь и воду…

В стихотворениях Ахматовой, посвященных Петербургу, Петербург- это не символ чего-то, это сам город: «…Мы сохранили для себя // Его дворцы, огонь и воду…» Хотя в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны или эпохи. Строки из того же стихотворения «Петроград, 1919»:

15 стр., 7013 слов

Образ Петербурга в русской литературе

... часто бывало в России, революционная деятельность приобрела литературную форму. Пушкинский Петербург Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. Снова он ... русские книги печатать стало практически невозможно. Литературная жизнь в начале XIX века Русская действительность постепенно менялась. Архаичный литературный язык и высокий стиль перестали соответствовать ...

Иная близится пора,, Уж ветер смерти сердце студит,, Но наш священный град, Петра Невольным памятником будет.

(1920 г.)

Ахматова рассматривает события в России не только как политические, но и придает им вселенское значение. И если у А. Блока в поэме «Двенадцать» революция — это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара божья. Поэтесса обращается к библейским источникам. Например, стихотворение «Лотова жена» (1922-1924 г ):

И праведник шел за посланником Бога,, Огромный и светлый, по черной горе, Но громко жене говорила тревога:, Не поздно, ты можешь еще посмотреть, На красные башни родного Содома,, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома,, Где милому мужу детей родила…

Ахматова оправдывает ее поступок:

Лишь сердце мое никогда не забудет, Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Это не просто библейская притча, переложенная на стихи, Ахматова сравнивает судьбу своей родины с Содомом, как позже— с Парижем в стихотворении «В сороковом году»: «Когда погребают эпоху…» Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла эта участь, Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.

..Но с любопытством иностранки., Плененной каждой новизной,, Глядела я, как мчатся санки, И слушала язык родной., И дикой свежестью и силой, Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходит со мною на крыльцо.

(1929 г.)

В поэме «Реквием» Ахматова продолжает свой поэтический прием, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой современной эпохи. Поэма так и начинается:

Нет, и не под чуждым небосводом,, И не под защитой чуждых крыл, —, Я была тогда с моим народом., Там, где мой народ, к несчастью, был.

(1961 г.)

Опять же она возвращается к проблеме эмиграции и указывает на то, что для нее нет и не было другого выхода, как только остаться на родине вместе со своим народом.

Поэма посвящена трагедии матери, потерявшей сына. И опять Ахматова решает ее характерными для себя художественными средствами. Она описывает себя и свою трагедию, но сопоставляя ее с трагедией всех матерей, как стоящих с ней сейчас в этой очереди, так и матерей всех времен. Во вступлении она приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:

2 стр., 833 слов

Я люблю свою Родину Россию

... 7, 8, 9 класс ` Я люблю свою Родину Россию Популярные сочинения Жизнь без мечты, – какая ... один из видов искусства, которое объединяет такие художественные произведения как романы, повести, ... любит эту страну, то, вероятно завидует этим невероятным природным красотам и богатствам, обилию просторов и великолепным людям, мистическим пространствам и множеству глубинных традиций. Сравнивая Россию ...

Смертный пот на челе… Не забыть!, Буду я, как стрелецкие женки,, Под кремлевскими башнями выть.

Ахматова сравнивает также себя и всех женщин с Богоматерью, потерявшей сына:

Магдалина билась и рыдала,, Ученик любимый каменел,, А туда, где молча Мать стояла,, Так никто взглянуть и не посмел.

Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: Посвящение, Вступление, Приговор, К смерти, Распятие, Эпилог.

И опять, уже в 60-е годы Ахматова возвращается к теме родины Вновь появляются стихи о дорогих и памятных местах звучащие как ностальгия по ушедшей эпохе: «Царскосельская ода» (1961 г.) и т.п.

В стихотворении «Родная земля», которое начинается строками из стихотворения 1922 г.:

И в мире нет людей бесслезней,, Надменнее и проще вас… —

Ахматова продолжает тему родины. Это не Петербург 1913 года или уже Ленинград; это не революционная Россия; это Россия вообще, такая, какая она есть сама по себе и какая она есть для каждого, родившегося в ней.

Но ложимся в нее и становимся ею,

оттого и зовем так свободно — своею.

(1961 г.)