Урок литературы в 7-м классе «Детство – счастливая пора»

Сочинение

Разделы:

Цели урока:

  • познакомить учащихся с биографией М.Горького;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.

Оборудование урока:

  • фотографии М.Горького, его семьи, иллюстрации к повести “Детство”;

псевдоним, автобиография, художественная автобиография

Домашнее задание к уроку:

Написать мини-сочинение или синквейн:

  • Мое детство (1 группа);
  • Детство Николеньки Иртеньева (2 группа);
  • Детство Жени – героя рассказа И.Бунина “Цифры” (3 группа);
  • Вы разительное чтение наизусть стихотворения И.Бунина “Детство” (индивидуальное задание);

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Вы разительное чтение учеником стихотворения И. Бунина “Детство”.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Слово учителя.

“Золотая пора детства”, детство – незабываемая, лучшая пора жизни человека – именно так чаще всего характеризуют начало жизни человека. Согласны ли вы с таким определением? Так ли оценивают его писатели?

Ученики читают свои творческие работы, выполненные дома.

Учитель резюмирует работы учащихся.

2. Знакомство с биографией М. Горького.

Сегодня учебная программа предлагает вам познакомиться с детскими страницами жизни еще одного русского писателя. Его псевдоним – Максим Горький. Такое литературное имя он придумал себе сам. На доске вы видите портрет этого человека. Как Вы думаете, каким было его детство?

Слово учителя  1

Рис. 1

Слово учителя  2

11 стр., 5016 слов

Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького

... цифрам, ему самому было стыдно за свою несдержанность. Сочинение Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького 7 класс Никто не станет спорить о том, что самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. ... плохого не натворили и не обижали друг друга. В школе на уроках литературы мы изучаем много произведений о детстве. По-разному складывается судьба детей, но для ...

Рис. 2

Дети высказывают свои предположения.

Учитель предлагает в учебнике прочитать отрывки из автобиографии М. Горького и выписать ключевые слова, описывающие жизнь писателя ( смерть отца и матери, дедушка, обучение грамоте, побег из семьи и работа, интерес к чтению, “свирепое желание учиться”) .

Какое впечатление на вас произвело прочитанное? Выразите его 1-2 словами и запишите в тетрадь.

Какие чувства испытывал будущий писатель, будучи ребенком? Был ли он счастлив?

Свои детские впечатления Алексей Максимович передал в автобиографической повести “Детство”. Прежде чем прочитать первую главу, вспомните, чем автобиография отличается от художественной автобиографии?

Выскажите свои предположения о том, какие слова будут ключевыми в первой главе.

Свои предположения запишите в столбик в тетради, по ходу чтения отметьте, оправдались ли они знаками + или – (2-й столбик).

В третий столбик выпишите ключевые слова художественного произведения.

3. Комментированное чтение 1 главы и беседа по вопросам.

Чтение первого абзаца.

Первые слова очень важны. Какое настроение задано первым предложением? Обратите внимание на глаголы. (запись в тетрадь – чувство тревоги, страха).

Чтение второго абзаца.

Какое слово ключевое? (бабушка)

Слово учителя  3

Рис. 3

Горький – мастер портрета. Как описывает бабушку? Какая она? Какие художественные приемы он использует?

Какие слова повторяются несколько раз? (темная – светлая) Как называются эти слова (антонимы)

С чем связано темное? Красива ли бабушка внешне? (запись в тетради: темное – внешность, внешне некрасива)

Но откуда свет? (свет – изнутри, он в глазах, в улыбке, в душе; внутренняя красота и богатство)

В описании бабушки М.Горький использует свой любимый прием – антитезу. Темное и светлое – это противопоставление, благодаря которому создается портрет героини.

Как вы думаете, какую роль сыграет бабушка в жизни мальчика? Что привлекает Алешу в бабушке?

Чтение 3 абзаца (запись в тетрадь ключевых слов: бабушка – свет, ее бескорыстная любовь обогатила меня; трудная жизнь)

Чтение до слов “Мать редко выходила на палубу…” и запись ключевых слов (сказки).

Чтение до слов “Мать хмуро улыбалась”. Ключевое слово – мать. Почему не мама?

Урок подходит к концу, но произведение пока не дочитано. Но уже на основе прочтенного ответьте на вопрос урока: детство – счастливая пора в жизни Алеши Пешкова? Можете написать вывод в виде 2-3 предложений или сочинить синквейн “Детство”.

17 стр., 8034 слов

Тема детства в прозе Максима Горького

... представлена в своей самобытности в творчестве такого художника слова, как М. Горький. Задача целостного изучения феномена детства предполагает выявление и анализ закономерностей его художественного развития. ... определили потребность этого писателя обратиться к феномену детства. Цель работы: раскрыть своеобразие темы детства в творчестве М. Горького. Задачи исследования: 1) провести анализ научной ...

Учитель резюмирует ответы: Детство Алеши Пешкова было трудным и тревожным, но благодаря бабушке в нем были счастливые мгновения.

4. Домашнее задание.

Прочитать 1 и 2 главы. Продолжить записи в тетради. Написать сочинение-миниатюру “Темное и светлое в детстве Алеши” или синквейн “Детство”.