МОУ Яковцевская основная общеобразовательная школа

Сочинение

Подготовка к сочинению-репортажу по картине С.А. Григорьева «Вратарь»

Цели:

1) подготовить учащих­ся к сочинению в жанре репортажа;

2) (вписать цели)

3) (вписать цели)

4) (вписать цели)

5) способствовать осознанному выбору профиля обучения в старшей школе через знакомство с де­ятельностью журналиста-репортера.

Оборудование:

Ход урока

Звучит музыка.

Постановка целей

(Слайд «Тема урока»)

(Слайд «Григорьев)

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в 1910 году

Заслуженную славу принесла художнику картина «Вратарь». За некоторые работы, в том числе и за «Вратаря» автору была присуждена Государственная премия.

Беседа по картине

Нравится ли вам картина?

Расскажите, что вы видите на картине. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней.

Художник изобразил пасмурный осенний день, на котором мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. Главная фигура на переднем плане — мальчик-вратарь. Он явно прикован к месту, готовый отразить любой удар в свои ворота. В красной одежде находится другой мальчик, задача которого — принести мяч, если он улетит за пределы поля. Эти два игрока привлекают наше внимание.

Не меньшее внимание заслуживают и зрители на заднем плане. Мы видим мальчика с маленьким братом или сестрой на коленях, девочку-школьницу и взрослого мужчину. Все они сосредоточенно следят за игрой и обращают свое внимание на ту часть поля, которую мы не видим, что вполне может заинтересовать нас. Их лица выражают интерес, возможно они азартные болельщики или благодарные родственники игроков.

За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов, что указывает на то, что местом игры является окраина города, возможно это пустырь без официальной футбольной площадки.

Атмосфера и настроение

Изображение пасмурного осеннего дня создает особую атмосферу на картины. Серое небо и падающие листья ярко олицетворяют осень. Возможно, даже накрапывает дождь, но мы видим, что увлеченные игрой болельщики этого не замечают. Поэтому картина передает теплую осеннюю атмосферу, пусть и с пасмурным небом.

21 стр., 10231 слов

Особенности композиции картины григорьева вратарь. Подготовка ...

... от картины. Цели урока: подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине; закрепить умения использовать деепричастия в своей речи; собрать материал для написания сочинения по картине; дать понятие о композиции картины ...

Детали игры

Художник назвал картину «Вратарь», что делает центральную фигуру — мальчика-вратаря — основным акцентом. Вратарь изображен в спокойной позе, готовый отразить удар противника. Он явно проявляет хладнокровие и уверенность, абсолютно сосредоточен на игре.

Мы видим, что на картинах не изображены ворота, откуда можно сделать предположение, что игра происходит без заранее обозначенных мест ворот. В таком случае команды могут определить их временные положения и, возможно, мальчик-вратарь сам выступает в роли ворот. Это создает более свободную и неформальную атмосферу игры.

Действия игроков

На картинах видно только двух игроков — мальчика-вратаря и мальчика в красной одежде, который должен доставлять мяч, если он улетит за пределы поля. Мы не видим действий остальных игроков на второй половине поля, поэтому можем только предполагать, что происходит на этом участке.

Мальчик-вратарь, хотя и выглядит спокойным, он внимательно следит за игрой и готов реагировать на любую ситуацию. Возможно, на второй половине поля происходит борьба за мяч или игроки пытаются забить гол. Игра может переходить в штрафные удары или пенальти, что обычно возникает в сложных ситуациях на поле.

Все игроки играют с полной отдачей и страстью, вызывая интерес и внимание болельщиков. В этой части описания игры необходимо провести подробное описание действий игроков, создавая живые и яркие образы.

Игроки на футбольном поле

Кроме мальчика-вратаря на поле должны быть и другие игроки. Обычно состав команды включает защитников, полузащитников и нападающих. Защитники поставлены для защиты ворот от атак противника и перехвата мяча. Полузащитники отвечают за подачу мяча и игру в центре поля. Нападающие отвечают за атаки и попытки забить гол.

В описаниях игры необходимо привести несколько игроков, описать их действия и роль в команде. Обратите внимание на их навыки, технику игры и стратегию.

Словарно-стилистическая работа

1. Получив мяч, центральный нападающий идёт на ворота….

2. Никто не может с такой резкостью, как полузащитник этой команды, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.

3.Он мощно разгоняется и … наносит сильнейший удар с ходу.

4. …. резко протягивает руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:

не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом;

не теряя мяча;

  • притормаживая и меняя направление;
  • не меняя ритма шагов, не семеня, не подлаживаясь.

Опишите зрителей. Малыши, игравшие неподалёку, увлеклись игрой и устроились на досках. Притихшие зрители с интересом наблюдают за ходом матча. Мужчина, проходивший мимо, подсел к ним. Он увлечён происходящим, всецелозахвачен игрой).

Работа над репортажем

Вспомните, что такое репортаж?

О каких событиях обычно расска­зывается в репортаже?

В послевоенные годы спортивные репортажи могли вестись даже по радио, и слушатели не видели, что происходит на стадионе. Каковы задачи журналиста, создающего репортаж? (Он должен воссоздать картину того, о чем идет речь, подробно, выразительно, живо рассказать о происходящем. Задача автора состоит в том, чтобы читатели или зрители как бы увидели событие на самом деле. Этому во многом способствует выражение личного отношения к происходящему.)

17 стр., 8027 слов

Григорьв «вратарь» описание картины, анализ,

... игрой и переживает за ее исход. Ничуть не меньше ребят он хотел бы оказаться игроком или стоять на воротах. Общее впечатление Картина художника Сергея Григорьева ... герой При написании сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь», в описании ... картины (кратко); отношение к происходящему на полотне; заключение с ... и репутация в футбольной команде. Другие персонажи Игра привлекла внимание болельщиков, ...

Есть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало. Какой должна быть вступительная часть? (Главное — сразу заинтересовать читателя или слушателя. Можно дать описание места действия, погодных условий и др.)

Как бы вы начали репортаж о футбольном матче?

(Мы находимся на окраине города, где две команды сражаются за звание чемпиона школы. День сегодня довольно прохладный, но это не пугает болельщиков, собравшихся на площадке.)

повествование

Какую временную форму глаголов и причастий предпочтительнее использовать, чтобы создать впечатление, что всё происходит на ваших глазах, «сиюминутности» происходящего? (Глаголы в настоящем времени: находимся, подходим, видим, наблюдаем, любуемся, знакомимся. Но можно использовать также формы прошедшего времени: расположились, подошли, краткие страдательные причастия прошедшего времени: напряжены, сосредоточен.)

Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к происходящему?

Чем обычно завершается репортаж?

Какова будет главная мысль в вашем репортаже? Что автора хочет сказать своей картиной о футболе?

Обратимся к сочинению ученика. Постараемся выявить достоинства и недостатки написанного.

«Мы находимся на окраине нашего города

А сегодня здесь ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона. И неважно, что вместо ворот – портфели, а вместо скамеек для болельщиков – доски. Игра захватила всех. Болельщики сосредоточенно следят за действиями футболистов. Среди них есть и дети, и взрослые. Сейчас один из самых напряжённых моментов игры. Мяч в центре поля получает нападающий команды «Метеор». Он высокий и ловкий, одет в настоящую футбольную форму. Вот он начинает атаку в своей зоне, набирая скорость и ловко маневрируя, выходит к воротам соперника и с близкого расстояния наносит чудовищный удар. Но что это?

В сочинении можно выделить несколько частей: вступительную часть, основную часть и заключительную часть.

В вступительной части рассматривается внимание, которое приковано к вратарю команды школы №1. Он описывается как настоящий герой матча, спокойный и уверенный в себе. Также упоминается его травма — забинтованное колено, однако это не помешало ему выйти на поле. Мальчик, стоящий за воротами, также уверен, что вратарь отразит любую атаку.

В основной части описывается опасный момент в игре, когда полузащитник команды «Метеор» оказывается один на один с вратарём. Вратарь бросается навстречу и ловит мяч, спасая свою команду от гола.

В заключительной части по завершении матча отмечается ничейный счёт 0:0, а также благодарность футболистов своим болельщикам за поддержку. Будучи в напряжённой схватке, в игре преобладала дружба.

Таким образом, сочинение состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. В них описывается героические действия вратаря, волнующие моменты игры и результат матча.

Развертка исследовательской работы

В данном исследовании мы анализируем структуру и содержание репортажа о футбольном матче, проведенном на окраине города в пасмурный осенний день. Репортаж состоит из нескольких частей, каждая из которых выполняет определенные функции и выражает определенные эмоциональные состояния.

Вступление: передача ощущения присутствия

Во вступлении автор использует описательные приемы, чтобы создать ощущение присутствия на месте события. Он описывает пустырь, превращенный в футбольное поле, и замечает, что сегодня здесь проходит ответственный матч, в котором две команды сражаются за звание чемпиона. Он использует глаголы в форме настоящего времени, чтобы передать ощущение текущего события и привлечь внимание читателей.

Главная часть: авторское «я» и передача эмоций

В главной части репортажа автор выражает свое личное отношение к происходящему. Он отмечает, что постоянно чувствует авторское «я» и передает свое восхищение игрой вратаря, его мужеством и терпением. Автор использует побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, чтобы выразить свои чувства и эмоции, которые также передаются читателями.

Ошибки в основной части и их исправление

В репортаже есть ошибка, связанная с неверным употреблением местоимений. Ошибку нужно исправить, чтобы улучшить грамматическую корректность текста и повысить его читабельность.

Синтаксические конструкции для передачи чувств

Автор использует побудительные, вопросительные и восклицательные предложения для выражения своих чувств. Эти синтаксические конструкции помогают усилить выразительность репортажа и увлечь читателей.

Концовка репортажа

В концовке репортажа автор не указал их предоставил ли сведения для отчета об ошибках в основной части. Поэтому необходимо уточнить информацию у автора-exe (здесь ссылка для компонента).

Домашнее задание

  • Словарно-стилистическая работа: назвать словосочетания, с помощью которых передается состояние людей, изображенных на картине.

(притихшие зрители; сосредоточенно всматриваются; внимательный взгляд; напряжённо следит за игрой; увлечённые игрой болельщики; спокойный, уверенный в себе вратарь; застыл в ожидании).

Словарная работа Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Slide 17

Slide 18

Словарно-стилистическая работа Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив

5. Работа по подбору лексических и текстовых синонимов для связи предложений, чтобы избежать назойливого повторения одних и тех же слов.

(броситься, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться; внимательно, сосредоточенно; быстрый, торопливый, стремительный, проворный…)

6. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок

а)

Вспомни, как пишутся эти слова

Смотри, как пишутся эти слова

С мячом, притормаживая, к вратарской площадке, опасная передача, нарастающий гул болельщиков, прибежав на помощь, растирая рукой колено, защищая ворота

Не прикасаясь рукой к мячу, ушибленное колено, пенальти, некоторое время внимательно смотрел, широко расставив ноги, положив руки на колени, внимательно следил за действиями противника

(В левый столбик записаны слова, правописание которых учащиеся вспоминают на основе изученных правил, после объяснения запись стирается. В другой столбик записаны слова, выполняющие роль справочника, эта запись сохраняется до конца работы над сочинением)