Цели урока
Целью этого урока является подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения, вспоминание последовательности работы над составлением и развитие ученического словарного запаса. Также, урок направлен на активизацию творческого потенциала и познавательных способностей учеников, а также воспитание интереса к русскому языку и любви к природе.
Материалы и оборудование
Для проведения данного урока необходимо иметь:
- Словарь с такими словами, как «доказательство», «подтверждение»,»свидетельство», «аргумент» и «факт».
- Заданный проблемный вопрос.
Упражнение на лексико-орфографическую работу
Перед проведением урока необходимо предложить ученикам пройти упражнение на лексико-орфографическую работу, и использовать словарь для определения значений новых слов.
Теоретическая справка и схема рассуждения
На уроке необходимо повторить схему построения рассуждений, простейший вариант которой — Т-Д-В: тезис, доказательство, вывод. Также, необходимо использовать схему полного рассуждения с опознавательными признаками частей. Как и раньше, первой частью графы является тезис, затем следует аргументация и выводы.
Обсуждение проблемного вопроса
Далее, студенты будут обсуждать заданную тему: «Почему необходимо беречь природу», при широком использовании аргументов и доказательств для обоснования своей позиции по данному вопросу. Варианты ответа на проблемный вопрос могут включать утверждения о том, что это необходимо для будущих поколений, для сохранения разнообразия живых организмов в природе.
Заключение
В заключение урока, необходимо повторить кратко ключевые моменты и результаты урока, а также дать домашнее задание на следующую учебную сессию.
Лексическое сопровождение:
Задаем вопрос почему?
Д
Доказательство
- Факты, подтверждающие правильность тезиса.
Лексическое сопровождение:
В
Вывод
- Итог рассуждения.
Лексическое сопровождение:
- Рассмотрим схему (без рубрики «Лексическое сопровождение»).
- Какая часть работы над рассуждением особенно трудна?
- Подбор доказательств.
Учитель. Действительно, подбор доказательств – нелегкая работа, и, прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством или аргументом.
Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина – -рассуждение ...
... слова или взгляда и проблема уходит. Рассказ учит верить людям. Нельзя отказываться от помощи, которую предлагают. Вера в людей – основа доброты. Написать сочинение на тему «Уроки французского – уроки доброты» будет легче, ...
- Что может быть доказательством?
- Прежде всего, это:
Факт – наличие реального предмета, истинность события.
Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство.
Учитель. Что еще следует знать о системе доказательств?
Важное правило аргументации.
Итак, в нашем распоряжении сведения о том, что может быть аргументом в доказательстве; лексика, вводящая аргументы; правила их расположения в общей системе доказательств, оптимальное количество их три.
IV. Практическая часть. (Слайд №4)
(Запишем проблемный вопрос, на который постараемся ответить.)
Итак, почему же необходимо беречь природу?
Устные ответы на вопрос.
Прочитаем предложения на тему «Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва», а числительные запишем словами.
Подведем итог всему сказанному., Берегите природу! (Монтаж)
Запись аргументов к сочинению – рассуждению: «Берегите природу!»
(Самостоятельна работа в информационном листе по таблице-подсказке.
Динамическая пауза
V . Избежим ошибок. (Слайд №5)
Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Напиши словами числительные.
См. Приложение 2.
VI . Домашнее задание: упр.432.
Приложение 1.
Береги природу!
1. Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Приложение 2., Фамилия, имя _____________________________________________________Тема урока: __________________________________________________________________ Словарь: _________________________________________________________ __________________________________________________________________ Проблемный вопрос:, Варианты ответов1. Чтобы оставить память потомкам.2. Человек – часть природы.3. Животные — часть природы. Их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами.4. Растения – живые существа и, как все живое, нуждается в защите.I. Т
Лексическое сопровождение:Задаем вопрос почему? Д Доказательство |
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
2. Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То все равно взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
3. А в небе — стая журавлей.
Так грустно над землей кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
4. Тогда бы мертвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи черной саранчи.
5. Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
6. Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом,и дубрав…
Берегите природу, это животные, растения, воздух, вода, почва…
В настоящее время все говорят о необходимости бережного отношения к природе. Но, к сожалению, не все до конца осознают, насколько это важно для нашей жизни и существования в целом. Как показали исследования, последствия нарушения экологического равновесия на Земле катастрофически: вымирают животные, разрушается почва, истончается озоновый слой, нарушается биологический цикл жизни и многое другое.
Факты, подтверждающие правильность тезиса:
1. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. |
2. У нас в стране произрастает 18 000 видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. |
3. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. |
4. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 товарных поездов. |
5. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушена примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы. |
Результаты рассуждения:
Из приведенных выше фактов можно сделать вывод, что сохранение природы – это важнейшая задача нашего времени, которую необходимо решать вместе. С учетом того, что многие растения и животные представляют собой уникальные виды, приспособленные к определенным условиям жизни, их сохранение является неотъемлемой частью бережного отношения к окружающей среде. Важно понимать, что наша планета – единственная известная нам в настоящее время, которая обладает возможностью поддержания жизни. Поэтому мы не имеем права расточительно относиться к ее ресурсам, а должны заботиться о ней и бережно относиться к природе.
В данном исследовании рассматриваются различные факты о животном и растительном мире, связанные с числительными и характеристиками различных видов.
Ученым известно свыше полутора миллионов видов животных и около 300 000 видов растений.
В животном мире больше всего насекомых – около 750 000 видов.
Самое большое из наземных животных – африканский слон. Высота его более 3 метров, длина туловища свыше 4 метров. Он весит до 5 тонн.
На Европейском континенте самое крупное млекопитающее – зубр. Вес взрослого зубра превышает 1000 килограммов, длина его тела достигает 350 сантиметров, а высота в холке 195 сантиметров.
Самыми высокими растениями являются австралийские эвкалипты — до 150 метров.
Ель достигает 60 метров, сосна – 48 метров, береза – 36 метров, дуб – 20 метров.
Богат и разнообразен мир живой природы и человек должен береч… его., Самоанализ урока русского языка, Урок русского языка является первым уроком темы: Сочинение-рассуждение «Береги природу!», Данный урок является уроком развития речи., При планировании урока учитывались реальные учебные возможности учащихся., На уроке были поставлены задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Для активизации внимания, актуализации знаний использовались информационные листы, ответ по цепочке. Выбранная форма позволила рационально использовать время.
Много времени на уроке было отведено работе, организованной с помощью инструкции, что способствовало повышению познавательной активности учащихся и давало возможность осуществить индивидуальный подход.
Своевременно проведена гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, что обеспечивало здоровьесберегающий режим.
Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, практический. Данные методы способствовали развитию самостоятельности, мышления, умения обобщать, анализировать.
Эффективным методом ИКТ являлся метод мультимедийных презентаций. Именно он основан на взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.
Контроль и корректировка усвоения знаний, умений и навыков осуществлялась путем проведения фронтальной беседы.
Структурные элементы взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Чередование и смена видов деятельности обеспечивало поддержание работоспособности учащихся на уроке.
На уроке поддерживалась благоприятная, доброжелательная атмосфера, рабочая обстановка. Учащиеся были включены в работу на всех этапах урока. При отборе материала учитывались принципы научности, доступности, последовательности.
Считаю, что намеченный план выполнен, поставленные задачи решены., НО школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»
Учитель русского языка
и литературы Шамаева Л.Г.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-rassujdeniyu-urok/
20 11 -20 12 учебный год