Подготовка к домашнему сочинению «Мечты и терзания Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») план-конспект по литературе (10 класс)

Сочинение

Тема. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мечты и терзания Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Цель: совершенствовать умение учащихся составлять тест-сочинение на литературную тему (индивидуальная характеристика).

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, запись на доске.

ХОД УРОКА

I. Объявляется тема и цель урока.

II.Беседа по вопросам.

1.О чем мечтает князь Андрей?

(о славе, подобной наполеоновской)

2.Как хочет добиться славы?

(в отличие от светских карьеристов, хочет добиться славы умом, знаниями, мужеством и отвагой)

3.Какие события способствуют исполнению мечты?

(начавшаяся война 1805 года с Австрией)

4.На какое сражение Андрей Болконский возлагал большие надежды?

(на Аустерлицкое)

5.О чем он мечтает?

(что спасет русскую армию, одержит блестящую победу, а затем ему предстоит головокружительная военная карьера)

6.В чем он признается сам себе?

(«Хочу славы, хочу быть известным людям,… ведь я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу.»)

7.И вот час пробил. Настал день его Тулона. Князь Андрей весь полон жаждой подвига, предвкушением триумфа и славы. Что же происходит на поле боя?

(неожиданно появившиеся из тумана французы обращают русских в бегство. Паника охватила не только бегущих солдат, а и свиту Кутузова)

8.Какие действия предпринимает Андрей Болконский?

(он растерян, он понимает, что нужно остановить войска. Он забывает о славе, его охватывает стыд и злоба на бегущих, он соскакивает с лошади, подхватывает знамя и бежит вперед, увлекая за собой батальон)

10 стр., 4846 слов

Толстой л. н. — Андрей болконский и его дорога чести

... дороге чести» князя Андрея связано с Наташей Ростовой. Её чистота, юность, искренность, поэтичность очаровала Болконского. Он снова стал мечтать ... а ратная слава ничтожной. Андрей Болконский разочарован и ... дорогой чести» можно назвать нравственный путь человека. Стремление к достижению высших целей и обретению смысла жизни. Анны Шерер Каким он предстаёт в начале своего пути? Князя Андрея ...

9.Какая мысль приходит в голову князю?

(«Вот оно!» Его охватывает радость, он бежит прямо под пули, с наслаждением прислушиваясь к их свисту)

10.Он ранен. Ничего не понимая, медленно опускается на землю. Что же новое проникает в душу князя Андрея?

(все его мечты о славе рассыпались в прах)

11.Отношение к кумиру меняется. Наполеон – его идеал – пуст и ничтожен.

12.Князь переживает разочарование в своих мечтах, в прежних идеалах, приходит к новому выводу. Какому?

(жить для себя и для своих близких – это единственное, что ему осталось)

13.Встреча с Пьером Безуховым имеет огромное значение для Андрея. Почему?

(снова появляются честолюбивые мечты)

14.Какие это мечты? (князь намерен обрести смысл жизни в гражданской деятельности)

15.Однако участие в комиссии Сперанского по составлению законов приводит к новым разочарованиям. Каким?

(он понял, что Сперанский – «это один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, — по моде»)

16.Встреча с Наташей возродила к жизни князя, но неожиданно на его пути встает Анатоль Курагин. Опять душевное страдание. Как жить? Чему посвятить жизнь? Его вновь терзают сомнения.

17.Наступает новый этап в жизни Болконского. Какой?

1812 г. – Отечественная война.

(Его личное горе отступило на задний план. Защита родины становится высочайшей целью его жизни. Возвращается в действующую армию)

18.Почему Л.Н.Толстой уделяет огромное внимание истории исканий, терзаний, разочарований в жизни своих любимых героев?

III.Подбор эпиграфа.

Примерные эпиграфы.

1.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.

М.Горький

2.Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь.

Л.Н.Толстой

IV.Работа над сложным планом.

Примерный план.

I.Андрей Болконский – представитель лучшей части русского дворянства XIX в.

II.Мечты и терзания Андрея Болконского.

1.Мечты Болконского о подвиге, славе, военной карьере.

2.Роль Аустерлицкого сражения в жизни Андрея Болконского.

3.Разочарование в прежних идеалах.

4.Встреча с Пьером Безуховым. Желание обрести смысл жизни в гражданской деятельности.

5.Любовь к Наташе Ростовой. Возрождение к жизни.

6.Анатоль Курагин на его пути. Душевные страдания, сомнения, терзания.

7.1812 год. Защита родины – цель жизни князя. Возвращение в действующую армию.

8.Смерть Андрея Болконского.

III.В чем трагедия Болконского?

V.Работа с толковым словарем. Запись на доске (или плакат).

Слово

Лексическое значение

1.

Передовой

1.Движущийся или находящийся впереди.

2.Перен. Не останавливающийся в развитии, прогрессивный.

2.

Прогрессивный

Стремящийся к прогрессу, передовой.

3.

Прогресс

Поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития.

4.

Дворянин

Лицо, принадлежавшее к дворянству.

5.

Дворянство

Привилегированный господствующий эксплуататорский класс.

6.

Мечты

1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2.Предмет желаний, стремлений.

7.

Терзать

Перен. Мучить нравственно. Терзать душу.

8.

Терзания

Страдания, мучения.

9.

Терзаться

Страдать, мучиться. Терзаться сомнениями.

10.

Разочарование

Чувство неудовлетворенности от чего-нибудь несбывшегося, крушение веры в кого-что-нибудь. Глубокое разочарование.

11.

Честолюбие

Жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

VI.Словарно-орфографическая работа. Разбор слов: лучшая часть русского дворянства, впервые, честолюбие, в отличие от светских карьеристов, война 1805 года, Аустерлицкое сражение, военная карьера, день его Тулона, триумф, он растерян, подхватывает знамя; бежит вперед, увлекая за собой батальон; разочарование в прежних идеалах, комиссия Сперанского, Отечественная война 1812 года.

VII.Синтаксический разбор предложений.

  • Его охватывает радость, он бежит прямо под пули, с наслаждением прислушиваясь к их свисту.
  • Ничего не понимая, медленно опускается на землю.
  • Он понял, что Сперанский – «это один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, — по моде».

VIII.Устное сочинение. Рассказ учащихся с помощью учителя по пунктам плана.

IX.Работа учащихся с черновиками.

Х.Домашнее задание: написать сочинение.