Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2016г. Советы и рекомендации учащимся

Сочинение

МБОУ СШ №12

2016г.

 Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. Л.Н.Толстой

Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит.

Л.Н.Толстой

Литературное творчество выпускни ков находится в прямой зависимости от полноты и разнообразия их прежнего опыта. Его накопление происхо дит разнообразными путями: в процессе обучения, общения, чтения книг, просмотра кинофильмов, теле визионных передач, экскурсий и т.п. Опыт приходит постепенно, поэтапно .

  • Литературное творчество выпускни ков находится в прямой зависимости от полноты и разнообразия их прежнего опыта. Его накопление происхо дит разнообразными путями: в процессе обучения, общения, чтения книг, просмотра кинофильмов, теле визионных передач, экскурсий и т.п. Опыт приходит постепенно, поэтапно .

 Что делать, если нужно пи сать итоговое сочинение , а опыта так и не накопилось?

Что делать, если нужно пи сать итоговое сочинение , а опыта так и не накопилось?

 1 ШАГ. Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого осмысления темы , а к Итоговому - с осмысления каждого из 5 предложенных направлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Ученик должен четко представлять, какие рекомендации по направлениям даёт ФИПИ, ведь данный комментарий – это основа вступительной части будущего сочинения.

  • 1 ШАГ. Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого осмысления темы , а к Итоговому — с осмысления каждого из 5 предложенных направлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Ученик должен четко представлять, какие рекомендации по направлениям даёт ФИПИ, ведь данный комментарий – это основа вступительной части будущего сочинения.

 «Честь и бесчестие» Честь… Бесчестие... Что есть честь? Что есть бесчестие? Это полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели в своих произведениях изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. Так, …

8 стр., 3979 слов

Пример итогового сочинения : «Какие события и впечатления жизни ...

... о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта ... сочинении не учитываются, но на ЕГЭ из-за них ... – творец, чувствующий своим долгом создание истинного, вечного искусства, ... вспомним утрату Ростовыми любимого сына и брата Пети), так и на судьбу человечества в целом. Страшно становится от понимания того, какой невосполнимый ущерб принесл войны всему ...

«Честь и бесчестие»

  • Честь… Бесчестие… Что есть честь? Что есть бесчестие? Это полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
  • Многие писатели в своих произведениях изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. Так, …

 «Разум и чувство» Разум… Чувство… Что есть разум ? Что есть чувство ? Это важнейшие составляющие внутреннего мира человека , они влияют на его устремления и поступки . Многие философы, писатели рассматривают движение человеческого ума и сердца как в гармоническом единстве , так и в сложном противоборстве , составляющем внутренний конфликт личности . Тема <a href=разума и чувства интересна для писателей русской и мировой классической литературы: их герои нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума . Так, … " width="640">

«Разум и чувство»

  • Разум… Чувство… Что есть разум ? Что есть чувство ? Это важнейшие составляющие внутреннего мира человека , они влияют на его устремления и поступки . Многие философы, писатели рассматривают движение человеческого ума и сердца как в гармоническом единстве , так и в сложном противоборстве , составляющем внутренний конфликт личности .
  • Тема разума и чувства интересна для писателей русской и мировой классической литературы: их герои нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума . Так, …

2 ШАГ . Тема : … - выделить ключевые слова. 3 ШАГ . Задайте вопрос по теме сочинения. Дайте ответ на этот вопрос. Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения. Например:

2 ШАГ

3 ШАГ

Например:

Тема: «Что такое настоящая дружба » Что такое настоящая дружба? Кого мы можем назвать другом? Над этими вопросами задумывались люди во все времена. Я думаю, что дружба – это бескорыстные, теплые взаимоотношения между людьми, основанные на любви, искренности, доверии и взаимопомощи, друг не способен на предательство, ложь, обман .

6 стр., 2796 слов

Дружба Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

... видеть друг в друге то важное и близкое, что сблизило их в школьные годы. Обломов сочинение на тему дружба между обломовым и штольцем Теперь проанализируем их взгляды на жизнь. Труд для Штольца был ... «голубиная душа». Обломов не может постоять за себя, когда из него выкачивает» деньги Тарантьев и Мухояров. Он также любит помечтать о том, как он устроит жизнь ...

Тема: «Что такое настоящая дружба »

  • Что такое настоящая дружба? Кого мы можем назвать другом? Над этими вопросами задумывались люди во все времена. Я думаю, что дружба – это бескорыстные, теплые взаимоотношения между людьми, основанные на любви, искренности, доверии и взаимопомощи, друг не способен на предательство, ложь, обман .

4 ШАГ. Докажите тезис, используя литературные аргументы для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг. Обязательно! При аргументации упоминание ключевых слов из темы сочинения (2–3 раза), вывод, «синонимичный тезису». Например:

4 ШАГ.

Дружба Обломова и Штольца в романе «Обломов» И.А. Гончарова

Главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» с самого детства дружил с Андреем Штольцем. Вместе они играли, учились в пансионе. Несмотря на различия в происхождении, воспитании, в отношении к жизни, Илью Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца можно назвать настоящими друзьями. Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как в детстве и юности.Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят друг в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании, сопереживании , но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами, и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами. Несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих персонажей явлением. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении почти всей жизни.

5 ШАГ . Заключение - необходимо сделать вывод по написанному рассуждению . Например: Таким образом, настоящая дружба - это великий дар. Отношения, построенные на доверии, любви и взаимопомощи, наполняют нашу жизнь новыми красками. Дружбу ценят, дорожат ею. Прав был Цицерон, утверждая: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу – всё равно, что лишить мир солнечного света »

Заключение, Таким образом, настоящая

6 ШАГ . Подобрать « логические связки» (переход к основной части) Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема настоящей дружбы . В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» … Многие писатели русской и мировой литературы в своих произведениях поднимали проблему чести и бесчестия . Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» … Тема разума и чувства интересна для писателей русской и мировой классической литературы: их герои нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. Так, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» …

5 стр., 2316 слов

Письмо Обломову в позапрошлый век (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

... простите, я, наверное, лезу не в свое дело. Желаю Вам всех благ, …..Антон Санкт-Петербург 7 декабря, 2009 г. Письмо Обломова к Ольге Ильинской (Анализ 10 главы второй части ... наверное, мучаетесь вопросом, для чего я пишу Вам? Ведь изменить что-то Вы, Илья Ильич, наверное, уже не в состоянии… Просто мне, как бы высокопарно это ни звучало, горько ...

6 ШАГ

Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается, Тема разума и чувства

Что необходимо учитывать, чтобы понимание смысла ключевого слово в формулировке темы было воплощено в тексте сочинения?

  • Чтобы текст вашего сочинения был чётким по композиции и достаточным по объёму, нужно выстроить трехчастную структуру: вступление – основная часть – заключение.
  • Во вступлении важно продемонстрировать понимание задачи, предложенной в формулировке темы, то есть выделить ключевые слова и сформулировать ваш собственный тезис. Именно тезис позволит сделать переход к основной части.
  • Задача основной части – доказать выдвинутый вами тезис.
  • Доказательство тезиса – аргументы, конкретные примеры из произведений, которыми вы сможете подтвердить верность тезиса. Чтобы эта часть сочинения была выполнена успешно, советуем помнить: приводя примеры, нужно ссылаться не на судьбы героев, конкретные факты и их подробный пересказ, а на позицию автора произведения и его оценку происходящего. Это убережёт вас от главной ошибки: пересказа основных событий, происходящих с героями. Ваша главная задача – доказательство/подтверждение выдвинутого вами тезиса.

7ШАГ. Обновите в памяти произ- ведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»

7ШАГ.

Д.С. Лихачёв. Письмо второе

Д.С. Лихачёв. Письмо второе

Д.С. Лихачев. Письмо десятое

Д.С. Лихачев. Письмо десятое

Д.С. Лихачёв. Письмо восемнадцатое

Д.С. Лихачёв. Письмо восемнадцатое

ДС. Лихачёв. Письмо двадцать пятое

ДС. Лихачёв. Письмо двадцать пятое

Д.С. Лихачёв. Письмо седьмое

Д.С. Лихачёв. Письмо седьмое

Какие части сочинения стоит продумать накануне экзамена Потренируйтесь работать с «алгоритмом- конст -руктором сочинений» Напишите вступление для каждого из данных направлений (как источник идей используйте словарные определения многозначных слов «РАЗУМ-ЧУВСТВА», «ДРУЖБА-ВРАЖДА», …) Напишите заключение для каждого из данных направлений, в котором кратко обозначьте связь ключевого слова с основными философскими вопросами, волновавшими и волнующими людей во все времена (направления ФИПИ) По избранным Вами направлениям(2-3) заготовьте эпизоды ( Ф.И.О. автора, жанр и название произве дения, имена героев – проверить правописание!)

2 стр., 753 слов

Напишите -руссуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя ...

... тебе коньки с ботинками и пошли в «Спортмастер», - объяснял Коля. - (49)А по дороге нам встретился магазин «Мебель», а там на витрине этот стул стоит. (50)Он нам всем сразу очень понравился! (51)И мы тогда подумали: ты же не станешь на коньках ... на моём стуле и вспоминаю своих одноклассников. Вы находитесь на странице вопроса " напишите сочинение-руссуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя ...

Какие части сочинения стоит продумать

  • Потренируйтесь работать с «алгоритмом- конст -руктором сочинений»
  • Напишите вступление для каждого из данных направлений (как источник идей используйте словарные определения многозначных слов «РАЗУМ-ЧУВСТВА», «ДРУЖБА-ВРАЖДА», …)
  • Напишите заключение для каждого из данных направлений, в котором кратко обозначьте связь ключевого слова с основными философскими вопросами, волновавшими и волнующими людей во все времена (направления ФИПИ)
  • По избранным Вами направлениям(2-3) заготовьте эпизоды ( Ф.И.О. автора, жанр и название произве дения, имена героев – проверить правописание!)

Советы по самостоятельному редактированию сочинения 1. Пишите, если идет мысль, не останавливайтесь на полпути, чтобы исправить ошибку. 2. После того, как поставили последнюю точку в своём сочинении, один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их. Выделите необоснованные повторы. 3. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова и исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения. 4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости постановки знака, постарайтесь переписать это предложение. Упростите его. Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших. 5. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы.

Советы по самостоятельному редактированию сочинения

1. Пишите, если идет мысль, не останавливайтесь на полпути, чтобы исправить ошибку.

2. После того, как поставили последнюю точку в своём сочинении, один раз бегло перечитайте его. Встретите грубые ошибки, подчеркните их. Выделите необоснованные повторы.

3. Вернитесь к тексту через какое-то время. Перечитайте снова и исправьте и недавно подчеркнутые слова с ошибкой, и только что обнаруженные. Проверьте связки в основной части сочинения.

4. Не забудьте о пунктуации. Если сомневаетесь в необходимости постановки знака, постарайтесь переписать это предложение. Упростите его. Примените парцелляцию: разбейте на несколько небольших.

5. В заключение проверьте орфографию. Читайте текст с конца. Таким образом, вы будете вчитываться в каждое слово, а не в целые фразы.

Использованный материал:

Использованный материал: