Из опыта работы по подготовке к «декабрьскому» сочинению по литературе в 11 классе

Сочинение

Автор: Мясоедова Наталья Владимировна

Организация: МБОУ СОШ №14

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск

Всем известно, что определены были пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014-2015 учебном году.

«Недаром помнит вся Россия…» ( к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова ).

Вопросы, заданные человечеству войной.

Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

Спор поколений: вместе и врозь.

Чем люди живы?

Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений.

Подготовку к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ мы начали с детьми еще в 10 классе, поэтому я посчитала целесообразным объединить подготовку к ЕГЭ по русскому языку и к декабрьскому итоговому сочинению.

Мне помогло в подготовке еще и то, что за все эти годы я не переставала с детьми писать сочинения. Проблема возникала только в том, что сейчас доступен Интернет и дети повально списывали. Оценить такую работу для меня оказывалась сложным, поэтому приходилось формулировать своеобразные темы самой, чтобы они наталкивали на рассуждение.

На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. При этом использовала различные методы обучению сочинения: чтение и разбор художественного произведения, усвоение теории сочинения различных жанров, выполнение разнообразных письменных работ на литературные и свободные темы, формирование умений создавать речевые произведения на различном материале.

Непосредственно в подготовке мне помогло участие в курсах, организованных ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, где мы разрабатывали проекты по всем Направлениям. Разобравшись в казавшемся «недоступном» сочинении, я организовала такую работу и с детьми. Они в группах писали эти проекты. Сначала мы работали над одним Направлением, а потом уже по аналогии они выполняли такую же работу и по остальным. В итоге, у нас получились проекты по всем Направлениям.

Поделюсь опытом организации такой работы. Это, конечно, только малая толика того, что с детьми проводилось.

  1. Сочинение начинается с темы, поэтому важно прочитать ее формулировку (о ком? о чём?) и выделить в нем ключевое слово.
  2. Работа над Вступлением и Заключением. Придумали идею для вступления и заключения, при этом учитывать “кольцевой” вариант их связи; ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления и заключения.

Дети писали «универсальное» вступление и заключение и «уникальное» ( по формулировке Е.В.Бузиной, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, к.п.н.): «универсальное» подходит к любой формулировке темы, а «уникальное»- конкретно к заданной теме.

4 стр., 1539 слов

Урок литературного чтения «Литературная загадка. загадок. ...

... Высоко живёт. От него всё растёт. (, Следующая задача обратная 3). ПРИВАЛ с литературной загадкой [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literaturnaya-zagadkazagadok/ - Её нам сочинили родители Марины Шулики, она ... для работы в группах, открываем рабочие тетради своих групп, в которых мы работаем над этим проектом. Прошу гостей дать слово, на которое дети будут придумывать загадку. А ...

Вот примеры детских работ.

Вариант 1 “универсального” вступления для Направления « Спор поколений».

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Почему же люди, живущие «под одной крышей» и зависящие друг от друга, не могут найти общий язык?

Вариант 2 «универсального» вступления.

Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема поколений.

Затем к «универсальному » вступлению добавляем «уникальное». Например, тема звучит так:

Как раскрывается «мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Почему же люди, живущие «под одной крышей» и зависящие друг от друга, зачастую не могут найти общий язык? Ответ на этот вопрос можно найти в произведениях русских и зарубежных писателей. Л.Н.Толстой неоднократно обращался к проблемам взаимоотношений в семье. Так, в романе « Война и мир» изображается несколько семей с разными взглядами на жизнь, различными нравственными ценностями.

Тема: Конфликт поколений: историческое и вечное. (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX — XX века.)

Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема поколений, которая часто приводит к конфликтам. Классическим примером непонимания между поколениями является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Вариант 1 “универсального” заключения:

Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, она актуальна и в наши дни. Важно, чтобы люди, живущие рядом, стремились найти общий язык. Это возможно, если в основе отношений будут искренность, терпение и терпимость и, конечно, любовь.

4 стр., 1860 слов

Проблема поколений в произведениях А.Н.Островского «Гроза» ...

... воле дяди в Сибирь. Почему конфликт поколений в пьесе «Гроза» неразрешим? Для разрешения конфликта между поколениями нужно ... Гроза» написана в 1859 году, пьеса А. Вампилова «Старший сын» - 1967г, опубликована в 1968. Прошло более 100 лет, но проблема взаимоотношений «отцов» ... Пьеса по жанру заявлена автором как комедия, сюжет ее несложен: два молодых человека, опоздав на электричку, решают найти ...

Вариант 2 “универсального” заключения:

Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Но, чтобы избежать конфликта, надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. Надо уметь видеть рациональное зерно в том, что предлагалось предыдущими поколениями, чтобы построить достойное настоящее и будущее.

«Уникальное»:

  1. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, она актуальна и в наши дни. Важно, чтобы люди, живущие рядом, стремились найти общий язык. Это возможно, если в основе будут искренность, терпение и терпимость и, конечно, любовь. Эталоном таких отношений в романе «Война и мир» является семья Ростовых.
  2. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Но, чтобы избежать конфликта, надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. Надо уметь видеть рациональное зерно в том, что предлагалось предыдущими поколениями, чтобы построить достойное настоящее и будущее. Именно этого не смог понять герой И.С.Тургенева – Евгений Базаров, отрицая как негативный, так и положительный опыт прошлого.

Когда дети научились писать эти вступления и заключения, перешли к следующему этапу. Детям напоминается, что должны быть логическая связка, которая помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части и к заключению.

Работа над основной частью совпадает со структурой сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ, где необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. Напоминаю, что обязательно Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз).

Работу над Основной частью начали с повторения ключевых литературоведческих терминов: тема, тематика литературного произведения, проблема, проблематика.

Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.

Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как над ними работать.

Различают следующие виды тем:

  • проблемные,
  • сопоставительные,
  • обзорные,
  • темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
  • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
  • анализ эпизода,
  • сочинение по цитате,
  • смешанные,
  • свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема».

Например: «Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;

— Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например: Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ).

Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох).

В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например: «Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».

Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Например: «Мастерство Л.Толстого в изображении истории».

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен будет не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Далее мы все программные произведения распределили по Направлениям. Получалось так, что одно и то же произведение можно было использовать в разных Направлениях. Надо учитывать еще и то, что все-таки не все дети читают. А здесь они видят, что прочитанные им произведения можно использовать с разных точек зрения.

Возможно, организовать такую работу поможет краткая примерная (каждый учитель может составить собственный вариант, опираясь на свой опыт) таблица, в которой исходные для написания сочинения-рассуждения тексты (часть С ЕГЭ) сопоставляются с тематическими направлениями итогового сочинения.

АВТОР, ЖАНР, НАЗВАНИЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

ГЛАВНОЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ

Рассказ-притча Л. Н. Толстого «Чем люди живы»

Чем люди живы?

Сапожник Семён и Матрёна

Странник Михайла

Барин

Женщина, вырастившая чужих детей

Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь.

“…есть в людях любовь”.

“Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно”.

“…жив всякий человек…любовью”.

«Припасает себе человек на год, а не знает, что не будет жив до вечера»

«Только у меня воску в свечке, что они»

М. Шолохов рассказ «Судьба человека»

Вопросы, заданные человечеству войной

Чем люди живы?

Андрей Соколов, Ванюшка, рассказчик

рассказ в рассказе;

Убийство предателя Крыжнёва в церкви

Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»

«..глаза, словно присыпанные пеплом и наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть…»

«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!…»

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины.

А. Платонов рассказ «Юшка»

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Чем люди живы?

Юшка (Ефим, 40 лет, работал в кузнице)

сиротка, ставшая врачом

рассказ о Юшке, простом, бедном человеке, больном. Самопожертвование ради жизни чужой девочки

«Побеждай зло добром…» «Спешите делать добро»

Юшка о людях: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»

Отбирая произведения художественной литературы, я руководствовалась объемом произведения, насыщенностью тематики и изученностью обучающимися.

Основной принцип отбора текстов – посильность, ясность, четкость постановки проблемы, сформулированной в них,

Помогло также составление «словарика» афоризмов и цитат из произведений, которые можно использовать в сочинении. Здесь главное – небольшой их объем. И опять-таки, подбираем так, чтобы можно было использовать в разных темах.

Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Необходимо выдержать структуру сочинения:

  • во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
  • первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
  • второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов).

Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

  • вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования, поэтому говорю о самых распространенных ошибках, допускаемых в работе.

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

Подготовка к сочинению проходила в тесном контакте с Е.В.Бузиной, к. п. н. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Методистами предложен незаменимый материал для практико-ориентированного семинара «32 ступени к успеху. Готовимся к сочинению»

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-po-literature-klass-2/

  1. Как написать сочинение. Сост. Н.М.Елкина. — М., 1997.
  2. Полтавец Е. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. — М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2000. Памятка выпускнику
  3. Мальцева О.Н., Найда А.В. «Система работы над выпускным сочинением», 2014г.
  4. А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич «Итоговое выпускное сочинение в 11 классе»
  5. http://www.omsu.ru/ и материалы к.п.н. Бузиной Е.В.
  6. http://www.saharina.ru/metod/ege/
  7. http://ermakovaolga.ucoz.ru/
  8. http://perova3.jimdo.com/
  9. http://sochinenie11.ru/
  10. http://utchimwmeste.ru/
  11. http://5litra.ru/

Опубликовано: 30.09.2015