Оргмомент.
Слово учителя.
Сегодня на уроке, ребята, ваша задача- подготовиться и написать сочинение о соей любимой игрушке. Для этого необходимо повторить типы
речи. (Слайд№1) и таблицы на столах учеников.
Тип речи. |
Вопрос |
Назначение |
Повествование |
Что за чем произошло ? |
Повествовать — значит рассказывать. |
Описание |
Какой ? |
Изображение предметов, людей, животных, явлений природы и т.д. |
Рассуждение |
Почему ? |
Излагаются причины явлений и событий. Рассуждать значит доказывать. |
- Итак, чтобы написать сочинение, какой тип речи мы выберем?
Основные задачи урока:
- определить идею сочинения;
- отработать элементы композиции;
- составить словарик опорных слов.
III . Беседа:
Заложена ли в формулировки темы сочинения его идея? (да- любимая игрушка)
Слово учителя:
- В сочинении должно чувствоваться ваше отношение к игрушке. Почему ваш выбор пал именно на эту игрушку.
IV . Работа с текстами.
Задание: представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
( Слайд №2) и текст на столах.
Текст №1
Щенок- мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 сантиметров, высота- 20 сантиметров. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом.
Беседа:
- Соответствует ли данный текст нашей теме сочинения?
- Нет. Речь идет об игрушке вообще.)
- Дана информация, но не выражено авторское отношение.
- Не хочется говорить об игрушке официальными словами.
(Слайд № 3) и текст на столах.
Текст №2
Перед нами веселый маленький шенок .
У него большая голова со смешными ушами – лопушками. Задорно торчащий хвостик, толстые лапы, которые забавно шевелятся, если повернуть ключик. Шерстка густая и жесткая, темно- коричневого цвета. Лишь животик нежный, белый. Из- под этой шерстки ласково поблескивают бусинки глаз и высовывается любопытный нос. Щенок просто как живой!
Очень симпатичная игрушка!
Беседа:
- Сравните эти два текста.
- Докажите, что 2 текст- художественное описание.
- Найдите его композиционные части.
- В чем может состоять завязка вашего сочинения?
( Как появилась игрушка.)
- А можно ли начать сочинение сразу с кульминации?
( Да. Можно. Например, эта игрушка меня сразу очаровала, как только я ее увидела.)
V . Лексическая работа.
ОЧАРОВАТЬ – производить неотразимое впечатление.
- А от какого слова оно произошло?
ЧАРЫ- обаяние.
VI . Словарная работа. (Слайд№4)
- Ребята! А какие игрушки бывают ?
Пластмассовая, металлическая, прекрасная, чудесная, занимательная, удивительная, механическая, увлекательная, забавная, интересная, заводная.
- Назовите слова, служащие просто для описания? (пластмассовая, металлическая, механическая, заводная)
- А теперь назовите слова, содержащие оценку.
( прекрасная, чудесная, удивительная, симпатичная, интересная.)
- Все ли слова можно и стоит использовать в сочинении?
Слово учителя:
- Каждому слову в сочинении нужно найти свое место, иначе может потеряться его значение и красота
VII . Работа по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
Слово учителя:
- В сочинении очень часто допускаются различного вида ошибки ( речевые ,грамматические, логические).
Сейчас мы попробуем такие ошибки найти и исправить
(Слайд № 5) и тексты на столах.
Текст №3.
Щенок был среднего роста. Голова, уши, глаза, нос, рот, ноги, хвост. Нос и глаза у щенка черные. Лапы короткие и лохматые .Сам щенок был белый с черными пятнышками. Хвост был лохматыйи крючком. Щенок был веселый и радостный, ласковый.
- речевые: был, был,.. веселый, радостный, ласковый.
- грамматическая : 2-ое преложение.
( Слайд №6) и тексты на столах.
Текст № 4.
У меня есть кукла. Ее мне купили года три назад. У нее голубые глаза, маленький ротик, длинные волосы. На ней надето синее платье, на ногах белые тапочки, сделана она из пластмассы. Эта кукла красивая, с ней и нтересно играть, Ее мне купили зимой, и когда был Новый год. Я наряжала ее снегурочкой. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы, и я каждый день улаживаю ее спать.
- Найдите ошибки.
Речевые:
- 3 предложение и последнее « улаживаю»
- Предложения: « Эта кукла…» и « Я ее очень…» дублируют друг друга, несут одну и ту же информацию.
- Повторы.
VIII .Дети достают свои игрушки.Рассматривают.
- Кто попробует описать свою игрушку?
( Класс слушает, исправляет недочеты.)
Итог урока:
- Игрушки сопутствуют человечеству с древнейших времен. У каждого народа – свои любимые игрушки. В них всегда чувствуется доброта. ( Игрушки не должны быть агрессивными !) Чаще всего такая игрушка дарит радость.
Домашнее задание: написать сочинение о своей любимой игрушке.
Адрес публикации: