Урок развития связной речи : «Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». план-конспект по русскому языку (3 класс)

Сочинение

Парфёнова Елена Сергеевна

МОУ «СОШ» №13 г. Выборга

Конспект урока развития связной речи.

Тема: «Сочинению по картине В. М.Васнецова «Алёнушка».

УМК: самостоятельно сформированный.

Задачи урока:

1. Формирование умения описывать содержания картины.

2. Формирование умения раскрывать замысел художника и передавать своё отношение к картине.

3. Формирование умения выбирать средства языковой выразительности для описания картины.

4. Формирование умения планировать сочинение и определять содержание каждой части.

Оборудование:

у учителя:

репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка»

толковый словарь (автор: С. И. Ожегов.)

репродукции картин В. М Васнецова на мультимедиа

У учащихся:

орфографический словарь (сост. Н. Г. Кувашова, «Учитель»,

Волгоград.

Подготовительная работа.

Картина была выставлена за 7 дней до написания сочинения.

-Представь, что ты побывал на выставке картин, и одна картина тебя особенно взволновала. Ты хочешь поделиться своими впечатлениями с близкими людьми, убедить их посетить эту выставку. Что для этого надо сделать? (Рассказать о картине так, чтобы им захотелось пойти на выставку.)

-Пусть этим рассказом станет твоё сочинение. А картина – перед вами. В свободное время внимательно рассмотрите картину, познакомьтесь с её названием, автором, обменяйтесь впечатлениями друг с другом. Дома постарайтесь выполнить задания, которые у вас на карточках, создайте свои «копилки» слов и выражений, которые помогут вам при написании текста полно раскрыть содержание картины. Вы можете работать в парах.

Карточка подготовки к сочинению.

1. Найди материал об авторе.

2.Объясни, почему художник так назвал свою картину.

3. Подготовься ответить на вопросы.

  1. О чём рассказывает картина?
  2. Кого художник изобразил в центре картины? Как она выглядит? О чём говорит её лицо, её поза, одежда?
  3. Какие чувства хотел пробудить художник у зрителей?

4. Определи тему и главную мысль сочинения. Закончи предложения.

Картина рассказывает о том, как______________________________

Главная мысль картины (замысел художника) в том, что __________________________________________________________

5.Определи, к какому типу речи относится текст ________________

6. Подбери в словарях и запиши синонимы к словам:

художник, ________________________________________________

изобразил, ________________________________________________

картина, __________________________________________________

7. Запиши слова и выражения для описания девочки.

Одежда____________________________________________________

Поза ______________________________________________________

Волосы _________________________________________________

Лицо _____________________________________________

Глаза _____________________________________________________

Душевное состояние ________________________________________

8. Подбери слова для описания природы.

Омут _____________________________________________________

Вода______________________________________________________

Лес_______________________________________________________

Деревья ___________________________________________________

Небо _____________________________________________________

9.Какие краски использовал художник? _________________________

10.Как построить сочинение по картине?

Обдумай, о чём скажешь в каждой части текста.

Ход урока

1.Организационный момент.(1мин.)

— Проверьте готовность к уроку. Настройтесь на работу.

2. Постановка учебной задачи. (2мин)

-Какое задание выполняли дома? (Рассматривали картину В.М.Васнецова «Алёнушка», подбирали материал к сочинению.)

— Какие задача будут стоять перед вами при составлении текста? (Будем учиться рассказывать о том, что изобразил на картине художник.)

-Постарайтесь не только описать содержание картины, но и передать то, что хотел сказать художник своей картиной, — замысел. Главное – передать своё отношение к картине, найти яркие, выразительные слова, чтобы те, кому вы расскажите о ней, захотели посетить выставку и увидеть картину. На этом уроке работаем устно.

3. Беседа о художнике.(5мин.)

-Назовите полное имя художника, чья картина перед вами. (Виктор Михайлович Васнецов.)

На слайде – портрет художника.

— Что вам удалось узнать о нём? (Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году, а умер в 1926. Родина художника – город Вятка. Он учился в Академии художеств в городе Петербурге. В Москве есть Дом-музей Васнецова.)

— Посмотрите выставку некоторых его работ и скажите, что общего между ними.

На слайдах — картины: «Иван Царевич и серый волк», «Богатыри», «Снегурочка», «Ковёр-самолёт», «Царевна-лягушка».

-Назовите знакомых героев. (Царевна-лягушка, Иван-царевич, серый волк,богатыри, снегурочка.)

-Сделайте вывод о творчестве художника. ( Васнецов любил изображать героев русских народных сказок.Все картины по сказкам или былинам.)

— И это не случайно. О детстве у Васнецова остались самые светлые воспоминания. Рос будущий художник в большой и дружной семье. Надолго запомнились маленькому Вите сказки, которые рассказывала долгими зимними вечерами старуха-стряпуха. А вот рисовать не получалось, хотя отец рисовать любил и учил этому детей. Талант художника проснулся гораздо позднее, к 17 годам.

-Итак, перед вами одна из картин знаменитого художника. Как она называется? (Картина называется «Алёнушка».)

-В настоящее время картину можно увидеть в музее изобразительного искусства в Москве — Государственной Третьяковской галерее.

Учитель открывает запись на доске.

4.Рассматривание картины.(3 мин.)

— Какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины? (Алёнушка сидит на камне в лесу одна. Алёнушка грустит. Мне жаль Алёнушку. Алёнушку кто-то обидел, и ей очень грустно. Вокруг Алёнушки тёмный лес. Ей страшно и одиноко.)

5. Определение темы, главной мысли, типа речи.(5 мин.)

-С чего начнём работу над сочинением? (Определим тему, главную мысль, тип речи.)

-Приготовьте карточки, по которым готовились к сочинению.

-На какие вопросы вы отвечали, определяя тему и главную мысль картины? (О чём рассказывает картина? Что хотел сказать художник картиной?)

Тема

О чём

текст ?

Главная мысль

Что хотел сказать автор?

На доске – опорные схемы.

-Как вы определили тему и главную мысль. (Картина рассказывает об Алёнушке. Картина рассказывает о том, как Алёнушка горевала в лесу одна. Художник хотел показать, что у Алёнушки какая-то большая беда. У девочки что-то случилось, и она очень переживает.)

-Как сам автор относится к Алёнушке? (Автор сочувствует девочке.)

-Почему так думаете? (Художник называет девочку ласково – Алёнушка.)

— Как можно озаглавить ваше сочинение? (Горе Алёнушки. Несчастная Алёнушка. Беда Алёнушки.)

— Каким по типу речи будет текст? (Мы будем составлять текст-описание, так как будем описывать то, что изобразил художник.)

— Какое задание выполняли дома, чтобы раскрыть тему и главную мысль в сочинении полно и точно? (Мы подбирали слова.)

5. Обсуждение структуры текста, анализ содержания картины. Языковая подготовка.(25мин.)

— Каким должен быть текст, чтобы его интересно было слушать? (Текст должен быть связным. Рассказать надо обо всём по порядку.)

— Что надо сделать для того, чтобы составить понятный текст? (Надо рассказывать по плану.)

— Выполним это задание вместе.

Открывается запись на доске:

План:

-Какие части будут в сочинении? (Вводная, основная, заключительная.)

— О чём надо сказать в начале сочинения? (Надо сказать об истории написании картины, о художнике.)

На доске открывается 1пункт плана:

1. Краткая справка о художнике.

-Какой синоним подобрали к слову «художник»? (Автор картины.)

-С помощью чего написана картина? (Картина написана с помощью красок.)

— Прочитайте о художнике, который работает красками.

Слайд 4.

«Живописец – художник, занимающийся живописью.

Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок».

(Из толкового словаря С. И. Ожегова.)

-Как иначе можно назвать В. М. Васнецова? (Живописец.)

На доске открывается запись:

художник, автор картины, живописец

-Прочитайте глаголы, которые характеризуют работу художника? (Изобразил, показал, передал)

На доске открывается ряд синонимов:

изобразил, показал, передал, запечатлел, написал

— Какие глаголы вы не назвали? (Запечатлел, написал)

— Настоящая картина хранится в музее, а перед нами копия картины. Иначе её можно называют «репродукция картины».

— Картину красками пишет живописец. Как ещё её можно назвать? (Её можно назвать произведением живописи.)

На доске открывается запись:

картина, репродукция картины, произведение живописи

-Какими прилагательными можно охарактеризовать художника, имя которого известно во всём мире? (Великий, замечательный, знаменитый.)

На доске:

великий, замечательный, знаменитый

— Составьте предложения, которые относятся к 1 части. (Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Васнецов жил в 19 веке. Свои картины живописец посвящал героям русских народных сказок и былин. Картина «Алёнушка написанав 1881 году по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

— Мы обсудили вводную часть. О чём будем рассказывать в основной части? (В основной части будем описывать картину.)

Физкультминутка. (2 мин.)

На доске открывается следующий пункт плана:

2. Описание картины.

— Это самая сложная работа. Описать надо так, чтобы самим почувствовать настроение картины в своём тексте. Что вы считаете главным выразительным средством художника? (Главным выразительным средством художника являются краски, цвета.)

-Но не только. Очень важно для выражения замысла, где и как запечатлены на картине персонажи. Одни из них написаны крупно, другие — мелкими штрихами. Одни — ближе, другие – дальше. Но каждый из них помогает художнику раскрыть своюзамысел. Нам необходимо прочитать каждую деталь картины. Кто из персонажей картины сразу привлекает наше внимание? Кто является главным персонажем картины? (Наше внимание привлекает Алёнушка. Алёнушка – главный персонаж картины.)

— Её опишем в первую очередь.

Прочитайте, в каком порядке будем это делать.

На доске открывается следующий пункт плана:

а) Описание Алёнушки.

(внешний вид, одежда, поза, лицо, душевное состояние)

— Обсудим слова, которые помогут представить образ Алёнушки.

–Как иначе можно назвать Алёнушку. (Девочка, она)

Открывается запись на доске:

Алёнушка, девочка, она

— Что происходит с Алёнушкой? ( Алёнушка очень расстроена. Она сильно переживает.)

-Отчего? (У девочки какое-то горе.)

-Подберите синонимы. (Беда, несчастье.)

На доске:

несчастье, беда, горе

-Какие слова вы подобрали, чтобы передать её душевное состояние? (Грусть, печаль)

Открывается запись на доске:

тоска, печаль, грусть, страдание

-Какие слова вы не назвали? (Тоска, страдание.)

-Какие из них передают самые сильные переживания? (Тоска, страдание.)

-Подберём прилагательные, которые уточняют это состояние (Большое, тяжёлое, великое)

— Прочитайте другие прилагательные с доски:

Открывается запись:

безутешное, великое, большое, тяжёлое, беспросветное

-Какие слова вы не назвали? (Безутешное, беспросветное.)

-Как понимаете значения слов? (Девочке так плохо, что её трудно успокоить, утешить. Всё вокруг ей кажется мрачным.)

-При необходимости вы можете изменять слова или подбирать однокоренные.

— Что хочется отметить в первую очередь, глядя на картину? (Алёнушка сидит в лесу одна.)

-Как вы думаете, почему? (Наверное, ей не с кем поделиться своей бедой. Алёнушке некому рассказать о своём несчастье.)

-Прочитай однокоренные слова к слову «одна», которые помогут избежать повторов. На доске открывается:

Одна, одиноко, одна-одинёшенька, одинокая

— С чего можно начать основную часть? (В центре картины автор изобразил Алёнушку. Она одиноко сидит в лесу на камне.)

— Распространите это предложение, уточнив, на каком камне и где сидит Алёнушка. (Она одиноко сидит на сером камне возле лесного озера. Алёнушка одиноко сидит на большом холодномна берегу лесного озера.)

-Откуда пришла в лес Алёнушка? (Алёнушка пришла в лес из деревни.)

-Как вы думаете, из какой она семьи? (Алёнушка из бедной деревенской семьи.)

-Как вы догадались? (Одета Алёнушка очень бедно. На ней старая одежда. Девочка босая.)

-В старину деревенских жителей называли крестьянами, потому что они

работали на земле.)

На доске открывается запись:

крестьянская, бедная, деревенская семья

— Составьте предложение иначе. (Алёнушка из бедной крестьянской семьи.)

— Опишем одежду девочки подробнее. Во что одета девочка? (Девочка одета в сарафан и кофту.)

— Какие слова вы подобрали к слову сарафан и к слову кофта? (Кофта голубая, бледно-голубая, неяркая, сарафан чёрный в розовый цветочек, рваный, нижняя белая юбка.)

На доске открывается запись:

кофта голубая, неяркая, бледно-голубая

сарафан чёрый в розовый цветочек, рваный, нижняя белая юбка

— А теперь распространите предложения про одежду. (На ней старая светло-голубая кофта и чёрный в розовый цветочек сарафан. Из-под него видна нижняя белая юбка. На девочке кофта бледно-голубого цвета и чёрный рваный сарафан.)

— Рассмотрите позу Алёнушки. Какие слова подобрали? (Согнулась, наклонилась, опустила голову, обхватила колени руками, руки сомкнула в замочек.)

На доске открывается запись:

согнулась, сжалась, съёжилась, наклонилась, опустила голову, обхватила колени

Какие синонимы точнее передают позу девочки? (Съёжилась, сжалась.)

От горя человеку всегда хочется спрятаться, куда-то укрыться.

-Составьте предложения. (Алёнушка согнулась, обхватила колени руками. Алёнушка склонила голову на колени.)

-Обратим внимание на руки девочки. Какиеони? (Худые, худенькие.)

-Как теперь можно построить предложение? (Алёнушка сжалась в комочек, обхватила колени худенькими руками.)

— О чём скажем далее? (Волосы у Алёнушки распущены.)

-Какие волосы по цвету? (Каштановые, рыжие.)

— Скорее, каштановые.

— Распущенные волосы указывают на причёску. Можно ли сказать о причёске у девочки? (Нет, волосы растрепались.)

— Почему? ( Наверное, девочка долго и быстро бежала.)

На доске открывается запись:

растрепались, рассыпались

-Опишите волосы. (Каштановые волосы Алёнушки рассыпались по плечам. Каштановые волосы девочки растрепались.)

— Что опишем далее? (Опишем лицо.)

— Что более всего передаёт душевное состояние человека? Какая деталь самая важная? (Состояние человека выражают его глаза.)

-Назовите глаголы, которые подобрали. (Открыты, польются.)

На доске открывается запись:

открыты, наполнены, польются, застыли

— Опишите глаза. (Девочка смотрит в озеро. Глаза у неё широко открыты. Из них вот-вот польются слёзы. Глаза наполнены слезами. В глазах застыли слёзы.)

— Кто из вас заметил, в каком порядке описывали детали картины: от крупных к мелким или наоборот? (Описывали от крупных деталей к мелким.)

— Это один из принципов грамотного описания картины.

— Чем закончим описание Алёнушки? Для чего мы подробно описывали каждую деталь её облика? ( Мы раскрывали замысел художника.)

-Составьте заключительные предложения. (У Алёнушки большое горе. Алёнушка задумалась о своей беде . Тоскливо Алёнушке. Девочка страдает. У Алёнушки произошло большое несчастье.)

-Назовите другой персонаж картины. (Это природа.)

-Как называется изображение природы? (Изображение природы называется пейзаж.)

— Как вы думаете, почему Васнецов изобразил природу? (Природа успокаивает Алёнушку.)

— Какие фрагменты пейзажа видите на картине? (Лес, озеро, листья, деревья.)

— Образ природы продолжит описание.

Открывается пункт плана:

б) осенняя природа

(омут, вода, лес, деревья, небо)

— Какой период осени изобразил художник? (На картине изображена ранняя осень.)

-Что происходит с природой? (Листья желтеют и опадают. Небо хмурится. Все растения вянут.)

— Какое настроение вызывают у человека эти явления? (Настроение грустное.)

— Почему живописец изображает природу в этот период? (Алёнушка грустит, и природа вокруг неё тоже грустит. Природа создаёт грустное настроение.)

— Опишем природу подробно. Прочитайте прилагательные, подходящие к слову «лес». (Дремучий, густой, непроходимый, тёмный, тёмно-зелёный.)

Открывается запись на доске:

Дремучий, густой, непроходимый, тёмный, тёмно-зелёный, глухой, угрюмый.

-Какое прилагательное не назвали? (Угрюмый.)

-Как понимаете? (Угрюмый – значит хмурый.)