Готовое «Гамлет» У. Шекспира Трагедия разбуженного сознания

Сочинение

Сочинение эссе по трагедии В. Шекспира «Гамлет»

Сочинение- эссе по трагедии В. Шекспира «Гамлет»

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Б.Л. Пастернак «Гамлет»

Если говорить о том, что исторические реалии, которые мы находим в художественных произведениях, служат лишь фоном для описания человеческих драм, то почти всё творчество Шекспира является лучшим тому подтверждением. Так при создании трагедии «Ромео и Джульетта» великий драматург взял за основу сюжет из новеллы итальянца Банделло, тот же приём и в трагедии «Гамлет», где в качестве сюжета использована легенда о принце Датском. И новелла, и легенда давно забыты, однако, несмотря на это, а, может быть, благодаря этому, образы, созданные гениальным англичанином, живут уже столетия и будут жить, по всей вероятности, до тех пор, пока существует человечество.

В чём же причина этого феномена?

Итак, средневековая Дания, Эльсинор, королевский замок… Казалось бы, нас ждёт романтическая история из давно минувших времён… Но нет, — уже первая сцена наполняет душу какой-то непонятной тревогой. Вот Франсиско, стоящий на страже, делится с другим стражником, Бернандо, своими мыслями: «Спасибо, что сменили: я озяб. // И на сердце тоска» Ничего романтического… Да ещё Марцелл и Горацио становятся свидетелями необычного явления: мимо них два раза проходит призрак умершего короля, а призраки, как известно, всегда не к добру. Они и объясняют его появление приближающейся войной с норвежским королём Фортинбрасом. Но призраку нет дела до всего этого. Его заботит только одно, ради чего он явился из мрака преисподней и бродит по замку в поисках сына: коварный Клавдий преступным образом лишает его королевы, королевства и самой жизни: «Если только// Ты впрямь любил когда-нибудь отца… Отомсти за его подлое убийство», — приказывает он Гамлету. А что же Гамлет? Если бы он сразу выполнил волю отца, трагедия могла бы закончиться если не в начале, то уж точно в конце второго акта. Но, как нам известно, прежде чем грянула развязка, разворачивается множество событий, которые, по существу, эту развязку отодвигают. Да и сама развязка – та ли это месть, которую обязал совершить сына призрак отца? Мне кажется, всё обстоит гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

6 стр., 2998 слов

Трагический конфликт Гамлета с действительностью (по трагедии Шекспира «Гамлет»)

... объективности. Сочинение эссе по трагедии В. Шекспира «Гамлет» Сочинение- эссе по трагедии В. Шекспира «Гамлет» На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси. ... жертвой тяжелого внутреннего состояния Гамлета становится безвинная Офелия. А душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Почему именно на его долю ...

Гамлет симулирует сумасшествие. Зачем? Для того, чтобы усыпить бдительность короля-убийцы? Но ведь Гамлет мог бы убить Клавдия несколько раз на протяжении действия пьесы, а уж определённо он мог это сделать в тот момент, когда застал короля за молитвой. Но Гамлет ищет действительные доказательства причин гибели отца, о чём свидетельствует хотя бы пьеса об убийстве герцога Гонзаго, разыгранная бродячими актёрами под режиссурой принца.

«Из жалости я должен быть суровым», — восклицает Гамлет в разговоре с матерью. И многими поступками он подтверждает наличие у себя этого качества. Во-первых, Гамлет убивает Полония, и хотя старый придворный льстец не вызывает ни у кого особых симпатий, это ещё совсем не повод для его умерщвления. Во-вторых, смерть Полония от руки принца спровоцировала сумасшествие и трагическую гибель Офелии, а затем привела к дуэли с Лаэртом, который уж точно никоим образом не повинен ни в том, что его отец был королевским шпионом, ни тем более в том, что Клавдий убил собственного брата.

Кроме этого, Гамлет ответственен и за смерть Гильденстерна и Розенкранца, а вся вина последних заключалась только в том, что они были послушными, исполнительными царедворцами.

Возможно, если бы Гамлет вовремя, не откладывая дел в долгий ящик, совершил правосудие над Клавдием, то тем самым были бы предотвращены все те несчастия, которые из-за так называемой жалости Гамлета обрушились на Датское королевство.

Но начало несчастий положено не им. Как неоднозначен его известный, наверное, всем монолог: «Быть иль не быть, вот в чём вопрос.// Достойно ль// Смиряться под ударами судьбы…» Можно решить, что он просто трус: вместо решительных действий – раздумья , вместо того, чтобы положить конец преступлениям, — какие-то бесплодные мечтания о том, чтобы избежать этой – да, тяжёлой, но неизбежной участи. Сам герой объясняет своё поведение и то, что с ним произошло: «Боже! Боже!// Каким ничтожным, плоским и тупым// Мне кажется весь свет в своих стремленьях! // О мерзость!»

Мне кажется, что Гамлет – просто несчастный человек. Он попал в ситуацию, когда нужно убивать из мести, а ему претит убийство вообще, а тем более из мести. Но трагизм ситуации в том и заключается, что избегнуть этой участи он не в состоянии… Да мало того, — он оказывается виновным в смерти многих людей… В общем, я не знаю, как это всё можно вынести и не тронуться умом… Какой-то заколдованный круг! Вот уж воистину: «Быть или не быть?.. Умереть, уснуть…» Не дай Бог кому-нибудь оказаться перед таким выбором!

Произведения Шекспира любили мои бабушка и мама. Читаю его и восхищаюсь пьесами я. Потому что темы: любовь и ненависть, предательство и дружба, месть и прощение – вечны. И Гамлет, этот страдающий и ищущий истину герой, будет жить и волновать душу всегда.

Трагедия «Гамлет» — средневековая легенда Шекспира, что описывает поломанную судьбу главного героя Гамлета, внутренний мир которого потерпел сокрушительные удары судьбы. Эта глубокая, философская натура, отличалась своими гуманистическими взглядами на мир была разочарована в жизни, ведь после подлого убийства отца не оставалось ничего, кроме отчаяния и жажды мести. Кроме этого Гамлету приходится признать измену матери, которая снова вышла замуж, и он не может ей простить этого низкого поступка. Отношения с Офелией так и не сложились. Возможно потому, что судьба так решила, а возможно потому, что все те переживания, которые захватывали душу юноши негативно отразились на его отношении к любимой. Если рассматривать личность Гамлета с психологической точки зрения, надо сказать, что он отличался определенным благородством, пониманием и уважением к другим в не зависимости от того, к какому социальному звену входит личность. Это видно не только по его поведению, но и из того, что лучшим его другом был простой студент. Гамлет в эпоху Возрождения относился к высоконравственным и утонченным людям, для которых неприемлемы любые проявления зла, особенно если это касается измены в середине семьи.

Жажда мести за отца развивает в Гамлете еще больше философских мыслей. Он все больше признает свою незначительность в контексте мира, свое безсилие в сравнении с общественным злом. Он не мог поверить в то, что высокие человеческие чувства теряют свою значимость, что все меньше места остается правде, дружбе, любви, верности и справедливости. Казалось, что мир перевернулся. Но нет, на самом деле его мир просто исчез, он сломался. Сломался потому, что с самого начала он не хотел видеть негативных моментов, которые и так были в обществе, а со временем стали только усиливаться. В данном случае суть трагедии заключается в том, что Гамлет ставит себе высокие цели. Дело не в том, что у него слабый характер, как считают некоторые, и если разобраться то это далеко не так. Дело в том, что он пытается воевать с очень масштабными и непреодолимыми проблемами. Ему неизвестны и чужие понятия норм, нравоучений и ценности окружающих, его гнетут особенности общества, которое для него оказывается злыми, жестокими, несправедливыми, аморальными и лживыми. Борьба внутренних принципов, измена, переоценка ценностей и необходимость мириться с новыми обстоятельствами делают судьбу Гамлета невыносимой. В его положении трудно что-то изменить, а любые его философские размышления только больше угнетают его. Это настоящая трагедия, только на этот раз не о несчастной любви, не о нереализованных потребностях, а о поломанной судьбе и разрушенной картине мира личности, так стремилась к развитию высоких эстетических и моральных норм и ценностей.

< Предыдущая Следующая >

«Гамлет — идеальный герой своего времени»

Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего превращения героя из мальчика, который никогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, в мыслителя, философа, готового к действиям юноши.

Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, каким Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы.

Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченную жизнь, учился в наилучшем Виттенберзском университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI века».

Гамлет не только был знаком с научной мыслью в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихотворения, знал правила сценического действия. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владел и мечом.

Гамлет — настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.

Как сын своего отца, Гамлет должен отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, но и виновный в грехе «кровосмешения». Братоубийца плодит вокруг себя только зло. Беда Гамлета в том, что он не хочет быть продолжателем зла — ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то же зло. Ему трудно ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла». Гамлет пытается вывести зло, как говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он представление.

Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.

Гамлет умеет быть решительным — убивает же он Полония, думая, что то король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией, о. Почему же Гамлет так долго не осмеливается отомстить Клавдию, наказать его?

Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за убитого отца думает Гамлет — душу его теребят размышления о необходимости битвы с мировым злом.

Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, хочет установить «связь времен», возобновить равновесие добра и зла. Но он бессилен перед миром неправды. Гамлет верит в силу правды, он завещает Горацио сказать о нем «повесть» людям. Значит, он осознает, что побороть зло дано еще не ему, он должен только пролагать путь к «логову» зла.

Пусть буду я жестоким — и не зверем,

Пусть ранит острое слово — не кинжал,

  • так думает иногда Гамлет.

Он — человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек — венец всего живого, украшение природы; с другой — убеждается, что человек недалеко ушел от животного, он обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует и в то же время убеждается в противоположном: слова Привидения являются правдой. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готов к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение влечет гибель тех людей, которые не должны были бы быть наказаны.

Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, размышляет, делает все, кроме главного. Человек — это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасны для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие. В борьбе с макиавелистами Гамлет погибает. Он похож на Дон Кихота, который тоже вышел на борьбу с целым миром.

Такие герои погибают. Погибают физически. Но духовно живут вечно. Тревожат мнения людей, побуждают их к поискам смысла жизни. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенным — «Homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос за вопросам: «Быть или не быть?».

Проблематика и основные темы пьесы

Конечно, Шекспир поднял ряд острых для своего времени вопросов, которые стали проблематикой пьесы. Это жажда справедливости и преобладание христианских мотивов, а кроме того становление моральных проблем.

Основное место в трагедии занимает проблема нравственности. Она же и является конфликтом. Находясь в состоянии аффекта, движимый жаждой мести, Гамлет убивает нескольких человек, но при этом он не осуждает себя.

Надо отметить, и не упустите эту мысль, если вы готовите сочинение по пьесе «Гамлет», что в трагедии несколько основных тем:

  • Тема мести. Не узнав причин и обстоятельств смерти своего отца, Гамлет врывается во дворец во время бунта и бросается на короля. Но, когда к Гамлету приходит призрак его отца, он даёт клятву, что отомстит за него. Обладая высокоморальными принципами, Гамлет решает, что должен сам свершить зло.
  • Тема предательства. Главным трагическим моментом в этой теме становится предательство Гертруды. Она не чтила память погибшего мужа и совершила страшное предательство. Хотя, она была воплощением идеала женщины для Гамлета.
  • Нравственности. Гамлет становится более внимателен к окружающим его людям. Он видит их неискренность, подхалимство и эгоизм. Случай, произошедший в семье Гамлета носит общественный характер.
  • Жизни и смерти. К вопросу «Быть или не быть» герой приходит, осознав всю тяжесть реалии. Это пик его сомнений и объективности.

Композиция произведения и жанр

Как уже было отмечено выше, по своему жанру «Гамлет» является пьесой в самом классическом своем проявлении, а в драматургии есть соответствующие направления. Пьеса «Гамлет» — это трагедия.

Как известно, любому драматургическому произведению характерен конфликт. В данной пьесе он двухуровневый. Первый — личностный, второй — человека и эпохи. Эту мысль непременно включите в сочинение по пьесе «Гамлет».

Условно трагедию можно разделить на пять частей:

  1. Завязка.(Встреча с призраком)
  2. Развитие действий (Фразмент, в котором Гамлет притворяется сумасшедшим)
  3. Кульминация (диалог с Гертрудой)
  4. Смерть Офелии
  5. Развязка (Дуэль и смерть героев)