Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского)

Сочинение

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

В. Соколов.

Литература 20 века — это, по сути, трагическая литература. Трагическая, потому что описывает трагическое время — время «окровавленных рек». Несколько революций, несколько страшных войн, репрессии — все это унесло миллионы жизней. Но помимо физического уничтожения, в России 20 века происходило и уничтожение моральное, психологическое.

Та эпоха — эпоха тоталитаризма, уничтожения Личности во имя призрачного блага Всех. Об этих страшных процессах и их последствиях говорили многие писатели. Самые выдающиеся произведения остались в истории не только мировой литературы, но и общественной, политической мысли. Они являются ценнейшими памятниками того страшного времени и людей, прошедших через жернова репрессий и ГУЛАГа.

Поэма А. Ахматовой «Реквием», бесспорно, относится к таким произведениям. Написанная в 1935 — 1940 годах, она является «заупокойной мессой» для всех безвинно погибших в застенках советских тюрем и лагерях ГУЛАГа. Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына — Л. Н. Гумилева , мужа — Н.Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных».

С самого начала произведения в нем появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: «звезды смерти стояли над нами…», «…и скорой гибелью грозит огромная звезда», «…звезда Полярная сияет».

Своей кульминации этот образ достигает в главе «Распятие» — смысловом и эмоциональном центре произведения. Для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал «великий час»:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью. Магдалина — это мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу». Ученик (Иоанн) воплощает тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.

4 стр., 1653 слов

ИЗ ВСЕХ ПОЭТОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» СЕРГЕЙ ЕСЕНИН САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ

... качестве поэта - любить и быть любимым. Бесспорно корни поэзии Есенина – в рязанской деревне. Не случайно с ... признание в любви к родной природе: «Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных., Я ... Есенина, их необычайную музыкальность, ту лёгкость, с которой они ложатся на музыку. Количество есенинских произведений, положенных на музыку, огромно. «Отговорила роща золотая...», «Клён ты мой ...

В итоге молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем «миллионам убитых задешево, / Протоптавшим тропу в пустоте» (О.Э.Мандельштам).

В этом сейчас — ее долг.

Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь.

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Поэма А. Твардовского «По праву памяти» была завершена во второй половине 60-х годов, но она развивает тему «Реквиема» Ахматовой. Основной здесь является глава «Сын за отца не отвечает». В ней автор исследует воздействие государства на родственные связи, грубое вмешательство власти в семейную сферу. В результате этого библейские, издревле мыслимые как теплые, добрые, исполненные любви понятия Отец и Сын становятся искаженными, изуродованными.

Твардовский показывает, что самое заветное, несомненное попало под зубцы разрушительной машины перемен: «То был отец, то вдруг он — враг». Лирический герой не понимает, почему нужно делать такой страшный выбор — между родным отцом и благородной идеей, а на деле оказывалось, что выбор этот — между отцом и жизнью.

Искренний порыв идти в ногу со временем оборачивается для юноши трагедией: оставивший отцовский дом для горячего участия в новой истории, сын в руках вершителей судеб лишь щепка, которую именуют «отродьем, Не сыном даже, а сынком».

Но все же сыновнее сердце хранит верность в любви к своему отцу-труженику. О ней напоминает воскресающее в памяти видение отцовских рук: «В узлах из жил и сухожилий, В мослах поскрюченных перстов», неразгибающихся, загрубевших в работе: «отдельных не было мозолей — Сплошная. Подлинно — кулак!»

В поэме вырисовывается истинный облик Отца Народов, имеющий демонические очертания. Он приказывает забыть свои корни, своих родителей. И — что особенно горько — агрессивные законы Демона приняты рядовыми людьми:

А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Твардовский критикует и осуждает беспамятство, пассивное ожидание указов сверху, которое сродни религиозному поклонению: «Нет, дай нам знак верховной воли, Дай откровенье божества». В своей инфантильности, отсутствии самостоятельности современники заслужили иронии: «Как наигравшиеся дети, Что из отлучки взрослых ждут». Автор требует истинного знания о прошлом, честности, которая поможет людям выдержать испытания, сохранить человеческое лицо.

Таким образом, литература 20 века — это трагическое свидетельство тех событий, которые выпало на долю русского народа. Писатели и поэты, всем сердцем переживавшие трагедию своей Родины, призывали лишь к одному — памяти. Потомки должны знать, должны помнить все, что происходило с их родителями, чтобы никогда больше не повторять этих страшных ошибок.

31 стр., 15424 слов

Тема раскаяния в поэме по праву памяти. Человек, время, история ...

... учебного поиска., Страница организации учебного поиска и исследования Основной вопрос: Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»? Пример выполнения задания 1 группы (Ответы ... меркой. … будем … Людьми из тех людей, что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза. Пример выполнения задания 5 группы., Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений., Как меняется ...