По литературе. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы

Сочинение
  • KtoNaNovenkogo
  • ЧаВо
  • Вы здесь

24 августа 2019

  1. Сострадание — это…
  2. Как оно проявляется в повседневности
  3. Неприятная сторона
  4. Что дает человеку сострадание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. О страдании – переживании собственного несчастья – мы знаем не понаслышке. Свой внутренний мир нам хорошо знаком и происходящее в нем зачастую понятно.

Мне больно – я плачу, грустно – грущу. Однако не все люди могут понять, каково другому в такой ситуации – что такое сострадание. Одно дело, испытывать позитив, когда видишь, что кому-то хорошо.

А вот перенимать чужую болезненную витальность (что это?) не так просто, да и не всегда хочется. Для чего нужно уметь сострадать, что это дает – тема сегодняшней статьи.

Лапти

Как не вспомнить небольшой рассказ И. А. Бунина «Лапти»! Автору удалось создать трогательный образ Нефеда. Этот человек не побоялся страшной непогоды и отправился в путь в поисках красных лаптей, о которых мечтал в бреду больной ребенок. Сострадание к ближнему толкает Нефеда на настоящий подвиг. Как становится ясным, он готов на самопожертвование. Дорога из Новоселок, где Нефед раздобыл лапти и фуксин, предназначающийся для их окраски, становится для него последней дорогой в его жизни. Знал ли этот человек, что его ждет опасность? Конечно, знал! Однако желание и здоровье больного оказались для него важнее всего. Буран поглотил жизнь замечательного человека. Когда его нашли сельские мужики, у него обнаружили за пазухой фуксин и лапти.

Сострадание в повседневности

с другими чертами характера

  1. доброта – это способность заботиться о других, прощать плохое, видеть мир в позитивном контексте;
  2. отзывчивость – это умение реагировать на просьбы других, оказывать помощь и поддержку;

    12 стр., 5796 слов

    Анализ рассказа лапти бунина

    ... рвется на эпизоды, но на эпизоды самые важные: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме ... Нравственный порядок и гуманизм. При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Во время непогоды нездоровится барскому ... в рассказе. Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. ...

  3. милосердие – эта черта основана на человеколюбии, гуманности;
  4. альтруизм — это бескорыстное желание помогать людям.

Иногда сострадание путают с любовью, используя эти понятия, как синонимы. На самом деле в их основе лежат разные механизмы.

потребность помогать другим

Как проявляется сострадание

  1. волонтеры (кто это?) и люди, участвующие в благотворительности – это яркий пример тех, в ком чувство сострадания является ведущим. Они помогают нищим, беженцам, детям-сиротам и другим нуждающимся просто потому что так велит им их сердце;
  2. в межличностных отношениях – это умение помочь, поддержать в трудную минуту, разделить негативные эмоции ближнего;
  3. многие религиозные течения пропагандируют сострадание . В христианстве это завет, призывающий относиться к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  4. В буддизме сострадание – это желание избавить от страданий весь мир.
  5. В индуизме единственный путь к просветлению лежит через сострадание: только через него человек способен на действительно высокие, чистые деяния.

Уроки французского

Меня всегда восхищал образ учительницы из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна – очень добрый и отзывчивый человек. Она не просто учитель. Она – тонкий психолог, сумевший найти выход из трудной ситуации, в которую попал один из ее учеников. Для нее репутация не играет важной роли, когда речь заходит о благополучии ребенка. Играя в деньги со своим учеником, Лидия Михайловна очень рискует. Результат не заставил долго ждать. Учительница уволена. Зато ей удалось спасти веру ребенка в справедливость и человечность.

Сочинение по литературе. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы

«…Читая его творения, можно превосходным

образом воспитать в себе человека…»

В.Г. Белинский

Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах. На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника.

37 стр., 18205 слов

Без доброты и сострадания нет человека

... у истоков революционной и просветительской отечественной литературы, утверждая естественное равенство и свободу людей, право каждого человека на счастье, ... мне богатство подобрать. Я чувствовать учу прямую честь И разум знаньем наполняю; Просите у меня: ... и правды, «живою совестью человечества». Писатели разрешали мучительные вопросы жизни и нравственности, воспитывали читателя на идеалах гуманизма и ...

Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ – плод размышлений

целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, — если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка». Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В «Капитанской дочке» нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть – и было – гораздо трагичней.

Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка – сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава «Суд» имеет эпиграф: «Мирская молва – морская волна». Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным.

По-Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь.

Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один – нравственные нормы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет:

2 стр., 948 слов

Кого можно назвать человеком чести?

... человеке, энергичном, креативном… Честь после всех революций не в чести. Но все мы читаем фэнтези, где можно найти благородных королей и отважных воинов – людей чести. Также читают: Картинка к сочинению Кого можно назвать человеком чести? ... всё, что он думает. Назвать человеком чести можно и самого Емельяна Пугачева, который также привык жить ... он и сохраняет ему его жизнь. Гринев воевал за то, во ...

подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В

какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя

за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: «Так и быть, — сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

То же и в третьей встрече. Прислушаемся к беседе, которую ведет с Пугачевым Гринев:

  • О чем, ваше благородие, изволил задуматься? — Как не задуматься, — отвечал я ему. – Я офицер и дворянин;
  • вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в

одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. — Что же? – спросил Пугачев. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

  • И ты прав, ей-богу, прав! – сказал самозванец. – Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша

братья.

Во всех перепетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.

7 стр., 3033 слов

Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства

... человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь. Да, разум и чувства ... человеком: разум или чувства Сочинение на тему «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?» Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? ... денег на разум человека можно рассуждать бесконечно долго. Зададимся вопросом, к каким выводам ...

Петру Гриневу, в духовном облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Рассказ о нем от начала до конца представляет собой историю бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но – что несравнимо хуже – к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное «я» для этого

человека – единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина – и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души.

Счастливый конец «Капитанской дочки» – вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя – гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится

все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

Телеграмма

О необходимости сострадания говорит и К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма». Главной героиней произведения является старушка Катерина Петровна. Она живет одна. Единственная ее дочь работает в Ленинграде. Она очень редко приезжает навестить свою старенькую мать. А Катерина Петровна уже чувствует, что не так много ей осталось жить. Сострадание к ней проявляет старик Тихон. Пытаясь успокоить соседку, он говорит о том, что отправил ее дочери телеграмму с просьбой быстрее приехать. А затем пытается уверить умирающую Катрину Петровну в том, что дочь прислала ответную телеграмму, в которой пишет о скором прибытии. Старушка понимает, что Тихон обманывает ее, скрывая правду. Женщина умирает, так и не дождавшись приезда дочери, но прочувствовав желание постороннего человека помочь ей.

Сострадание – великое благо!

Сострадание — это…

Слово «сострадание» можно разбить на две части:

  1. со – частица, означающая присоединение к чему-либо. В данном случае, к страданию;
  2. страдание – переживание негативных эмоций.

Таким образом, сострадание означает присоединение к чужим болезненным чувствам, умение встать на место другого и прожить то, что переживает он в данный момент времени.

В психологии такое личностное качество называется эмпатией : человек-эмпат умеет искренне радоваться, грустить, удивляться, злиться, быть счастливым и т.д. вместе с другим, тонко улавливая внутренне настроение собеседника.

Сострадание также называют сопереживанием, сочувствием, означающими готовность личности взять на себя часть боли, которую испытывает ближний, чтобы последнему стало лучше.

3 стр., 1166 слов

Сочувствие и сострадание в литературе

... быть «крутыми», но наступит время, и мы перестанем стесняться, потому, что только сострадание, жалость, сочувствие делают нас людьми. А мы - люди! Сочувствие, сострадание. Если вдуматься в смысл этих слов, то понимаешь, ... такие важные слова. Сочувствие - это значит разделить чувства другого человека, а сострадание - значит взять на себя часть страданий, облегчить горе. В литературе часто звучит эта ...

Вспомните ситуацию, в которой вам было плохо на психическом уровне. Если рядом находящийся говорит что-то типа «Успокойся, возьми себя в руки, не расстраивайся», то такое утешение не облегчает негативного состояния.

В этот момент кажется, что другой обесценивает твои чувства, не понимает их, поэтому хочется прервать контакт с ним. Ощущение, что ты остаешься один на один со своим горем, только усиливает переживания.

А если близкий человек скажет: «Я знаю, как тебе плохо, я чувствую тебя, я переживаю то же самое, что и ты, я буду с тобой рядом, пока тебе плохо», то картина меняется. Страдающий ощущает сильную поддержку, плечо, оперевшись на которое он может дать волю своим переживаниям и не упасть духом. А главное, он не чувствует себя одиноким.

Умение сострадать не является врожденным: оно закладывается с рождения в процессе воспитания.

Если родители обладают эмоциональным интеллектом – умеют распознавать свои чувства, говорить о них и выражать их экологичным путем, то и ребенок научается тому же. У холодных в эмоциональном плане взрослых, живущих, как роботы, вырастит человек, который не слышит ни себя, ни других.

Это приводит к тому, что индивид чувствует себя несчастным, так как не различает своих потребностей и не удовлетворяет их. По этой же причине его коммуникация с окружающим миром нарушена: он не имеет возможности брать желаемое и отвечать другим взаимностью.

Значение чувства сострадания

Зачем каждому из нас от природы дано сострадание? Что это чувство несет для нас хорошего? Ответ очевиден — никакой практической выгоды в виде накопления имущества, и в то же время колоссальный «доход» в виде благодарности.

Согласитесь, что самое лучшее, что переживает каждый из нас, невозможно измерить в денежном выражении. Сколько стоит дружба или любовь? Сострадание тоже ничего не стоит (более того, оно чревато даже «убытками» с экономической точки зрения).

Однако, поддавшись этой эмоции и совершив пожертвование или поговорив с тем, кому плохо, мы ощущаем какое-то светлое волнение где-то «в душе». Это и есть то великолепное чувство, которое придает осмысленность жизни каждого из нас.

Сострадание

, ср.

Сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастьем другого человека.

Он испытывал — чувство сострадания к Вере, боль и сожаление, что из-за него страдает хороший человек.

Чехов, Верочка.

— Как ты работать-то будешь сегодня? — спрашивала Маруся, с состраданием глядя на распухшие пальцы Егора.

Коптяева, Фарт.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957-1984 .

Синонимы

:

Антонимы

:

Смотреть что такое «сострадание» в других словарях:

Выражать сострадание, чувствовать сострадание.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сострадание гуманность, милосердие, соболезнование, сердобольность, участие, сочувствие,… … Словарь синонимов

16 стр., 7616 слов

Человек славен добрыми делами 6 класс обществознание

... ,что этот человек добрый, что у него доброе сердце? (по делам, поступкам) Ответить на вопрос, какие дела и чувства называют добрыми, мы постараемся на нашем уроке, тема которого «Человек славен добрыми делами» ( слайд №4) Запишите тему в тетрадь ...

СОСТРАДАНИЕ, сострадания, мн. нет, ср. Сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому нибудь. Из чувства сострадания. Вызвать, возбудить сострадание в ком нибудь.… … Толковый словарь Ушакова

Сострадание

  • Сострадание ♦ Miséricorde Добродетель прощения. Сострадательный человек не закрывает глаза на чужую вину – это невозможно и неправильно; он не позволяет себе ненавидеть провинившегося. Путь к состраданию лежит через познание причин… … Философский словарь Спонвиля

СОСТРАДАНИЕ, я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что н. из сострадания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему. Философский… … Философская энциклопедия

сострадание

— см. Ионы 4:2 глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами людей А. Прокомментированные темы 1. ЗАБОТА как тема: Неемии: Неем 2:2 первого послания к Фессалоникийцам: 1Фес 2:17 2. ЗАБОТА О МАЛЫХ МИРА СЕГО как тема: Второзакония: Втор… … Библия: Тематический словарь

Слово С. передает два разных понятия, не всегда строго разгранич. в Свящ. Писании: сопереживание страдающему или разделение с ним скорби (греч. сюмпатейн, сочувствовать) и соучастие в страданиях, переносимых другим лицом (греч. сюмпасхейн,… … Библейская энциклопедия Брокгауза

сострадание

  • бесконечное сострадание глубокое сострадание … Словарь русской идиоматики

Сострадание

— – жалость к другому человеку, сочувствие в его беде. Наша беседа послужила, по крайней мере, к тому, что вызвала сострадание ко мне моего друга. Он понял, что в моей распущенности более слабости, нежели злой воли (А. Прево, Манон Леско).

И не… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

сострадание

— Греческое слово sympathia двояко проникло в русский язык: как калька (sym – со, pathos – страдание, ia – ие) и как заимствование (симпатия), и теперь в современном языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия … Этимологический словарь русского языка Крылова

сострадание

  • жалость, сочувствие, сострадание, участие Стр. 0327 Стр. 0328 Стр. 0329 Стр. 0330 Стр. 0331 Стр. 0332 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Книги

  • , Ошо , Аннотация Людей, которые обладают способностью проникать в самое сердце человека и задевать самые тонкие струны его души — единицы, и Ошо один из них. Когда вы находитесь один на один с его… Категория: Архив книг Серия: Ключи к новой жизни Издатель: ИГ Весь , Производитель: ИГ Весь ,
  • Сострадание. Наивысший расцвет любви , Ошо , Людей, которые обладают способностью проникать в самое сердце человека и задевать самые тонкие струны его души — единицы, и Ошо один из них. Когда вы находитесь один на один с его книгой, вы… Категория: Восточные эзотерические учения Серия: Ключи к новой жизни Издатель:

Как часто бывает ближнему нужна наша поддержка и сочувствие. Способность сопереживать другому человеку, жалеть его принято называть состраданием.

2 стр., 537 слов

Как я понимаю слово «сострадание»?

... достойны жалости и сочувствия, милосердия и сострадания. Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 17 сборника тестов И.П.Цыбулько. Вариант 2.) Сострадание – жалость, вызванная несчастьем другого человека. Это сочувствие и милосердие к ...

Сострадание — это чувство, которое возникает у многих из нас, когда мы видим, что кому-то другому больно или плохо. Испытывая сострадание, мы стараемся утешить того, кто попал в беду, как-то помочь ему, если это в наших силах.

Думаю, сострадание напрямую связано с эмпатией. Эмпатичный человек хорошо может чувствовать эмоции других людей, и потому он всегда замечает состояние собеседника. Способность к эмпатии у всех выражена по-разному, поэтому кто-то может сразу же откликаться на чужое горе, а кто-то может казаться холодным и бесчувственным.

Мне кажется, что я отношусь к первой категории людей, так как я всегда понимаю, когда другому плохо. Чувство жалости и сострадания у меня могут вызвать не только знакомые или друзья, но и животные, попавшие в беду. Поэтому я часто подкармливаю голодных собак на улице, снимаю котят с дерева и каждый год зимой на балконе вешаю кормушку для птиц.

Если я замечаю, что плохо незнакомому человеку, то я тоже пытаюсь как-то его подбодрить, иногда даже могу подойти и сказать, что все будет хорошо. Узнав о чужих бедах из новостей по телевизору, я порой могу очень сильно расстроиться и начать переживать, так как искренне сочувствую этим людям.

Думаю, сочувствие необходимо всем нам. В сложную минуту всегда очень хочется уткнуться в чье-то крепкое плечо, расслабиться и дать волю слезам. Хочется, чтобы тебя пожалели, успокоили и подбодрили. Желание это абсолютно естественно, и в нем нет ничего предосудительного, ведь все мы люди, и все мы нуждаемся в тепле и заботе.

Добавить в избранное

Сострадание – это способность человека с помощью энергии Любви, понять страдания другого человека и оказать ему помощь

Далеко не всякий человек способен на сострадание. Для этого нужна . У кого эта сила проявлена через доброту, правдивость, человечность, тот и способен на сострадание. Данное качество характера и личности свойственно только духовно сильным и возвышенным людям. Это помощь другим людям абсолютно .

Истинное Сострадание — требует действий, а не сантиментов, человек с истинным намерением сострадания оказывает реальную помощь, и полон решимости сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их для другого, абсолютно бескорыстно. Сострадание — это когда Вы, увидев ДТП, остановились и своими умелыми действиями оказываете помощь людям. Сострадание — это когда Вы делаете для других из чувства ответственности, доброты, искреннего внутреннего желания помочь! Решение и действия о помощи, как правило исходят от Вас в абсолютно автоматически на уровне подсознания. Это и есть настоящее сострадание.

Сострадание – можно проявить и добрыми словами. Прежде всего, через теплый взгляд, прикосновение, отвлеченное слово.

«Сострадание – это проявление Любви. Оно должно стать сутью Вашего отношения к другим людям и воздействовать на все наши мысли и поступки» — говорит Далай Лама.

Сострадание является активной жизненной позицией, готовой к активной реальной помощи другому. Жалость и Сочувствие это другое, они не предполагают желание помочь и осознать страдания другого человека.

5 стр., 2164 слов

Лучшие сочинения про сочувствие для школьников

... «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» — сочинение Сострадание и сочувствие присуще сильным людям, готовым делиться своим временем и возможностями с другими людьми. Такие люди могут и защитить, и заступиться за слабого. Такого человека в жизни не ...

Помните очень важное правило и условия для проявления Сострадания — Нужно убедиться, что человек хочет помощи!

Сострадание и доброта проявляются в связке, но имеют некоторые различия. Доброта – это когда проявляешь к человеку добрые чувства, удовлетворяя его потребности, делаешь то, чего он желает.

Сострадание даёт человеку не то, что он хочет, а то, что ему необходимо

  • Зачастую страждущий хочет то, что ему вредно. Сострадательный человек даст человеку, то, что полезно, что ему пригодится.

Сострадание – основа человеколюбия. “

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования”, сказал — Федор Михайлович Достоевский

Сострадание – это качество сознания, которое или присутствует в человеке, или нет. Оно определяется сильным желанием помочь. Сострадание никого не осуждает. Сострадание — это Ваша способность поставить себя на место страждущего, понять его. Сострадание наполняет страждущего человека энергией настоящей Любви.

Сострадание – это способность вставать на точку зрения другого человека. Только человек, находящийся под влиянием энергии благости, может понять другого человека. Это не означает, что он бездумно принимает на вооружение все его жизненные принципы.

Сострадательный человек понимает, что у каждого человека, свой уровень сознания, свой уровень развития. Сострадание помогает человеку в рамках собственной Доброты.

Под сострадание рядятся многие пороки – , Сентиментальность, но посвящённый человек легко обнаружит фальшивки, слезливой жалости и подбадривания.

Имея дело с подделками, человек, он чувствует усталость, безысходность и пессимизм. К слову, страдания человеку ниспосланы, чтобы он прошел определенные жизненные уроки, понял, в чём заблуждался, нашел в себе силы справиться с трудностями и вызовами судьбы.

Сострадание — это качество, которым обладает только настоящий человек. Оно позволяет без раздумий прийти ближнему на помощь, когда это требуется; сопереживающий человек имеет способность прочувствовать боль ближнего так же, как свою собственную. Сочувствие — это очень хорошая тема для сочинения по русскому языку.

Нужны ли людям сочувствие и реальная помощь?

Попадая в какую-либо затруднительную ситуацию, человек нуждается в помощи и эмоциональной поддержке родных, друзей или даже посторонних людей. Сочувствовать – значит выслушать и постараться успокоить человека в состоянии стресса.

  • Сочувствие и понимание придает сил – человек осознает, что он не одинок, ему сопереживают. При этом меняется не сама ситуация, а отношение человека к ней. Успокоившись и выслушав совет, человек в состоянии по-другому взглянуть на проблему и увидеть выход из сложившегося положения.
  • Если человек разочаровался в жизни, считает себя полным неудачником и не видит смысла в дальнейшем существовании, искреннее сочувствие может реально помочь ему поверить, что жизнь не закончена, что много хорошего ждет его впереди.
  • Иногда психологической поддержки бывает недостаточно. Сочувствие, выраженное не только в словах, и есть реальная помощь. Это может быть материальная поддержка или определенные действия, направленные во благо.
  • Не каждый способен, даже проявляя душевную чуткость, помочь реально. Кто-то не хочет ввязываться в чужие проблемы, другой не хочет терять время и деньги для помощи, если видит, что они ему не вернутся.

ВАЖНО: Подлинное милосердие – бескорыстная самоотдача, когда дающий не задумывается о возврате денег, не ждет благодарности или восхищения окружающих.

Поддержать близкого человека в сложный период — самостоятельный выбор каждого

Чувство сострадания в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».

Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, — такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Будда Шакьямуни

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание — врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде. Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы).

Сострадание высшего, необусловленного уровня — это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.

Вместо заключения

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

В статье использована информация из книги «Сострадание в психологии буддизма» Джона Макрански, известного исследователя буддизма и Вед.

Воспитание сочувствия и сострадания у детей

Стоит заметить, что с раннего детства серьезное внимание требуется уделить воспитанию в детях сострадания и сочувствия. Ребенок, который не способен проявить такие эмоции, вырастает жестким и эгоистичным, а иногда становятся истиной бедой родителей и себя самого.

Умение сострадать и сочувствовать другим есть только у тех детей, чьи родители показывают подобные пример своим поведением. Дабы малыш заботился и сопереживал другим, когда у них проблемы, необходимо с раннего возраста оградить его от наказаний.

Воспитать подобные качества в детях можно только собственным примером. Родителям важно показать ребенку, как следует себя вести.

Если мама и папа проявляют взаимную вежливость, а также вежливы с другими людьми, показывают заботу, то и малыш привыкнет аналогично себя вести. Исследователи выяснили, что в семье испытывать сочувствие и сострадание больше способны мужчины. Но ведь мы привыкли считать, что они сильнее, потому показывают меньше чувств. Когда женщине плохо, мужчина помогает, не просто сочувствуя, а проявляя сострадание и заботу. Он готов круглые сутки помогать любимой.

Что касается женщин, то они способны испытывать сочувствие короткий промежуток времени. Это потому, что при недомогании мужчины, женщина, видя его эмоции, сначала чувствует сострадание. Но потом, заметив, как он пытается показаться сильным, сострадание у женщины проходит.

Даже если мужчины высказывают жалобы на жизнь, они не готовы к состраданию окружающих. При проявлении сочувствия к мужчинам, есть шанс зацепить их самолюбие, ведь все представители сильного пола боятся казаться слабыми.