Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

Сочинение

Нравственная идея Чингиза Айтматова

Сочинение на тему душа и ум

Заключительная часть сочинения-рассуждения по тексту, В. Г. Белинского

…Сила воли, безусловно, является «одним из главнейших признаков гения». С этим можно не согласиться, но факты, известные миру, всё равно будут свидетельствовать об обратном. Ломоносов – яркий пример человека с твёрдым характером. Единственное, что вызывает сомнение в позиции Белинского, так это то, что «никто, кроме этой могучей воли», не дал Ломоносову «средство идти к своей цели». Не думаю, что «на рубеже природы, в царстве смерти» могли жить люди ленивые и без толку проводящие своё время. Отсутствие силы воли для работы и для постоянной борьбы с погодными условиями означало бы неминуемую смерть. Мне кажется, что эта черта характера не оказала решающего влияния на судьбу великого учёного. По крайней мере, она вряд ли выделяла его из окружения. Умение видеть больше остальных, желание познавать секреты природы – вот, на мой взгляд, те подарки «любящей матери», которые положили начало столь известной биографии. Не будь этих двух составляющих его личности – сила воли нашла бы своё применение в борьбе с северными ветрами и в поисках пропитания. – Интересная точка зрения? Безусловно. Автор сочинения изложил своё видение проблемы и сделал это корректно, аргументировал его. – Про

Сочинение: Чингиз Айтматов

Эссе

Чингиз Ай

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биогра­фия будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четыр­надцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырна­дцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература». В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои — рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при са­мом активном их участии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

2 стр., 598 слов

Чингиз Торекулович Айтматов. Джамиля

... понятны его странности: мечтательность, любовь к одиночеству, молчаливость. Песни Данияра всполошили мою душу. А как изменилась Джамиля! Каждый раз, когда ... его мешка. Сколько разговоров и пересудов было в аиле! Женщины наперебой осуждали Джамилю: уйти из такой семьи! с голодранцем! Может ... три мыкался по дворам, а потом подался к казахам в Чакмакскую степь. Раненая нога Данияра (он только вернулся с ...

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную— от первого лица, от «я».

Проведенный в конце 1998 года опрос общественного мнения показал, что Айтматов считается третьим по популярности политиком — после президента Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.

Основные действия в романе «Плаха» происходят на бескрайних просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. Главные действующие лица: Авдий Каллистратов, гонцы за анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Автор для решения основных проблем романа, раскрытия психологии героев использует внутренние монологи, диалоги, сны и видения, образы-символы и их сравнение.

Авдий Каллистратов — одно из важнейших звеньев в цепочке героев «маюнкумских» глав «Плахи». Будучи сыном дьякона, он поступает в духовную семинарию и числится там «… как подающий надежды…» Однако, через два года его изгоняют за ересь. После исключения из духовной семинарии Авдий работает внештатным сотрудником комсомольской газеты, редакция которой была заинтересована в таком человеке, так как бывший семинарист являлся своеобразной антирелигиозной пропагандой. Кроме того, статьи героя отличались непривычными темами, что вызывало интерес у читателей. Для того, чтобы собрать подробный материал об анашистах, понять психологию опасных для общества людей, Авдий проникает в их среду, становится гонцом. Он хочет объяснить им, что дело, которым они занимаются, приносит страдания другим, однако его не понимают и жестоко избивают. Авдий выживает, однако вскоре, попав снова в «плохую» , отстреливая антилоп-сайгаков из пулемётов, погибает за свои убеждения, за веру в хороших людей…

Последним действующим лицом «маюнкумских» глав, в приложении к которому исследуется проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев. Сюжетная линия персонажа переплетается с линией волков. С Авдием Каллистратовым герой никогда не встречается на страницах романа, но, тем не менее, его жизнь наполнена идеями Христа ХХ века. Бостон «… аккумулирует в себе накопленные за тысячелетия народом здоровые навыки и принципы бытия и своего пребывания на земле,… учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает устремления к реальному гуманизму.»

Деградация человека и жестокость, усилившаяся в обращении с природой, окружающими людьми становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что Базарбай, его сосед, разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу Бостона. Досаждающие Бостону волки, ставшие полностью непредсказуемыми после потери потомства, вынудили его покончить с ними. Убив волка, а затем и волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую мудрость и разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути потери свободы Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над Базарбаем, тем самым преступив закон.

Отдельная сюжетная линия, связывающая судьбы Авдия и Бостона, повествует о судьбе волчьей пары: Акбары и Ташчайнара. Их несчастье в том, что они жили не во времена их предков, когда всем управляли законы природы, а в веке, когда вершителями судеб стали люди, старающиеся подчинить себе всё на Земле. Трагедия волков, выразившаяся в потере трёх потомств, смене традиционных мест обитания, и, в итоге, гибели, показывает всё обостряющуюся проблему необратимого влияния человека на Природу, которая становится глобальной.

2 стр., 565 слов

Эссе человек становится вполне человеком в процессе культуры

... благородства, ответственности за свои изобретения и поступки. Как писал Г.П.Федотов : «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления ...

Роман «Плаха» — призыв автора к пересмотру человечеством своих ужасных поступков, осознать всю страшную угрозу, которую человек несёт окружающему миру, а следовательно и себе самому… Но вот воспользуется ли человек возможностью изменить жизнь, спасти МИР, в котором живёт – на это сложно ответить, ведь жить, когда всё зависит от тебя, гораздо проще…

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Разум человека — это живой сгусток вечности, вобравший в себя тысячелетия истории и эволюции, наше прошлое, настоящее и конструкцию грядущего… Мы есть то, что мы помним и ждем.

Ч. Айтматов

Чингиз Айтматов является одним из самых ярких современных прозаиков. Каждое его произведение — это новый взгляд на проблемы современной действительности, философски освещаемые с точки зрения вечных духовных ценностей, трепетно выращенных народным сознанием на протяжении многих веков истории.

Жизненный путь Чингиза Айтматова позволяет ему в полной мере быть сыном своего народа — писатель знает современную жизнь с самых разных сторон. Писатель получил специальность зоотехника и очень любил свою работу, благодаря которой смог в полной мере познать и полюбить родную природу. И все это — и красота, и труд, и страдание — стало переполнять чуткую душу и изливаться в слово. Духовно познавая первобытный жизненный уклад соотечественников, он внимательно глядит на современную цивилизацию — и наоборот…

Герой Айтматова — укротитель стихий и смыслов, он имеет дело с первоосновами природы и со смыслами человеческого существования: любовь — страсть («Тополек мой в красной косынке»), истина («Прощай, Гульсары!»), справедливость («Ранняя жертва»), жертвенность («Пегий пес, бегущий краем моря», «Плаха»)…

Природу Айтматов принимает поистине поэтически, в высшем смысле этого слова — она неизбывна, прекрасна и вечна, мудрость природы — это Высший разум, следуя которому человек, даже в своем современном сознании, способен достичь гармонии и изначальной справедливости…

Во многих произведениях (пьесе «Восхождение на Фудзияму», написанной совместно с К. Мухамеджановым, романе «Плаха») писатель выходит к самым первоначальным элементам бытия: личность — перед судом совести, человеческое общество и его деятельность перед судом первостихий природы. Герой постепенно выводится к вратам бытия: недаром одним из главных героев его этапного романа «Плаха» является сын священника Авдий Каллистратов, недоучившийся студент духовной семинарии. Веруя в добро и справедливость, он пытается бороться против человеческих пороков, но, столкнувшись с реальным злом, терпит трагическое поражение (пытаясь доказать одичавшим наркоманам пагубное влияние наркотиков на человека, он подвергается осмеянию, а в попытках предупредить жестокий и бессмысленный расстрел диких животных — волков и сайгаков — оказывается распятым убийцами).

Символ, так часто используемый Айтматовым, здесь предельно обострен: в минуту опасности сайгаки и волки бегут вместе, не помышляя о взаимной вражде, тогда как человек выступает олицетворением бессмысленного зла, убивающего себе подобного, причем «подобным» в равной степени выступает и человек, и животное…

Всемирный христианский символ терпения и жертвенности — распятие — выступает призывом к следующим за ним героям: «Не жди! Выходи один воин на поле правды, и, быть может, это зажжет и других верой в свои силы, очистит их от подлости и лжи!».

Жизнь Бостона Уркунчеева — другого героя романа «Плаха» — является еще одной попыткой реализации тех ценностей, которые проповедовал Авдий. Однако предыдущие накопившиеся злодеяния человека против природы неизбежно приводят к нарушению изначальной справедливости. В попытках спасти своего сына, украденного волчицей в отместку за своих убитых щенков, Бостон случайно попадает в него из ружья, и мальчик погибает. Здесь в образе волчицы Акбары, не сумевшей выполнить свое предназначение — оставить потомство (люди на протяжении трех лет истребляли ее щенков), писатель показывает обезумевшую от человеческого произвола мать-природу, слепо сметающую в своей ярости и правых и виноватых, убивающую саму жизнь…

Философским итогом произведений Айтматова является старая, как мир, мысль: для того чтобы жизнь человеческая могла быть прожита достойно, в ней должны присутствовать как основные составляющие сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброта и понимание. Чтобы не попасть «на плаху», в человеке должно присутствовать нравственное начало, освященное постоянным осознанием единства с природой: человечество — лишь малая ее часть, но вне матери-природы человек уже не сможет оставаться самим собой. Отдаление от своих корней ведет к деградации личности. Пустоты необходимо незамедлительно чем-то заполнить, и человек придумывает для себя мнимые развлечения — наркотики, безумные игры в уничтожение себе подобных, и изначальная прозрачность души замутняется варварским эгоизмом, уничтожающим не только душу и жизнь, но и саму возможность жизни для последующих поколений.

Литературное наследие Чингиза Айтматова несет в себе непреходящую идею гуманизма, заботу о сохранении общечеловеческих ценностей, являющихся непременной составляющей всей Человеческой — с большой буквы — жизни.

Беру это сочинение!