Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым

Сочинение

В заключительной части сочинения-рассуждения по тексту В. Г. Белинского можно сделать следующие выводы. Автор подчеркивает, что сила воли является одним из главнейших признаков гения. Он приводит пример Ломоносова, который проявил твёрдый характер и сильную волю в достижении своих целей. Однако, автор сомневается в том, что только сила воли была решающей характеристикой Ломоносова, так как без нее люди не могли выжить на рубеже природы. Автор считает, что помимо силы воли, важными аспектами успеха Ломоносова были его умение видеть больше остальных и желание познавать секреты природы.

Интересно отметить, что автор сочинения представил свою точку зрения на проблему и аргументировал ее. Он сделал вывод, что сила воли не является единственным фактором успеха, а важным дополнением к другим качествам личности.

В связи с этим, можно сделать аналогию с нравственной идеей Чингиза Айтматова. В его произведениях часто прослеживается тема борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости. Он призывает к мудрости, справедливости и гуманизму. Чингиз Айтматов в своих произведениях также обращается к вопросам нравственности и морали, анализирует внутренний мир героев и их поступки.

Таким образом, можно сказать, что нравственная идея Чингиза Айтматова заключается в том, что важно не только иметь силу воли, но и поступать с мудростью, справедливостью и гуманизмом. Эти качества помогают преодолевать трудности и достигать успеха не только в жизни, но и в деле самосовершенствования.

Введение

Айтматов — выдающийся кыргызский писатель, чьи произведения знамениты своей искренностью и прямотой. В своих работах он описывает жизнь советских тружеников и их веру в светлые начала. В романе «Плаха» Айтматов использует различные литературные приемы для раскрытия психологии героев и решения основных проблем.

Манера повествования

Айтматов нашел свои темы, героев и манеру повествования, которая отличается взволнованностью, приподнятостью и доверительностью. Часто он использует форму исповеди от первого лица, чтобы передать искренность героев и их отношение к миру.

Популярность Айтматова

В конце 1998 года проведенный опрос общественного мнения показал, что Айтматов считается третьим по популярности политиком в Кыргызстане. Его популярность сравнима с президентом Аскаром Акаевым и мэром Бишкека Феликсом Куловым.

31 стр., 15027 слов

Художественное своеобразие мифов Ч. Айтматова

... Чингиза Айтматова». Здесь автор прослеживает, как в глубоко реалистическом творчестве писателя национальная эпическая традиция влияет не только на стилистику произведений Айтматова, но и на его восприятие мира ... века, в котором разум обычно засоряет сказочные видения жизни. И в то же ... внутреннего мира героев непосредственно через мир природы, - все это не есть нечто просто заимствованное Айтматовым ...

Основные действия в романе «Плаха»

Роман «Плаха» разворачивается на просторах Маюнкумской саванны, Прииссыкулья. Главные герои: Авдий Каллистратов, гонцы за анашой, оберкандаловцы и Бостон Уркунчиев. Айтматов использует различные литературные приемы, такие как внутренние монологи, диалоги, сны и видения, образы-символы и их сравнение, для раскрытия психологии героев и решения основных проблем романа.

Авдий Каллистратов

Авдий Каллистратов является одним из важных персонажей романа «Плаха». Он был сыном дьякона и поступил в духовную семинарию, где считался подающим надежды. Однако его исключили из семинарии за ересь. После этого он начал работать внештатным сотрудником комсомольской газеты, где его статьи привлекали внимание читателей своими необычными темами.

Для того чтобы собрать информацию об анашистах и понять их психологию, Авдий проникает в их среду и становится гонцом. Он пытается объяснить им, что их деятельность причиняет страдания другим, но его не понимают и жестоко избивают. В конечном счете, Авдий погибает за свои убеждения и веру в хороших людей, отстреливая антилоп-сайгаков из пулеметов.

Исследование о свободе и несвободе в романе «Плаха»

Последним действующим лицом «маюнкумских» глав, в приложении к которому исследуется проблема свободы-несвободы, является Бостон Уркунчиев. Сюжетная линия персонажа переплетается с линией волков. С Авдием Каллистратовым герой никогда не встречается на страницах романа, но, тем не менее, его жизнь наполнена идеями Христа ХХ века. Бостон «… аккумулирует в себе накопленные за тысячелетия народом здоровые навыки и принципы бытия и своего пребывания на земле,… учитывая опыт человека ХХ столетия, выражает устремления к реальному гуманизму.»

Деградация человека и жестокость, усилившаяся в обращении с природой, окружающими людьми становится причиной трагедии Бостона. Дело в том, что Базарбай, его сосед, разорив волчье логово, приводит зверей к жилищу Бостона. Досаждающие Бостону волки, ставшие полностью непредсказуемыми после потери потомства, вынудили его покончить с ними. Убив волка, а затем и волчицу-мать, воплощающей и олицетворяющей в себе Природу, её высшую мудрость и разум, Бостон убивает себя в своём потомстве. Однако на пути потери свободы Бостон идёт ещё дальше, становясь таким же несвободным человеком, как и Кочкорбаев, оберкандаловцы и анашисты, учиняя самосуд над Базарбаем, тем самым преступив закон.

Отдельная сюжетная линия, связывающая судьбы Авдия и Бостона, повествует о судьбе волчьей пары: Акбары и Ташчайнара. Их несчастье в том, что они жили не во времена их предков, когда всем управляли законы природы, а в веке, когда вершителями судеб стали люди, старающиеся подчинить себе всё на Земле. Трагедия волков, выразившаяся в потере трёх потомств, смене традиционных мест обитания, и, в итоге, гибели, показывает всё обостряющуюся проблему необратимого влияния человека на Природу, которая становится глобальной.

Роман «Плаха» — призыв автора к пересмотру человечеством своих ужасных поступков, осознать всю страшную угрозу, которую человек несёт окружающему миру, а следовательно и себе самому… Но вот воспользуется ли человек возможностью изменить жизнь, спасти МИР, в котором живёт – на это сложно ответить, ведь жить, когда всё зависит от тебя, гораздо проще…

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Разум человека — это живой сгусток вечности, вобравший в себя тысячелетия истории и эволюции, наше прошлое, настоящее и конструкцию грядущего… Мы есть то, что мы помним и ждем.

Ч. Айтматов

Чингиз Айтматов является одним из самых ярких современных прозаиков. Каждое его произведение — это новый взгляд на проблемы современной действительности, философски освещаемые с точки зрения вечных духовных ценностей, трепетно выращенных народным сознанием на протяжении многих веков истории.

Жизненный путь Чингиза Айтматова позволяет ему в полной мере быть сыном своего народа — писатель знает современную жизнь с самых разных сторон. Писатель получил специальность зоотехника и очень любил свою работу, благодаря которой смог в полной мере познать и полюбить родную природу. И все это — и красота, и труд, и страдание — стало переполнять чуткую душу и изливаться в слово. Духовно познавая первобытный жизненный уклад соотечественников, он внимательно глядит на современную цивилизацию — и наоборот…

Герой Айтматова — укротитель стихий и смыслов, он имеет дело с первоосновами природы и со смыслами человеческого существования: любовь — страсть («Тополек мой в красной косынке»), истина («Прощай, Гульсары!»), справедливость («Ранняя жертва»), жертвенность («Пегий пес, бегущий краем моря», «Плаха»)…

Природу Айтматов принимает поистине поэтически, в высшем смысле этого слова — она неизбывна, прекрасна и вечна, мудрость природы — это Высший разум, следуя которому человек, даже в своем современном сознании, способен достичь гармонии и изначальной справедливости…

Во многих произведениях (пьесе «Восхождение на Фудзияму», написанной совместно с К. Мухамеджановым, романе «Плаха») писатель выходит к самым первоначальным элементам бытия: личность — перед судом совести, человеческое общество и его деятельность перед судом первостихий природы.

Герой постепенно выводится к вратам бытия: недаром одним из главных героев его этапного романа «Плаха» является сын священника Авдий Каллистратов, недоучившийся студент духовной семинарии. Веруя в добро и справедливость, он пытается бороться против человеческих пороков, но, столкнувшись с реальным злом, терпит трагическое поражение (пытаясь доказать одичавшим наркоманам пагубное влияние наркотиков на человека, он подвергается осмеянию, а в попытках предупредить жестокий и бессмысленный расстрел диких животных — волков и сайгаков — оказывается распятым убийцами).

Символ, так часто используемый Айтматовым, здесь предельно обострен: в минуту опасности сайгаки и волки бегут вместе, не помышляя о взаимной вражде, тогда как человек выступает олицетворением бессмысленного зла, убивающего себе подобного, причем «подобным» в равной степени выступает и человек, и животное…

Всемирный христианский символ терпения и жертвенности — распятие — выступает призывом к следующим за ним героям: «Не жди! Выходи один воин на поле правды, и, быть может, это зажжет и других верой в свои силы, очистит их от подлости и лжи!».

Жизнь Бостона Уркунчеева — другого героя романа «Плаха» — является еще одной попыткой реализации тех ценностей, которые проповедовал Авдий. Однако предыдущие накопившиеся злодеяния человека против природы неизбежно приводят к нарушению изначальной справедливости. В попытках спасти своего сына, украденного волчицей в отместку за своих убитых щенков, Бостон случайно попадает в него из ружья, и мальчик погибает. Здесь в образе волчицы Акбары, не сумевшей выполнить свое предназначение — оставить потомство (люди на протяжении трех лет истребляли ее щенков), писатель показывает обезумевшую от человеческого произвола мать-природу, слепо сметающую в своей ярости и правых и виноватых, убивающую саму жизнь…

Философским итогом произведений Айтматова является старая, как мир, мысль: для того чтобы жизнь человеческая могла быть прожита достойно, в ней должны присутствовать как основные составляющие сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброта и понимание. Чтобы не попасть «на плаху», в человеке должно присутствовать нравственное начало, освященное постоянным осознанием единства с природой: человечество — лишь малая ее часть, но вне матери-природы человек уже не сможет оставаться самим собой. Отдаление от своих корней ведет к деградации личности. Пустоты необходимо незамедлительно чем-то заполнить, и человек придумывает для себя мнимые развлечения — наркотики, безумные игры в уничтожение себе подобных, и изначальная прозрачность души замутняется варварским эгоизмом, уничтожающим не только душу и жизнь, но и саму возможность жизни для последующих поколений.

Литературное наследие Чингиза Айтматова несет в себе непреходящую идею гуманизма, заботу о сохранении общечеловеческих ценностей, являющихся непременной составляющей всей Человеческой — с большой буквы — жизни.

Беру это сочинение!