Основными особенностями поэзии А.А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и «летучих» настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела «бедного мира». В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, искусство.
Любовная лирика Фета светла, солнечна. Она богата оттенками чувства, всегда наполнена ощущением счастья. Любовь для поэта — прибежище «от вечного плеска и шума жизни». Его отношение к женщине трепетное, нежное («На заре ты ее не буди…», «В златом сиянии лампады полусонной…»).
В любовном чувстве Фета есть какая-то надежность и умиротворенность, совершенное отсутствие роковых страстей и поединков, как это было у Тютчева. Любовь в поэзии Фета всегда побеждает холод души. Два любящих человека понимают друг друга, и это взаимопонимание рождает «пленительный сон» и «мед благовонный» любви («Сонет», «Серенада», «Сияла ночь, луной был полон сад…»).
Фет — «природы тайный соглядатай». Он замечает и цвет, и звук, разлитые в природе, малейшие подробности ее состояния. В стихотворении «Печальная береза» поэт наблюдает из своего окна обнаженную, замерзшую на морозе березу, которая становится для него воплощением красоты северного края. Фет часто изображает в своих миниатюрах русскую зиму с ее сугробами, снежной вьюгой в поле, «огонечками мороза» при луне. Зима олицетворяет необыкновенную, характерную только для России красоту (цикл «Снега»).
Необычно по художественному приему стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь полностью отсутствуют глаголы и тем не менее динамика жизни передана необычайно точно и остро. Параллельно развиваются два потока событий: в природе — смена ночи утром, между людьми — объяснение в любви. Назывными предложениями передается смена наполненных действием мгновений. Жизнь как бы пульсирует, полная событий, ночь предвещает радость и счастье дня. В поэзии Фета природа беспредельна, но вместе с тем она ограничена сферой видимого поэтом мира («Фантазия»).
Искусство — третья тема поэзии Фета. Поэт часто обращается к искусству Древней Греции и Рима, видя в творениях античности величайшую гармонию. В стихотворении «Диана», навеянном тициановской картиной, Фет любуется телесной красотой и гармоничностью богини. Поскольку Диана — богиня природы, она естественно включается в эту природу: отражается в воде, как бы выходя из нее. Фета привлекала пластика античных статуй как выражение божественного вдохновения художника. В стихотворении «Кусок мрамора» поэт, видя мраморную глыбу, рассуждает о том, что из нее может выйти под умелой рукой скульптора.
Крестьянская поэзия. Анализ стихотворения Сурикова «Зима»
... поэтов, представителей такого направления как крестьянская поэзия. В своих произведениях он воспевал простую и незамысловатую сельскую жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости. Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым ... в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух. Сочинения по темам: Сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» К. Ф. Юон — замечательный пейзажист. В ...
Фет хотел сблизить людей через искусство. Слов казалось ему мало, он искал новые возможности для духовного общения. Таким средством взаимопонимания людей может быть музыка. Тема музыки входит в поэзию в стихах цикла «Мелодия»:
Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок.
Те звуки понятны мне вдвое:
Наполнили силой чудесной Они мне все сердцу родное.
Непосредственно поэзии посвящено стихотворение «Муза». В последние годы жизни Фет создает цикл стихов о любви «Вечерние огни», в которых отрицает власть времени над человеком, конечность жизни.
Общим для всей поэзии Фета было стремление уйти от вопросов гражданского, общественного звучания в мир чистых чувств.
Дополнительная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-stihotvoreniyu-feta-na-rassvete/
Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева. М., 1980.
Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
Озеров Л.А. А.А. Фет. О мастерстве поэта. М., 1970.
Озеров Л. Поэзия Тютчева. М., 1975.
Пигарев К. Тютчев и его время. М., 1978.
Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (истоки, метод, эволюция) // Далекое и близкое. М., 1981.
На этой странице искали :
- поэзия фета сочинение
- поэзия фета
- сочинение на тему поэзия Фета
- сочинение на тему фет
- сочинение фет