Стихотворение А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение

В творчестве по-настоящему удивительного русского поэта А. А. Фета каждая строка, каждый звук наполнен невероятной жизнеутверждающей силой, первозданной свежестью и возвышенностью чувств. Его считают настоящим мастером пейзажной лирики. И действительно, Фет писал удивительные стихи о природе, которая никогда не была для поэта лишь набором предметов и явлений, таких как дерево, река, поле, гроза, вечер, звезды… Пейзажи Фета — это субъективное восприятие жизни, постоянное ощущение гармонии внутреннего состояния автора и состояния окружающего мира. Наверное, именно благодаря этой гармонии, этому «трепету жизни» из-под его пера вышли замечательные произведения, которые по праву относят к шедеврам русской литературы.

Первые же строки таких стихотворений Фета, как «На заре ты ее не буди…», «Фантазия», «Я тебе ничего не скажу…» уводят нас в мир того волшебного чувства, которым проникнуто в них каждое слово.

Именно к таким шедеврам относится написанное в 1891 году стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором со свойственным ему мастерством Фет передает широкую гамму чувств, охватывающих героя.

С первых же строк перед нами зримо возникает образ лирического героя, возможно, самого автора, оказавшегося во власти лесных звуков и образов. О чем это стихотворение, что хотел поведать нам поэт?

Как это часто бывает у Фета, смысл лирического произведения невозможно передать одним словом.

Быть может, здесь именно то ощущение гармонии, взаимосвязи человека и природы, характерное для его пейзажей?

Поэт обладал уникальной способностью сложно выстраивать образ, переводя нас от одного художественного восприятия к другому. Именно эта смена образов, настроений, ассоциаций и является ведущей в данном стихотворении.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…» — так начинается произведение, и перед нашим мысленным взором возникает тропинка в лесу и путник, оказавшийся один на один с незнакомым и таинственным миром.

Ель словно предупреждает героя, заставляет задуматься о том, стоит ли продолжать этот путь. Звуки природы, окружающие героя, лишь усиливают смятение его чувств:

2 стр., 587 слов

Любовь – космическое чувство ( -размышление о гармонии чувств)

... душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… К большому сожалению, такое космическое чувство доступно не каждому человеку. Да и как ... на факты. Придерживаясь крайностей, мы никак не можем обрести той гармонии, к которой стремимся. А путь к ней, на мой ... с миром. Так происходит и в нашей жизни, где одни отдаются космическому чувству любви, а другие пристально смотрят под ноги и ...

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Буря чувств, взыгравших в душе путника, пугает и удивляет его самого. И веселье, и грусть, и испуг, и пугающая неизвестность — все сливается воедино и подхватывается окружающей природой:

Ветер. Кругом все гудет и колышется.

Листья кружатся у ног.

И все это движение — покачивание деревьев и кружение листьев вот-вот вовлечет героя в водоворот неведомого мира. Да, лес перестает быть просто совокупностью большого количества деревьев — он становится живым существом, рождающим звуки, образы, эмоции. И кажется, даже мы сами, оказавшись во власти этого могучего существа, обречены поддаться его чарам, остаться здесь навсегда.

Но вдруг вся эта тревожная картина прерывается неожиданно раздавшимся звуком:

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

И совершенно новые чувства охватывают героя. Он уже видит спасительный выход из лесного плена, его уже не страшат «мертвые листы». Воодушевленный внезапной радостью, он спешит на этот «сладостный зов» «глашатая лесного»:

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Перед нами сам собой возникает образ прекрасной девушки, возможно даже какой-то волшебницы, которая явилась как неожиданный ангел-спаситель в лесном хаосе. Куда девалась вся тревога и страх? И где теперь то смятение чувств, которое охватывало нас вначале? Они развеялись с первым же звуком рожка, наполнив сердце бесконечным ощущением долгожданного и заслуженного покоя и счастья.

Создавая произведения на традиционные, «вечные» лирические мотивы и темы, А. А. Фет, тем не менее, предстает перед нами каждый раз новым и непредсказуемым. Он мастер неожиданных решений. Он способен прядать особую окраску, живость, насыщенность своим стихотворениям часто лишь одним штрихом, мимолетной сменой интонаций, мелодики, ритма. В довольно сжатой, компактной форме поэт передает всю гамму сложных человеческих чувств и глубокое содержание. Это свойство сам Фет считал необходимой особенностью лирического стихотворения, которое «подобно розовому шипку: чем туже свернуто, тем больше носит в себе красоты и аромата».

Все это можно смело отнести и к стихотворению «Ель рукавом мне тропинку завесила…». В нем всего двенадцать строк, а сколько энергии, ритмики, чувства, какое множество звуков, событий, эмоций! Словно отдельно прожитая жизнь. Или, по крайней мере, значительный ее период. Особая форма построения четверостиший, четкий ритм, смена длинных и коротких строк обостряют восприятие, передают всю напряженность чувства героя: испуг, смятение, смена тревоги неожиданной радостью, и, наконец, успокоение и умиротворение. Все это говорит о неповторимом умении поэта находить именно те звуки, те формы изложения событий, которые наиболее точно соответствуют внутреннему содержанию, более ярко передают мысли и чувства автора. Где еще мы встретим столько динамики, силы, движения? Хотя, если вдуматься, Фет ни слова не говорит о том, что его герой куда-то направляется, едет он или идет по этому лесу. Мы воспринимаем происходящее только по отрывистым фразам, звукам, повторам слов: «ветер… ветер…», «все гудет и колышется…», «шумно, и жутко, и грустно, и весело». И вот уже, как свет в конце темного тоннеля, — призывный звук рожка. И та загадочная «ты», которая приветствует «странника бедного». В этом весь А.А. Фет — таинственный странник, волнующий, динамичный. Выдающийся мастер лирики природы и интимной лирики, поэт-философ, который не перестает поражать и удивлять духовным богатством своего внутреннего мира и внутреннего мира своих героев. Поэт, к которому в наибольшей степени применимы его собственные слова: «Поэт есть собственно такой человек, у которого видимо для постороннего взгляда изо всех пор сочится жизнь, независимо от его воли».

28 стр., 13653 слов

Природа в творчестве русских поэтов

... взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, все время взаимодействующее и взаимопроникающее, ... Царь-рыба». Два могучих человеческих чувства составляют основу книги, суть авторского ... завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, ... героев, как это случилось с охотником и рыбаком Акимкой, до подвига самопожертвования в тайге. Их человеческие качества и ...